Краски в руки
СВОБОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
6 декабря 2013 года, 10:26 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
Научиться рисовать – мечта многих. Но часто она остается несбывшейся. Корреспонденты “ЗВ” побывали в изостудии для взрослых и убедились, что овладеть карандашом и кистью можно в любом возрасте.
Мы с фотографом стоим перед картинами, развешанными на стене в Публичной библиотеке. – Не может быть, чтобы их написали любители, – говорю я. – Это же работы уровня профи. Но факт есть факт: перед нами выставка картин*, созданных не профессиональными художниками, а обычными норильчанами. Просто их научили рисовать. Мужчины не рисуют? В изостудии “Талант” – очередной урок живописи. Занятия проходят в Публичной библиотеке. Сейчас здесь обучается группа из десяти человек, все женщины. – А мужчины что, менее склонны к художественному творчеству? Или стесняются, мол, это немужское увлечение? – спрашиваем у преподавателя Надежды Пенцак. В ответ она иронизирует: – Ну да. Особенно если учесть, что живопись испокон веков была преимущественно мужским делом. И добавляет: – Мужчины в студию записываются, но редко. Один вот ходил полгода. А потом женился… – За этим, наверное, и ходил, – шутит кто-то с задних рядов. Женщины саркастично хмыкают и продолжают корпеть над альбомными листами. Сегодня обстановка напоминает урок труда. Работают не за мольбертами, а за столами: вырезают по контуру рисунок и приклеивают его к другому так, чтобы одна часть выступала рельефом над другой. На эту заготовку и ляжет будущая картина. – Это объемная живопись в технике декупаж, – поясняет Надежда Пенцак. – Задание нетрадиционное, но все законы живописи, построения пространства, композиции тут действуют. В студии пробуют разные материалы: карандаши, пастель, гуашь, акриловые и акварельные краски, восковые мелки и уголь. Но в основном занимаются масляной живописью – она больше нравится. И, как ни странно, проще в освоении, чем акварельная техника. В акварельном рисунке сложнее исправить ошибки, он требует хорошо поставленной руки и уверенных движений. Мир – цветной Глядя на готовые работы учениц Надежды Пенцак, трудно поверить, что авторы этих картин три года назад пришли заниматься живописью с нуля. Но никто из них действительно раньше не имел отношения к изобразительному или прикладному творчеству. Разве что Наталья Кожарская, специалист научно-технического управления Заполярного филиала, увлекалась рукоделием и гобеленами. – Занятия в студии обогатили мою жизнь, и я ничуть не преувеличиваю, – поделилась с “Вестником” Наталья. – Речь не только о том, что серыми зимними вечерами созерцаешь яркие краски. Ни с чем не сравнить чувство восторга и детского восхищения, когда у тебя получается, и получается не хуже, чем у мастеров. Хорошо сказал Пикассо: “Искусство смывает пыль повседневности с души”. И пока человек сохраняет способность учиться чему-то новому, он развивает ум. – А занятия живописью меняют взгляд на повседневный мир? – Конечно. Начинаешь замечать гораздо больше деталей и полутонов. Меняется и отношение к окружающим, их поступкам. Ты понимаешь, что люди не черно-белые, они тоже из множества оттенков (смеется). Собственноручно опробовав кисть и краски, узнав множество приемов и тонкостей, Наталья теперь иначе оценивает профессиональные работы. – Были на Алтае, ходили по уличным торговым рядам, где художники продают картины. Многие из них я могла бы написать запросто, – говорит она. – Мы с приятельницей теперь шутим: маститых художников из нас, может, и не получится, но критиками мы будем отменными. Еще одна ученица – главный бухгалтер одного из торговых центров города Светлана Маслова посещает курсы рисования вместе с дочерью. – Сейчас наша семья буквально сидит на чемоданах, собираемся переезжать на материк, в Ейск, – говорит она. – Там я буду продолжать занятия живописью. И уже через знакомых нашла студию недалеко от дома. – Многие хотят научиться рисовать и даже знают, что в Норильске есть курсы для взрослых, но не решаются пойти. Кто-то стесняется выглядеть неумехой, кто-то не верит в то, что у него получится… – Значит, просто недостаточно хотят. Отговорки всегда найдутся. Надо уметь оторвать пятую точку от дивана, а руку – от телевизионного пульта. Мы ходим сюда не для кого-то, а для себя. Для собственного удовольствия. Уже не моветон Изостудии для взрослых сейчас распространены повсеместно. Даже в Норильске их, как выяснилось, не одна, а несколько. А раз есть предложение, значит, есть спрос. Люди хотят учиться рисовать. – С одной стороны, со взрослой аудиторией работать проще – она быстрее схватывает и понимает, – продолжает Надежда Пенцак. – С другой – взрослые не хотят учиться “правильно”, по программе, как это делают в учебных заведениях. Они хотят выполнять сразу сложные творческие задания и как можно скорее видеть результат. – Хотят, чтобы сложно, но быстро и красиво? – Да. Поэтому мы стали использовать пошаговую методику – я показываю, они повторяют. И непосредственно в ходе работы над картиной изучают законы живописи. Законы живописи для многих оказываются настолько неожиданными, что буквально переворачивают мировоззрение, ломая множество стереотипов. Одним из самых сложных для постижения оказывается цветоведение. К примеру, в сознании неискушенного в живописи человека серый тон – это просто микс черного и белого. Однако грамотному художнику даже не придет в голову писать картину смесью этих двух цветов – изображение выйдет плоским и безжизненным. Чтобы получить нужный оттенок серого, живописец смешает несколько теплых и холодных красок. Фиолетовый, кобальт, краплак и кадмий желтый дадут один оттенок, а те же краски, только с кадмием лимонным, – совсем другой. Что касается жанров, в студии предпочитают натюрморт и пейзаж. С натюрмортом понятно, а вот осваивать пейзаж без набросков на пленэре, только по памяти – дело невозможное даже для профессионала. Но зимой в Норильске на улицу с мольбертом не выйдешь. – Мы активно работаем с фотоматериалом, – поясняет Надежда Пенцак. – Долгое время считалось моветоном использовать в работе фотоснимки, особенно на заре фотографии, когда она начала приобретать популярность и большинство живописцев категорически ее отвергли. Но многие увидели в ней и подспорье в работе. Сейчас, говорит преподаватель, в большинстве студий профессиональных художников можно увидеть фотокамеры. Современная живопись и фотография сближены как никогда. – Это не значит, что снимок надо перерисовывать один в один. Он всего лишь отправная точка, материал для переработки. Надо знать определенные приемы, чтобы, к примеру, вытащить первый план и углубить дальний, изменить освещенность предметов, уметь убрать лишнее из композиции, чем-то пожертвовать ради легкости и цельности… Не выдержав, нас кто-то перебивает: – Ой, я вчера пересматривала фотографии из Туниса. Уже знаю, что два-три пейзажа по ним могла бы написать. Не так и дорого – Хобби-то довольно затратное, – замечаем мы, продолжая наблюдать за творческим процессом. – Так любое увлечение требует расходов, – отзываются из аудитории. – Что, музыкой или парашютным спортом дешевле заниматься? Но удовольствие того стоит. Интересуемся у Надежды Пенцак, что должно входить в минимальный комплект начинающего художника. Она перечисляет: – Набор масляных красок – минимум 900 рублей. Его хватает примерно на год, но часто используемые цвета приходится докупать, на это уходит еще около тысячи. Кисти – от 70 до 500 рублей за штуку. Плюс к каждому заданию раз в месяц – холст, около 700 рублей. Плюс багеты, чтобы оформлять готовые работы… Хорошая бумага, хорошие карандаши, вообще любые художественные материалы недешевы. – А сколько стоит само обучение? – В месяц 3,5 тысячи рублей. Это за четыре трехчасовых занятия. Занимаемся по воскресеньям. Про себя мы отмечаем, что стоимость курсов вполне божеская. В Москве подобные обходятся в 3–12 тысяч в месяц – в зависимости от оснащенности и престижности студии. – Эта группа занимается третий год. Новичков будете набирать? – Да, занятия с новым набором хотим начать после новогодних каникул. Так что желающие уже могут приходить и записываться. На прощание мы желаем всем творческих удач. И покидаем студию не без чувства легкой зависти: надо же, они научились рисовать. * Выставка картин в Публичной библиотеке будет работать весь декабрь и все новогодние праздники, бесплатно. Приходите, любуйтесь, восхищайтесь. И может быть, тоже решитесь попробовать себя в живописи. |
0 | Твитнуть |