Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На пленэре
Норильск творческий
13 сентября 2013 года, 16:33
Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
Каждый год в начале осени на городских улицах можно наблюдать непривычную, почти экзотическую для Норильска картину – детей, рисующих местные пейзажи с натуры. Для учеников художественной школы сентябрь – время уроков на пленэре. На одном из таких занятий побывали корреспонденты “Вестника”.
На материке практическая работа по курсу пленэра в детских художественных школах проводится в начале лета, после экзаменов. Это логичное продолжение классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Норильск и в этом отличается от материка – у нас уроки на открытом воздухе проходят не в конце, а в начале учебного года.
– Мы вынуждены следовать особому графику, потому что в июне большинство наших учеников уезжает из города, – объясняет преподаватель Надежда Пенцак. – Весной на открытом воздухе работать тоже не получается – на улицах слишком сыро и еще достаточно холодно. Более или менее приемлемым для пленэра сезоном в наших условиях остается осень.
Впрочем, осень в Норильске чаще всего тоже сырая, холодная и при этом непродолжительная. Две недели в году – примерно такой запас времени есть для уроков, которые считаются едва ли не самыми важными в обучении живописи.
Если натура позволяет
Осень переменчива, и поймать погоду получилось не сразу. В один из солнечных дней мы с педагогами школы договорились было встретиться у музея, но к назначенному часу зарядил дождь. Юные художники, взяв изобразительные принадлежности, отправились в выставочный зал музея – рисовать чучела северных животных.
– Однажды было такое, что мы приехали в тундру, расположились, приготовились – и пошел снег, – вспоминает преподаватель Елена Чакина. – Так что планы приходится менять буквально на ходу, и у нас всегда предусмотрен запасной вариант – куда пойти, если погода не позволит проводить урок на открытом воздухе. Вот ребята из старших классов сейчас рисуют с натуры в здании автовокзала. У них более сложные задания, на линейную перспективу, с изображением человеческих фигур.
Ученица седьмого класса художественной школы Настя Кублик корпит над рисунком росомахи. Сделав несколько штрихов, задумывается.
– Сотри эту тень, она здесь не нужна, – подсказывает преподаватель.
Настя считает, что  рисовать на пленэре гораздо интереснее, чем в классе. В “художку” она ходит с четвертого класса, и ей нравится. Но в будущем Настя не видит себя в роли профессионального художника или дизайнера.
– Рисую больше для себя, – говорит девушка.
По-честному
В минувший понедельник нам все-таки повезло – выдался относительно теплый день. У шестиклассников урок пленэра проходит на бульваре Влюбленных.
– Здравствуйте! – встречает корреспондентов Елена Чакина. – А у нас сегодня рисунок.
Пока мы, стараясь никому не мешать, рассматриваем графические эскизы, над которыми трудятся ребята, Елена Чакина рассказывает нам о значении занятий на открытом воздухе.
– На пленэре наши ученики учатся воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, вычленять из нее важное и интересное, передавать цветотональные особенности с учетом конкретного освещения и погодных условий. Эскизы, которые мы создаем на пленэре, ребята потом используют для написания картин уже в классах…
Мы, пользуясь случаем, задаем несколько дилетантских вопросов.
– А разве нельзя написать картину не по эскизу, а “из головы”?
– Шишкин своим ученикам говорил: “Не надо ничего придумывать, природа уже все придумала за нас”. Невозможно держать в голове все многообразие состояний природы. Среди русских художников только один мог писать картины по памяти, это Айвазовский. У него была феноменальная память. То есть теоретически взять и “просто нарисовать” картину можно, но это будет неправдивая живопись. А художник должен быть честным.
Один живописец 15 лет делал наброски и собирал материал для будущего полотна. В итоге его не написал. Так что все не так просто, как кажется тем, кто просит художника: “Нарисуй, ну что тебе стоит”.
– Те картины, что продаются в сувенирных отделах, всякие букеты сирени и тигры, кажется, написаны именно “из головы”…
– Ну и вы же видите, насколько это неинтересно? Просто художественному восприятию и вкусу надо учить с малолетства, и делать это должны профессионалы.
– Сейчас здесь дети рисуют мостик с разных точек. Они сами выбирают место и ракурс?
– Да, мы только им говорим, что именно должно быть на рисунке, какая часть городского пейзажа.
– А какие они используют материалы?
– Совершенно разные. Если выполняют рисунок, то сангину, пастель, восковые мелки, простые карандаши…
– Существует “красивая” и “некрасивая” натура?
– Для художника – нет, ему интересно абсолютно все. Я, например, считаю, что у нас в Норильске самое красивое небо. Где еще можно увидеть такое невероятное световоздушное пространство и такие фантастические переходы от облаков к клубам заводского дыма! Кстати, индустриальный пейзаж тоже есть в нашей учебной программе, в старших классах.
– Что сложнее всего изображать?
– Линейную перспективу и фигуру человека, особенно в движении. Поэтому фигуру в пейзаж мы вводим тоже в старших классах. Органично ее вписать в рисунок – задача непростая, и если не учесть определенные закономерности, то вся картина лишится пластичности и “распадется”.
– Научиться рисовать может любой человек?
– При желании – да.
Рисуют все!
Одна из читательниц “ЗВ” поделилась с нами необычным опытом. Летом прошлого года, находясь в Москве, она случайно попала на мастер-класс по рисунку для всех желающих. Трехчасовое занятие проходило в парке Горького, наставниками были преподаватели московских вузов.
Такие открытые  уроки академического рисунка, живописи и основ композиции на пленэре уже обычное дело в столице.
Мы узнали, что в Норильске есть частная художественная мастерская, которую посещают  взрослые норильчане. Но об этом “Вестник” расскажет в другой раз.
 
Справка “ЗВ”
Пленэр (от французского en plein air – “на открытом воздухе”) – правдивое отображение в живописи красочного разнообразия натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздуха и естественного освещения.
Возведению пленэра в один из принципов изобразительного искусства художники обязаны импрессионистам. Именно они подняли этюды, выполненные на природе, до уровня самостоятельных картин. Выход с мольбертом, холстом и красками за пределы мастерской стал революцией в искусстве, а впоследствии – основой живописи.
На улице дождь, поэтому урок рисования проходит в музее
Занятия на пленэре развивают композиционное мышление
0

Читайте также в этом номере:

Собственники начинают и… (Лариса ФЕДИШИНА)
Время высаживать деревья (Лариса ФЕДИШИНА)
Пенсия остается с человеком (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Медным звоном (Виктор ЦАРЕВ)
Езда по кругу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Конкурс больших дел (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Успеть за восемь часов (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Бригада, на вызов! (Марина БУШУЕВА)
Порядка станет больше (Лариса Стецевич)
Направление на отдых (Марина БУШУЕВА)
Команду ждет “Прогресс” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Гости с юга (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Ивовая суббота (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Заинтересовали спортом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Частица веры (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Отговорки не помогут (Виктор ЦАРЕВ)
Большая задача (Евгения СТОРОЖКО)
Игра окончена (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Башни над городом (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск