Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
19 октября 2017 года, 14:55
Кони, тракторы и бортовые машины
7 июня 1937 года после успешного выполнения работ по транспортировке грузов в зимних условиях с Пясинского каравана приказом по “Норильскстрою” была образована транспортная контора, в которую вошли гараж, авиапорт, служба погрузочно-разгрузочных работ и конбаза. Это было одно из первых предприятий, созданных в НПР.
Становление автотракторного парка происходило очень тяжело. Отсутствие гаражей, дорог, водителей, слесарей создавало неимоверные трудности для немногочисленного тогда коллектива. В 1938 году в парке автобазы числилось 23 машины и 24 трактора. В основном это были автомашины ЗИС-5, ЗИС-6 и трактора ЧТЗ “Сталинец”. В 1940 году парк насчитывал 81 автомобиль со средней грузоподъемностью три тонны. Машины были в основном бортовые. А перед самой войной в транспортной конторе появилось три самодельных автобуса.
Автотранспортная контора выполняла перевозки грузов практически по всем предприятиям комбината, занималась пассажирскими перевозками, а также ремонтом и содержанием дорог всего промышленного района.
 
Откопать машину, завести двигатель…
В 50-х годах из состава ЦАТК выходят самостоятельные подразделения: пассажирская  автобусная контора, цех  механизированной снегоборьбы. А ЦАТК остается генеральным перевозчиком грузов комбината.
В структуре ЦАТК в 1951 году значатся авторемзавод, автобусный парк, автобаза строительства широкой колеи, тракторный отдел, дорожно-эксплуатационный цех, три грузовые колонны и гаражи медеплавильного завода и управления рудниками. Объем перевозок в этом же году равняется 5114 тысячам тонн грузов, или 64% от общих перевозок всем автотранспортом комбината. И это при том, что автопарк  ЦАТК составлял на тот момент всего лишь 37% от общего количества автомашин комбината.
Самой острой проблемой для автотранспортной конторы являлось содержание автомобилей. Большинство машин хранились под открытым небом. Свой рабочий день водитель начинал с раскапывания из-под снега закрепленного за ним автомобиля, после чего необходимо было прогреть системы и попытаться запустить двигатель. Задача в то время архисложная… Сегодня вряд ли можно представить, как с рудников открытых работ перевозили горную массу автомобилями МАЗ-205, ЯАЗ-222, которые до 1958 года были в ЦАТК основным транспортным средством.  
 
Вся надежда – на МАЗы
С 1954 года начинается реорганизация автотранспорта комбината – из состава ЦАТК выведен пассажирский  автотранспорт. Спустя год в автопарк конторы передано 100 автомашин с других предприятий. В 1957 году создано АТК управления строительства.
За ЦАТК остаются функции генерального перевозчика грузов комбината.  Автомашины предприятия обслуживают все рудники и металлургические заводы, обогатительную фабрику и другие предприятия НПР.
В 1958 году ЦАТК – одной из первых в стране – внедрена транспортировка горной массы карьерным автосамосвалом МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн. В 1960 году предприятие получило 50 таких машин, а спустя год –
еще 32 единицы техники, которая в течение 18 лет эксплуатировалась в карьерах и от выносливости и работоспособности которой зависела не только программа предприятия, но и комбината в целом.
С внедрением этого автомобиля в производство пришлось полностью реконструировать техническую базу: изготовить приспособления и оснастку для технического обслуживания, наладить ремонт быстро изнашиваемых агрегатов, освоить производство и реставрацию крупногабаритных запасных частей, для изготовления которых ЦАТК в то время не располагала необходимым станочным и подъемно-транспортным оборудованием.
 
Такие разные БелАЗы
В навигацию 1966 года комбинат получил новые мощные самосвалы БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. Однако через два-три месяца один за другим самосвалы начали массово останавливаться из-за выхода из строя подшипников. Запасных не было. Тогда рабочие авторемонтного цеха ЦАТК разработали приспособления и сами изготовили дефицитные детали. БелАЗы вышли на линию.
В 1968 году коллектив ЦАТК приступил к освоению более высокопроизводительного автомобиля – БелАЗа-548 грузоподъемностью 40 тонн. В первый же год эксплуатации этой машины возникло много проблем из-за турбокомпрессоров двигателя, но ремонтники сумели решить и эту сложную и ответственную задачу. В 1974-м машинный парк  КрАЗов и БелАЗов пополнился 50 западно-германскими автомашинами “Магирус-290” грузоподъемностью 15 тонн, которые использовались на перевозке технологических грузов. А в 1985 году появились новейшие автомобили семейства БелАЗов – грузоподъемностью 100 тонн. Эти машины работали на угольном разрезе.
Все эти внедрения происходили на фоне постоянного выполнения и перевыполнения производственных планов ЦАТК.
 
Рождение нового предприятия
С ноября 1997 года в ЦАТК приказами генерального директора АО “Норильский комбинат” были переданы 14 автохозяйств. В частности, ДХО “Норильскторг”, гаражи Талнахской обогатительной фабрики, аглофабрики, ГМОИЦ, ЦХЛ, ДЭБиР, “Норильскавтоматики”, медного и никелевого заводов и других подразделений комбината.
20 апреля 1998 года Центральная автотранспортная контора была переименована в автотранспортное объединение “ЦАТК”. Этот день стал официальной датой рождения нового масштабного предприятия.
В 1999 году в состав объединения вошел грузовой автотранспорт профилактория “Валек”, спустя год – АТЦ Надеждинского металлургического завода. В 2001 году к АТО “ЦАТК” присоединилось автотранспортное управление АО “НГК” – бывшее АТК управления строительства, а в 2005-м – управление автомобильных дорог и снегоборьбы.
Реорганизация позволила минимизировать не только численность водителей, ремонтного персонала и РСС, но и рациональнее использовать транспорт, уменьшить его количество, а следовательно, и затраты.
В 2007 году в АТО “ЦАТК” снова произошли большие изменения: автотранспортное объединение передало во вновь созданные дочерние зависимые общества легковой парк и грузовой транспорт общего назначения, приняв в свой состав всю технику, задействованную на технологических переделах Заполярного филиала.
0

Читайте также в этом номере:

Это нужно увидеть (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Достигнут баланса (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Газ под прикрытием (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
И блоху подкуют (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Как водится? (Елена ПОПОВА)
Лови волну (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Теперь с сертификатом (Лариса ФЕДИШИНА)
Свидетели времени (Лариса ФЕДИШИНА)
К пенсии готовиться надо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Брать или ждать? (Анна САРАФАНОВА)
Везите всё (Анна САРАФАНОВА)
Турнир для своих (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск