А уши где?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
6 декабря 2013 года, 10:59 Текст: Ольга ДМИТРЕНКО, учитель начальных классов лицея №3
|
В детстве я не умела и не любила рисовать. Поэтому школу окончила с уверенностью, что способностей к рисованию у меня нет. При этом все всегда восхищались моим каллиграфическим почерком. Помню, в пятом классе мне поручили сделать стенгазету. Рисунки там были никудышные, зато все оформлено красивым шрифтом. У Коэльо внутри одного из рассказов есть эссе, посвященное каллиграфии. Это искусство в мусульманских странах изучают специально, оно сродни буддийским мантрам, сродни медитации. Потому что в момент, когда человек сосредоточенно творит и созерцает красоту, он не думает ни о чем другом. Это меняет его отношение к действительности. Через каллиграфию, наверное, в дальнейшем у меня и возник интерес к изобразительному творчеству. Когда я поступила в педагогический колледж, произошел прорыв. На одном из занятий по ИЗО мы лепили скульптуру льва. Она у меня получилась фантастически, даже трудно было поверить, что я сделала ее собственными руками. Ведь до этого вообще никогда не лепила. Просто мне объяснили приемы и показали, как это делать. Тогда же случились первые успехи в рисовании. Видимый результат творчества приносит веру в себя: я могу. А значит, я могу дальше, лучше, сложнее. Придя работать в школу, с детьми я испытала другой кайф – когда ты творишь, а они творят вслед за тобой. Но раньше дети были “рукастые”, чего о них не скажешь сейчас: даже в четвертом классе не умеют вырезать из бумаги так, как это умели раньше первоклашки – красиво, уверенно, без шаблонов. В детском саду воспитатели почему-то больше внимания теперь уделяют процессу обучения. В то время как способность к художественному и прикладному творчеству закладывается как раз в дошкольном возрасте, когда развивается мелкая моторика рук. Дети, которые сейчас приходят в школу из детского сада, рисуют заметно хуже, чем раньше. К примеру, изображая человечка, почти все забывают нарисовать уши. Еще кто-то не прорисовывает пальцы и так далее. То есть дети не наблюдательны, невнимательны к деталям окружающего мира. Как следствие – поверхностное восприятие вообще всего. Откуда тогда взяться развитому аналитическому мышлению? Лепят в саду они тоже мало. Потому что большая часть занятий уходит на математику, чтение и письмо. Вопрос: зачем? Для этого есть школа. Я одно время работала методистом в детском саду. И у меня по этому поводу возникало много споров с воспитателями. Потому что я, как учитель, понимала: если ребенок пришел в школу нечитающим и непишущим, он каждый день будет совершать открытия: новая буква, как классно! Ему будет интересно учиться. А читающим и пишущим неинтересно. Это ломает всю структуру грамотного прохождения начальной школы. Дети не открывают знаний, им скучно. И не моя в том вина, что вынуждена преподавать буквы, – есть программа, я не могу ее менять, надо начинать с А и Б. Может быть, кому-то моя мысль покажется крамольной, но я убеждена: лучше бы ребенок после детского сада умел не читать и писать, а лепить и рисовать. В этом случае у него были бы лучше развиты воображение, мышление, моторика, речь. Он не выводил бы нудные крючки и палочки, потому что учитель заставляет, а открывал бы для себя каждую новую букву, как Америку, но при этом рука была бы готова. У меня в классе был мальчик, совершенно затюканный, при властной маме. Как-то она приходит: “Хочу оставить его на второй год, он плохо учится, ничего не усваивает”. На свой страх и риск, понимая, какой будет реакция, советую ей заняться дома с ребенком рисованием. Предлагаю несколько техник. И конечно, мама посмотрела на меня как на дуру: что это за учительница, которая в ответ на жалобу, что у ученика проблемы с математикой, предлагает с ним порисовать? Дело было в пятницу, перед выходными. В понедельник мама не пришла в школу – она прилетела: “Это работает!” В итоге мальчик раскрылся, перестал быть закрепощенным. Естественно, в дальнейшем это не могло не сказаться положительно на учебе. Так что я рекомендую заниматься рисованием всем – и детям, и взрослым. Не надо пасовать, если поначалу не получается. Начните с простеньких техник (в Интернете их можно найти несметное количество), с копирования несложных иллюстраций или репродукций. Я всегда повторяю родителям: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”. Если вы читаете – он будет читать. Если вы рисуете – он будет рисовать. Скептики мне возразят: зачем творчество человеку сугубо техническому? Отвечу: а рационализаторские идеи – разве не творчество? Без него не было бы прогресса. Французскому просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: “Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел”. Все мы воспринимаем окружающий мир образами и знаковыми символами. Прежде чем создать абсолютно любой продукт, его надо нарисовать. Сначала в мыслях, в фантазиях, потом перенести на бумагу, потом сделать чертежи и так далее. Может быть, не было бы вокруг нас столько безвкусных вещей и предметов, если бы их авторы с детства умели рисовать. |
0 | Твитнуть |