Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Башни над городом
Проблема
12 сентября 2013 года, 14:34
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Как известно, легендарную Вавилонскую башню древние строители не сумели построить, потому что не понимали друг друга – они разговаривали на разных языках. Качество сотовой связи в Норильске также напрямую связано и с “башнями” (только не с вавилонскими, а с технологическими), и с отсутствием взаимопонимания и взаимодействия. Между операторами сотовой связи и городской администрацией, операторами сотовой связи и управляющими компаниями ЖКХ, между управляющими компаниями ЖКХ и жильцами на подведомственных территориях и, наконец, непосредственно между самими операторами сотовой связи.
Четыре кита
На территории Большого Норильска действуют четыре крупных сотовых оператора: МТС, “МегаФон”, “Вымпелком (“Билайн”) и  “Ростелеком” (“Енисейтелеком”). Практически все норильчане пользуются услугами одной из этих сотовых компаний, а некоторые граждане имеют SIM-карты сразу нескольких операторов. Обусловлено это тем, что в различных районах города связь, предоставляемая сотовыми операторами, имеет различную устойчивость. Где-то лучшее качество обеспечивает “Билайн”, где-то – “МегаФон”, где-то – МТС. Соответственно, существуют и зоны “провала”, в которых тот или иной сотовый провайдер не обеспечивает качественную услугу. Связь, особенно в определенные часы пик, прерывается, интернет-телефония замирает в режиме бесконечного ожидания. Причины этого лежат на поверхности – недостаток базовых станций, тех самых “башен”. У кого-то из провайдеров базовая станция с выведенной на крышу здания приемо-передающей антенной обеспечивает в “своем” районе города качественное покрытие, у кого-то там такой базовой станции нет. А в другой части города – противоположная картина. Если на заре становления мобильной связи в 2001 году сотовому оператору достаточно было иметь в Центральном районе Большого Норильска шесть-семь базовых станций, то сейчас в связи с возросшими требованиями и числом абонентов каждый сотовый провайдер имеет в Центральном районе уже около 30 станций. И, как показывает практика, этого недостаточно: надо устанавливать еще. Сотовые операторы готовы вкладывать средства в расширение. Но неожиданно наталкиваются на препятствия. Но о них чуть позже.
Сотовый принцип
Вспомним принципы работы сотовой связи. Если не вдаваться в технические тонкости, они просты. Территория поделена на так называемые соты, в центре которых установлена базовая станция с антенной. В зоне прямой видимости сигнал от мобильного телефона к станции и обратно может передаваться на расстояние до 30 километров. Другое дело – в городе с его плотной застройкой. Здесь о прямой видимости говорить не приходится. Сказывается и другой фактор – использование в домах стен и перекрытий из кирпича, железобетона и других материалов, поглощающих и экранирующих радиосигналы. Поэтому чем плотнее в условиях городской застройки расположены базовые станции, тем более качественную связь можно обеспечить.
Существует также понятие канальной емкости. Каждый сектор базовой станции в состоянии обеспечить 30–50 одновременно ведущихся разговоров своих абонентов. Базовая станция из нескольких секторов в состоянии обеспечить одновременный разговор 300–400 абонентов. Большую часть времени канальной емкости базовых станций вполне достаточно, чтобы обеспечить устойчивой связью население покрываемой территории. Проблемы со связью возникают, как правило, либо в часы пик, либо по большим праздникам, например под Новый год.
Нелегитимная связь
Возьмем для примера Центральный район Большого Норильска. Как уже говорилось, у нас в городе независимо друг от друга действуют четыре сотовых оператора. И каждый из них имеет в Центральном районе приблизительно по 30 базовых станций. Таким образом, всего их здесь действует более ста. Казалось бы, достаточно высокая плотность. Но перебои связи все-таки существуют: об этом знают все норильчане, имеющие сотовые телефоны. Потому что “более ста” на самом деле четыре раза по тридцать. Разница существенна, ведь базовые станции каждого сотового оператора обслуживают только собственную корпоративную сеть. Представитель норильского филиала одной из сотовых компаний рассказывает:
– На большей территории Центрального района мы обеспечиваем наших абонентов устойчивой и надежной связью, но есть целый ряд жилых домов, где связь неудовлетворительна. Мы уже обратились в ряд управляющих компаний с просьбой оказать содействие в заключении договоров на установку оборудования мобильной связи по нескольким адресам. Но сейчас для установки базовых станций необходимо иметь не только технические заключения жилищных компаний, но и решения общего собрания жильцов домов, на которых предполагается разместить наше оборудование, о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
Не секрет, что взаимоотношения управляющих компаний со своими жильцами пока далеки от идеала. Собрать жильцов отдельного дома для обсуждения какого-либо вопроса и выработки решения зачастую просто не представляется возможным. А если это не в состоянии осуществить сама управляющая компания, то как справится с такой задачей сотовый провайдер? Например, одна из управляющих компаний пообещала одному из сотовых провайдеров содействие по организации общего собрания жильцов, выдвинув при этом внушительный ценник. Договорная цена по организации собрания с одной квартиры составила 2176 рублей 72 копейки. Откуда взялись эти цифры, неясно. В итоге же получилось, что за организацию собрания в доме по адресу ул. Орджоникидзе, 2, состоящем из 288 квартир, сотовая компания должна выложить более 600 тысяч рублей, а за проведение собрания в доме поменьше (72 квартиры), по ул. Бегичева, 10, – более 150 тысяч рублей. Возможно, эти суммы появились потому, что собрать жильцов для проведения общего собрания самой управляющей компании представляется нереальным? Посмотрят сотовые провайдеры на цифры и откажутся от своей затеи. А управляющей компании забот меньше.
Остается и другая проблема. Большинство установленных в жилых домах базовых станций с появлением новых законов сейчас нелегитимны. И, если следовать букве закона, их работу можно разрешить только на основании решения жильцов тех домов, на которых они установлены. Что это значит? Сотовой связи в Норильске вообще не будет. В компанию “Вымпелком”, например, пришло уже предписание о незаконности размещения одной из базовых станций в одном из домов Центрального района. Лиха беда начало.
А ведь и все кабельное телевидение, коробки с оборудованием которого развешены в каждом норильском подъезде, тоже нелегитимно. И узаконить его, опять-таки, может только общее собрание жильцов. И вряд ли большое число норильчан решит добровольно отказаться как от кабельного телевидения, так и от сотовой связи.  Это не в интересах населения.
СМС для ЖКХ
Несколько лет назад вопросы по размещению базовых станций в жилых домах решались сотовыми компаниями по согласованию с управлением недвижимости города. Но не так давно правовое поле изменилось, и все вопросы по распоряжению общим имуществом сейчас находятся в компетенции управляющих компаний ЖКХ. А те, в свою очередь, должны проводить согласования с жильцами. Посредством проведения общих собраний. В одной из сотовых компаний поделились передовым опытом, подсмотренным на одном из центральных телевизионных каналов:
– В Москве в нескольких управляющих компаниях ЖКХ уже применяется опыт проведения общедомовых собраний путем СМС-голосований.
Действительно, новое время и развитие средств коммуникаций диктует и новые технологии выработки коллективных решений. Почему не опробовать московский опыт в Норильске? Ведь на общем собрании жильцов управляющие компании должны решать не только проблемы установки сотового оборудования, но и еще огромный ряд насущных для них самих вопросов. Тех, к которым сотовые провайдеры не имеют никакого отношения. Если технология проведения общих собраний жильцов многоквартирных домов будет отработана, то проблема легализации сотового оборудования перестанет быть проблемой. Возможно, есть и зарубежный опыт решения таких вопросов. Надо изучать и внедрять. Общее собрание жильцов, например, могло бы принять положение об использовании технических помещений многоквартирного дома и делегировать права на передачу их в аренду управляющей компании. Вот только собрать жильцов и принять решения никак не получается.
Может быть, вместе?
А теперь об отсутствии взаимопонимания и взаимодействия непосредственно между самими операторами сотовой связи. Для размещения одной из базовых станций уже упоминавшийся “Вымпелком” попросил одну из управляющих компаний предоставить ему шесть квадратных метров на техническом этаже и два квадратных метра на кровле. За аренду этих площадей сотовый оператор готов ежемесячно платить управляющей компании 20 тысяч рублей. Почти 250 тысяч рублей в год. Сами по себе базовые станции достаточно компактны. На шести квадратных метрах вполне можно разместить по базовой станции каждого из четырех сотовых операторов, действующих в Норильске. Причем технически они не мешали бы друг другу. Насколько бы сократились прилагаемые усилия, если бы сотовые компании действовали в этом вопросе сообща? И вместо ста уже имеющихся площадок для размещения базовых станций вполне можно было бы обойтись пятьюдесятью. Но при условии, что на одной площадке разместилось бы оборудование сразу нескольких операторов. Существенно увеличилась бы плата в бюджет управляющей компании, которую можно было бы использовать для ремонта дома, предоставившего площадку для базовых станций. Есть сведения, что на материке такая практика (совместного размещения сотового оборудования) уже имеется. Но инициатива в этом вопросе должна исходить от сотовых компаний.  
На одном языке
Вот и получается – Вавилонская башня. И чтобы сотовая связь радовала норильчан, представителям различных структур необходимо начать разговаривать на одном языке. Управляющим компаниям – организовать обратную связь со своими жильцами, определить статус и систематизировать технические помещения в многоквартирных домах, научиться проводить общие собрания. Сотовым операторам – объединить усилия и разработать общую схему исчерпывающего покрытия Норильска мобильной связью. А городские власти могли бы выступить “вдохновителем и организатором” этих процессов. Ведь это в интересах всех норильчан.
 
“Заполярный вестник” обратился к руководству сотовой компании МТС с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся трудностей взаимодействия с управляющими компаниями ЖКХ в вопросе размещения базовых станций, перспектив развития сотовой связи в НПР, соответствия сотового оборудования нормам безопасности и санитарным требованиям. Вот какой ответ мы получили:
“МТС на постоянной основе развивает телекоммуникационную инфраструктуру в Красноярском крае, в том числе в Норильске и Таймырском МР. Установка дополнительного оборудования в любом городе необходима в связи с появлением новых зданий и инфраструктурных объектов. Так, в 2013 году дополнительные базовые станции МТС появились в промышленной зоне Норильска для улучшения качества связи на производственных и административных объектах ГМК “Норильский никель”.
В городах базовые станции, как правило, устанавливаются на административных зданиях, производственных и технических сооружениях. Здание должно быть достаточно высоким, чтобы обеспечить максимально широкую зону радиопокрытия. МТС также активно сотрудничает с другими операторами в вопросах совместного размещения базовых станций на одних площадках для сокращения организационных и финансовых затрат.
В районах с плотной жилой застройкой оптимальным вариантом размещения оборудования являются высотные многоквартирные дома. Действующие СНиПы предусматривают возможность такой установки базовых станций. ОАО “МТС” всегда строго соблюдает все действующие санитарно-эпидемиологические требования и нормы жилищного законодательства. Так, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, для того чтобы разместить базовую станцию на многоквартирном доме, оператору связи необходимо получить разрешение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома. Такое разрешение считается положительным, только если за размещение оборудования проголосовало не менее 2/3 собственников от общего количества собственников помещений дома. Установленный законом минимум голосов для принятия положительного решения создает серьезные препятствия в процессе размещения телекоммуникационного оборудования, так как явка собственников на общих собраниях, проводимых в очной форме, как правило, низкая и не обеспечивает необходимый кворум. Часто собрания проводятся повторно и уже в заочной форме, что опять же требует времени и затрат на уведомление, подготовку бюллетеней для голосования, их сбор и подсчет голосов.
Кроме того, нередки случаи, когда против улучшения качества связи выступают сами жильцы, опасаясь негативного воздействия от работы базовых станций. При этом Федеральным законом “О связи” на операторов связи возложена обязанность осуществлять размещение объектов связи с соблюдением не только строительных, но и гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Еще до начала строительства место установки базовых станций предварительно согласуется в территориальных органах Роспотребнадзора. Разрабатывается строительный проект, в котором обязательно указаны технические характеристики станции – мощность, частота излучения, диаграмма направленности излучения. В этом проекте рассчитывается и зона ограничения застройки, а также санитарно-защитная зона, которая согласовывается в проверяющих органах.
По окончании строительства оборудования проводятся пусконаладочные работы, специалисты санитарных служб производят измерения, на основании которых разрабатывается санитарный паспорт – документ, который подтверждает безопасность использования объекта. В процессе эксплуатации станции также периодически проводятся контрольные измерения, что обеспечивает исключение негативного воздействия на окружающую среду и какую-либо угрозу здоровью населения”.
 
Анна Капустина, специалист по связям с общественностью филиала ОАО “МТС” в Красноярском крае
Простейшая схема сотовой связи
0

Читайте также в этом номере:

Собственники начинают и… (Лариса ФЕДИШИНА)
Время высаживать деревья (Лариса ФЕДИШИНА)
Пенсия остается с человеком (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Медным звоном (Виктор ЦАРЕВ)
Езда по кругу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Конкурс больших дел (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Успеть за восемь часов (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Бригада, на вызов! (Марина БУШУЕВА)
Порядка станет больше (Лариса Стецевич)
Направление на отдых (Марина БУШУЕВА)
Команду ждет “Прогресс” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На пленэре (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Гости с юга (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Ивовая суббота (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Заинтересовали спортом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Частица веры (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Отговорки не помогут (Виктор ЦАРЕВ)
Большая задача (Евгения СТОРОЖКО)
Игра окончена (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск