Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
А снег не знал и падал…
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
19 октября 2017 года, 14:52
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Теплая зима – редкий подарок для норильчан. Но зачастую в те дни, когда мы, рядовые горожане, радуемся наступившей оттепели или пушистым сугробам, для работников управления автомобильных дорог и снегоборьбы АТО “ЦАТК” это означает лишь одно: работы привалило. Причем в прямом смысле слова.
В выходные Норильск снова засыпало снегом. Однако ни в городе, ни за его пределами проблем для автотранспорта нет. Начальник УАДиС Тимур Колесников обнадеживает: к зиме подготовились, техники хватает. В парке на сегодня 113 единиц.
– Летом наше предприятие производит ямочный ремонт дорог и укладку асфальто-бетонной смеси, а зимой очищает от снега автодороги НПР, подведомственные предприятиям Заполярного филиала, а также столь важную для всех норильчан трассу, как автодорога Норильск – Алыкель. Этот муниципальный контракт нам доверяют уже не первый год. Работаем в круглосуточном режиме. В любую погоду.
Можно сколько угодно изучать сухие цифры отчетов о вывезенных с технологических дорог тоннах снега или уложенных летом квадратных метрах асфальта. Однако  всегда лучше пообщаться с теми, чей труд стоит за скупой формулировкой “содержание и ремонт автодорог”.
В гостях у Севера
Обязанностей у Магомедрасула Аскерова, заместителя начальника УАДиС, много.
– В моей компетенции руководство цехом вспомогательного производства, контроль за содержанием дорожно-строительной техники, работой ремонтной базы. А еще заявочная кампания. Охрана труда и соблюдение правил ТБ, – перечисляет он.
Уроженец города Буйнакска Республики Дагестан приехал в Норильск в 1994 году, после службы в рядах Советской армии. Здесь у  Магомедрасула живет сестра.
– И вот уже “в гостях” 23 года, – шутит Аскеров. – Устроился в УАДиС поначалу водителем – начинал на ЗИЛ-130. Но сегодня машины на предприятии, конечно, другие. Техника с каждым годом совершенствуется, становится все сложнее и в то же время интереснее. Прогресс не стоит на месте.
Модернизированные кабины машин, где созданы все условия для работы: дополнительный обогрев, в том числе стекол, улучшенная система управления, вспомогательная электроника, автоматическая коробка передач – еще пару десятков лет об этом можно было только мечтать. Магомедрасул Аскеров рассказывает о новых грейдерах, снегоочистителях на базе Volvo, мощных снегоуборочных роторах швейцарской фирмы Rolba. Производительность последних такова, что 30-тонный самосвал роторы могут загрузить снегом всего за две минуты. А еще в УАДиС есть отечественная техника, также хорошо себя зарекомендовавшая в условиях достаточно экстремальной эксплуатации в Норильске.
– На многих производственных предприятиях есть такое понятие, как объем выполненных работ. Это может быть применимо к УАДиС? – вопрос заместителю начальника управления.
– У нас есть объемы по летним ремонтным работам автомобильных дорог. Если же говорить о зимнем периоде, то здесь как планировать? – резонно замечает Магомедрасул. – Объемы будут зависеть только от погодных условий, прогнозировать что-то невозможно. И тем не менее, несмотря на снег, гололед, мы обязаны содержать дороги согласно ГОСТам.
Сам себе синоптик
Александр Мартынов тоже в свое время приехал в Норильск к сестре. И тоже после армии. Но стаж работы на предприятии у начальника дорожно-эксплуатационного участка УАДиС – 33 года.  
– В 1984 году управление автомобильных дорог и снегоборьбы было отдельным структурным подразделением комбината, – вспоминает Александр Мартынов. – Начинал я свою карьеру машинистом бульдозера. Потом стал мастером, исполнял обязанности начальника гаража, участка… А с 1994 года постоянно работаю как ИТР.
В своей нынешней должности Мартынов трудится вот уже 12 лет. В подчинении у него 32 человека – сменные мастера, прорабы, производители работ, дорожные рабочие.
– Какой был самый сложный год для меня? Последние несколько зим не ахти какие сложные… Погода благоволит нам. Постоянная температура позволяет как-то спланировать работу. Другое дело, если приходят неожиданные циклоны и надолго задерживаются в Норильске. В этом плане запомнился больше всего 1993 год, тяжелым для нашей службы был также 1999-й. И кстати, осень 2017-го тоже стала непредсказуемой. Мы еще до 25 сентября начали дежурство, и по сегодняшний день погода не дает нам продыху: то гололед, то снег. По прогнозу, осадков не должно быть, а снег снова валит и валит… Мы только вроде почистили дороги, шлак подсыпали, а тут нужно заново все начинать. Хотя за годы уже привыкаешь к этому.
Основная задача дорожно-эксплуатационного участка, которым руководит Мартынов, – обслуживание автодорог и обеспечение безопасного проезда к переделам ЗФ технологического транспорта, и в первую очередь занятого перевозкой руды.
– Большой объем работ также приходится выполнять на трассе Норильск – Алыкель. По нашим меркам, это скоростная дорога и здесь не исключены ДТП, – Мартынов на всякий случай стучит по столу. – Тем не менее мы справляемся с обслуживанием, претензий к нам нет.
В помощи синоптиков дорожные службы сегодня особо не нуждаются – всю информацию о погоде можно в Интернете найти. А в случае с таким опытным человеком, как Мартынов, так и вообще можно сказать: он сам себе синоптик.
– Основной показатель – атмосферное давление, – объясняет Александр Валентинович. –  У меня в кабинете есть барометр. Если давление держится на отметке 750–760 мм ртутного столба, то погода будет стабильная. А если падает – значит где-то близко циклон, жди снега и метелей.  
Нормальная работа
Бетонщик участка искусственных сооружений Павел Куликов – коренной норильчанин. Устроился в УАДиС в 1997 году и связывает с этим предприятием свою жизнь еще как минимум десяток лет – в мае этого года Павел вступил в корпоративную программу “Мой дом”, став обладателем квартиры в Завидово.
– Что входит в понятие “искусственные сооружения”? – пытается доступно объяснить бетонщик. – Остановки, водосливные трубы под дорогами – если они замерзают зимой, мы их размораживаем, блоки устанавливаем, чтобы машины не могли вылететь с полосы на обочину. Уборка мусора на дорогах тоже наша задача.
– А бетон, кстати, до какой температуры можно заливать?
– Современные технологии позволяют это делать до минус 20 градусов. Бетон в этом случае укладывается с подогревом. Хотя, понятно, основные работы у нас летом.
В холодное время  года Павел с товарищами тоже без дела не сидит.
– Работаем как стропальщики, перевозим катки, чистим крышу цеха, делаем ремонт в гараже, приводим в порядок инструменты – выполняем подсобные работы. А сейчас пора уже очищать мосты от снега, делать пешеходные тропинки.
– Физически это тяжелая работа?
– Да нормальная работа, – отвечает атлетически сложенный Павел. – Спортом? Нет, не занимаюсь ничем. Раньше увлекался картингом. А сейчас все свободное время стараюсь уделить семье. Старшей дочери Кате 21 год, а Лиза еще только учится в пятом классе. Жена Татьяна работает бухгалтером в метеослужбе. О погоде ее специально не спрашиваю. Хоть ветер, хоть тихо – нам все равно на работу выходить, мосты чистить.
Женщины любят порядок
Дорожная рабочая дорожно-эксплуатационного участка Дина Зюкова работает в УАДиС с 2002 года. А до того норильчанка трудилась помощником воспитателя в детском саду. Признается: ни разу не пожалела, что кардинально сменила сферу деятельности. И уж тем более – что устроилась в АТО “ЦАТК”.
– В этом году предприятие отмечает 80-летие. А у меня свой маленький праздник – в декабре будет 15 лет, как я работаю здесь, – объясняет норильчанка. – Я рада, что предприятие развивается, условия труда улучшаются, техника модернизируется. Она у нас разная – КамАЗы, грейдеры, “Кировцы”, пескоразбрасыватели, асфальтоукладчики… Здесь постоянное движение. И мне это очень нравится.
– Что подразумевает ваша профессия?
– В зимнее время мы контролируем погрузку и вывоз снега, расстановку дорожных знаков, ведем учет автотранспорта. В летний период участвуем в ремонте дорог, укладке асфальтобетонной смеси. В основном это, конечно, уличная работа.
– Труд явно не из легких. А мужчины у вас есть?
– Не так много. Я, когда только на предприятие пришла, тоже удивилась, что в основном дорожные рабочие – женщины, ведь нам приходится и асфальт кидать, и снег лопатой убирать. Но с другой стороны, это возможность поддерживать хорошую физическую форму, бесплатный фитнес, – смеется Дина. – Опять же, сейчас в отличие от прошлых лет все механизировано. Раньше асфальт укладывали под грейдер, и нам нужно было выставлять тяжелые рейки. А после того как грейдер разровняет асфальт – лопатами убирать лишнее. Это очень тяжело. Сейчас же все делает асфальтоукладчик. Дорожный рабочий только расставляет знаки, ограждает место деятельности и следит за движением техники. Функции в основном теперь только организаторские.
Посменная работа сложностей для норильчанки не создает. Наоборот. Есть возможность заняться домашними делами, уделить внимание младшей дочери, учащейся пятого класса. А старшая, Мария, сейчас учится в Питере.  
– Супруг на “Медвежке” машинистом буровой установки трудится. Так что мы с ним на одной волне… Техника УАДиС тоже в карьере работает. Бывает, ездим туда на пескоразбрасывателе, подсыпаем дороги. Так что нам всегда есть о чем поговорить.
– Непогода создает сложности?
– Работы добавляет, – кивает Дина. – Но когда видишь дороги чистые, когда водители на трассе останавливаются и спасибо нам говорят за красивый асфальт – это позитив. Женщина по природе своей аккуратна и организованна, для нее важен порядок – отсюда и результат.
Александр Мартынов: “С работой мы справляемся, претензий к нам нет”
Павел Куликов: “Хоть ветер, хоть тихо – мы работаем в любую погоду”
Дина Зюкова: “Когда водители на трассе останавливаются и спасибо нам говорят за красивый асфальт – это позитив”
0

Читайте также в этом номере:

Это нужно увидеть (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Достигнут баланса (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Газ под прикрытием (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И блоху подкуют (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Как водится? (Елена ПОПОВА)
Лови волну (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Теперь с сертификатом (Лариса ФЕДИШИНА)
Свидетели времени (Лариса ФЕДИШИНА)
К пенсии готовиться надо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Брать или ждать? (Анна САРАФАНОВА)
Везите всё (Анна САРАФАНОВА)
Турнир для своих (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск