Свидетели времени
ВЫСТАВКИ
19 октября 2017 года, 15:05 Фото: Владислав ШУКШИН Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Это было, было. Сто лет назад. События, перевернувшие ход российской истории, запечатлели свидетели тех дней. Кадры жизни страны в дни Февральской и Октябрьской революций составили экспозицию московского Мультимедиа Арт Музея, развернувшуюся в главном здании музейного комплекса Норильска, где открылась выставка “Россия.1917”.
В экспозицию вошел 81 документальный черно-белый снимок. Авторы – именитые фотографы прошлого столетия: Карл и Виктор Булла, Яков Штейнберг, Дмитрий Лещенко, Петр Оцуп, а также мастера, чьи фамилии остались неизвестны, детально зафиксировали важные исторические события. В центре которых не только знаковые фигуры – император Николай II, председатель Временного правительства Александр Керенский, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак, но и восставший народ Петрограда, юнкера в Кремле после боев, присутствовавшие на похоронах жертв Февральской революции, прохожие, оказавшиеся в ненужном месте в ненужный час. История в лицах Экспонаты разместили в специально реконструированном выставочном зале Музея Норильска. Историческую атмосферу поддерживают звучащие из динамиков бодрые марши, революционные песни. Смотри и слушай: “Россия.1917”. – Ценно, что мы такую коллекцию пригласили в наш город, – отметила Наталья Федянина, директор Музея Норильска. Она напомнила о совместных с Мультимедиа Арт Музеем проектах, которые состоялись благодаря его генеральному партнеру – компании “Норникель”, и сказала, что эта выставка не последняя в нынешнем году. Проект предваряет Всероссийскую ночь искусств в Норильске, которая, как и в большинстве музеев страны, будет посвящена теме революции и пройдет под лозунгом “Вся власть искусству!”. Межмузейный обмен продолжается. И мы продолжим смотреть на представленные фотографии. “Первое правительство советской России после Октября”, неизвестный автор. Рыков, Радек, Свердлов, Коллонтай… В центре, разумеется, Ленин. А вот “до боли знакомый” Владимир Ульянов в парике и кепке перед нелегальным выездом из Петрограда в Финляндию. Станция Разлив, 25–29 июля. В мои школьные годы эта фотография Дмитрия Лещенко была в учебнике истории, правда, с другой подписью. Что-то про Ильича-кочегара. Вот поздравительная открытка с Новым годом. На ней девушка в кокетливо надетой фуражке с красной революционной полосой. Рядом – цифровой отпечаток поздравления с победой в Февральской революции (!) из собрания Г. Максимовой. Датировано 27 февраля 1917 года. Женщина с плакатом “Народ мой теперь ты спасен”. Пунктуация сохранена. Очередь за мануфактурой у магазина Цинделя в Петрограде, всенародный праздник 1 Мая на Дворцовой площади. Почему-то стоит дата 18 апреля. А на эти фотографии неизвестного автора невозможно смотреть спокойно: “Благословение архиепископом Тихоном женского батальона перед отправкой на фронт. Москва, июнь”, “Передача знамени женскому батальону”. Кто-то стоит в сапогах, кто-то еще в туфельках. Последний раз в туфельках. Московский дом фотографии подарил норильскому музею фолиант: альбом из серии “Россия. ХХ век в фотографиях”. У нас из обширной коллекции по истории страны теперь “хранятся” события 1900–1917 годов. Посетители на открытии выставки с интересом рассматривали и этот альбом. Вернувшись к экспозиции, хочу обратить внимание на несколько снимков отца и сына Карла и Виктора Булла. Хотя бы на “Пожар Панаевского театра в Петрограде”, который Карл Карлович запечатлел 23 сентября. Пожар в театре всегда больше, чем просто пожар, даже если сгорают дотла только декорации и бутафория, ведь гибель иллюзий всегда гораздо больнее ранит душу, чем материальный ущерб. Гибель иллюзий… В чем-то символичный снимок. – Это не просто материал, это отобранный материал, – поделился впечатлениями о выставке норильский мастер фотографии Алексей Арлюков. – Это история. Я здесь вижу эпоху, жизнь того времени. Визуальную информацию о нем мы получаем в основном из фильмов. Можно принимать или не принимать режиссерскую интерпретацию, верить ему или не верить. А тут не поспоришь: это факты. Это объективность. Для меня эта выставка – подарок. Евгения Сидорук, директор Норильского городского архива: – Экспозиция “Россия. 1917” действительно событие. Об историческом содержании говорить не буду, оно очевидно. Удивляет качество многих фотографий, настолько они хорошо сохранились. Это не фотошоп. Изумительные фотографии есть, а какие лица! Вы тоже можете их увидеть: выставка в Музее Норильска будет работать до 12 ноября. |
0 | Твитнуть |