Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
А уши где?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
6 декабря 2013 года, 10:59
Текст: Ольга ДМИТРЕНКО, учитель начальных классов лицея №3
В детстве я не умела и не любила рисовать. Поэтому школу окончила с уверенностью, что способностей к рисованию у меня нет. При этом все всегда восхищались моим каллиграфическим почерком. Помню, в пятом классе мне поручили сделать стенгазету. Рисунки там были никудышные, зато все оформлено красивым шрифтом.
У Коэльо внутри одного из рассказов есть эссе, посвященное каллиграфии. Это искусство в мусульманских странах изучают специально, оно сродни буддийским мантрам, сродни медитации. Потому что в момент, когда человек сосредоточенно творит и созерцает красоту, он не думает ни о чем другом. Это меняет его отношение к действительности.
Через каллиграфию, наверное, в дальнейшем у меня и возник интерес к изобразительному творчеству. Когда я поступила в педагогический колледж, произошел прорыв. На одном из занятий по ИЗО мы лепили скульптуру льва. Она у меня получилась фантастически, даже трудно было поверить, что я сделала ее собственными руками. Ведь до этого вообще никогда не лепила. Просто мне объяснили приемы и показали, как это делать. Тогда же случились первые успехи в рисовании.
Видимый результат творчества приносит веру в себя: я могу. А значит, я могу дальше, лучше, сложнее.
Придя работать в школу, с детьми я испытала другой кайф – когда ты творишь, а они творят вслед за тобой. Но раньше дети были “рукастые”, чего о них не скажешь сейчас: даже в четвертом классе не умеют вырезать из бумаги так, как это умели раньше первоклашки – красиво, уверенно, без шаблонов.
В детском саду воспитатели почему-то больше внимания теперь уделяют процессу обучения. В то время как способность к художественному и прикладному творчеству закладывается как раз в дошкольном возрасте, когда развивается мелкая моторика рук.
Дети, которые сейчас приходят в школу из детского сада, рисуют заметно хуже, чем раньше. К примеру, изображая человечка, почти все забывают нарисовать уши. Еще кто-то не прорисовывает пальцы и так далее. То есть дети не наблюдательны, невнимательны к деталям окружающего мира. Как следствие – поверхностное восприятие вообще всего. Откуда тогда взяться развитому аналитическому мышлению?
Лепят в саду они тоже мало. Потому что большая часть занятий уходит на математику, чтение и письмо. Вопрос: зачем? Для этого есть школа.
Я одно время работала методистом в детском саду. И у меня по этому поводу возникало много споров с воспитателями. Потому что я, как учитель, понимала: если ребенок пришел в школу нечитающим и непишущим, он каждый день будет совершать открытия: новая буква, как классно! Ему будет интересно учиться.
А читающим и пишущим неинтересно. Это ломает всю структуру грамотного прохождения начальной школы. Дети не открывают знаний, им скучно. И не моя в том вина, что вынуждена преподавать буквы, – есть программа, я не могу ее менять, надо начинать с А и Б.
Может быть, кому-то моя мысль покажется крамольной, но я убеждена: лучше бы ребенок после детского сада умел не читать и писать, а лепить и рисовать. В этом случае у него были бы лучше развиты воображение, мышление, моторика, речь. Он не выводил бы нудные крючки и палочки, потому что учитель заставляет, а открывал бы для себя каждую новую букву, как Америку, но при этом рука была бы готова.
У меня в классе был мальчик, совершенно затюканный, при властной маме. Как-то она приходит: “Хочу оставить его на второй год, он плохо учится, ничего не усваивает”. На свой страх и риск, понимая, какой будет реакция, советую ей заняться дома с ребенком  рисованием. Предлагаю несколько техник. И конечно, мама посмотрела на меня как на дуру: что это за учительница, которая в ответ на жалобу, что у ученика проблемы с математикой, предлагает с ним порисовать?
Дело было в пятницу, перед выходными. В понедельник мама не пришла в школу – она прилетела: “Это работает!” В итоге мальчик раскрылся, перестал быть закрепощенным. Естественно, в дальнейшем это не могло не сказаться положительно на учебе.
Так что я рекомендую заниматься рисованием всем – и детям, и взрослым. Не надо пасовать, если поначалу не получается. Начните с простеньких техник (в Интернете их можно найти несметное количество), с копирования несложных иллюстраций или репродукций. Я всегда повторяю родителям: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”. Если вы читаете – он будет читать. Если вы рисуете – он будет рисовать.
Скептики мне возразят: зачем творчество человеку сугубо техническому? Отвечу: а рационализаторские идеи – разве не творчество? Без него не было бы прогресса.
Французскому просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: “Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел”.
Все мы воспринимаем окружающий мир образами и знаковыми символами. Прежде чем создать абсолютно любой продукт, его надо нарисовать. Сначала в мыслях, в фантазиях, потом перенести на бумагу, потом сделать чертежи и так далее. Может быть, не было бы вокруг нас столько безвкусных вещей и предметов, если бы их авторы с детства умели рисовать.
0

Читайте также в этом номере:

Краски в руки (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Не прошло и полгода (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Делай, как я (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Арктика”. Обновление (Екатерина БАРКОВА)
Метод Фомичевой (Валентина ВАЧАЕВА)
Приметы лета в декабре (Лариса ФЕДИШИНА)
Все очень просто… (Марина БУШУЕВА)
Надежды “Болеро” (Екатерина БАРКОВА)
Нет дыма без штрафа (Екатерина БАРКОВА)
Страсти над сеткой (Елена ПОПОВА)
Жизненно важно (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Звезду Ивану Ивановичу! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С умеренным оптимизмом (Лариса ФЕДИШИНА)
Пример для подражания (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Потому что люблю папу (Андрей СОЛДАКОВ)
Спокойной ночи! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Пластиковый криминал (Марина БУШУЕВА)
Персональный подход (Андрей СОЛДАКОВ)
Третий – универсальный (Екатерина БАРКОВА)
Ждать уже недолго? (Лариса ФЕДИШИНА)
О Таймыре – детям (Марина БУШУЕВА)
Весело и сладко (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Шанс есть у каждого (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск