Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бизнес заодно с государством
В ТЕМУ
1 декабря 2016 года, 14:03
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Сегодня “Норникель” выступает флагманом развития инфраструктуры Севера. О стратегическом партнерстве государства и бизнеса в освоении Арктики рассказал журнал “Эксперт”.
Драйвер
Арктика становится одним из основных драйверов развития мировой экономики и безальтернативным ресурсным центром России. Комплексное и эффективное освоение российской части этого макрорегиона возможно только при условии стратегического партнерства государства и бизнеса, пишет издание.
В постсоветское время внимание российских властей к Арктике вернулось  только в начале нынешнего десятилетия. В 2013 году утверждена “Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации”, годом позже принята федеральная программа “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”, а в 2015 году Минэкономразвития сформировало список из 147 проектов, наиболее значимых для развития Заполярья.
Список оказался внушительным – почти на пять триллионов рублей, из них четыре триллиона предполагается привлечь из внебюджетных источников. В итоге в 2016 году из этого списка выделены 17 индустриально-транспортных проектов, которым государство намерено уделить первостепенное внимание.
Севморпуть
Большинство этих проектов связаны с созданием в Российской Арктике транспортной инфраструктуры, в том числе для главного водного маршрута – Северного морского пути (СМП). При этом флагманом “разогрева” Севморпути выступил “Норникель”, флот которого до недавнего времени обеспечивал более трети перевозок по СМП. За последние десять лет компания создала современный флот контейнеровозов усиленного ледового класса.
– Наша компания работает в Арктике более 80 лет и накопила уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал Арктического региона России, – подчеркивает старший вице-президент “Норникеля” Сергей Батехин.
Отдельная тема – модернизация и строительство новых портов на побережье Северного Ледовитого океана. “Пионером” здесь также стал “Норникель”, с 2011 года вложивший в модернизацию и оборудование морского порта Дудинка более 5 млрд рублей. До 2020 года, согласно федеральной программе развития Арктики, должен быть комплексно развит Мурманский транспортный узел. Здесь “Норникель” ведет строительство собственного перегрузочного терминала. Сейчас идет реконструкция второго причала. Стоимость проекта, который планируется завершить в 2017 году, – свыше 2,3 млрд рублей.
Параллельно модернизируется система воздушных сообщений в Российской Арктике. На принципах государственно-частного партнерства в реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта в Норильске “Норникель” вложил 3 млрд рублей. Предполагается, что в дальнейшем норильский аэропорт станет одним из ключевых звеньев в рамках проекта развития Арктической зоны РФ.
Модернизация
Отличительная черта новой волны индустриализации Российского Севера – создание восьми опорных зон, территориальных точек роста в Арктике. Понятно, что в первую очередь упор будет сделан на Кольскую, Архангельскую, Ямальскую и Норильскую опорные зоны.
Вес индустриальных проектов, которые уже сейчас развиваются в этих четырех опорных зонах, составляет триллионы рублей. Только “Норникель” направит на модернизацию своих производств до 2020 года 800 млрд рублей. Причем 300 млрд из этой суммы пойдет на реализацию экологических проектов компании на Таймырском и Кольском полуостровах. Логично, что промышленники, работающие в Арктике, в первую очередь заинтересованы в стабильных и понятных отношениях с государством при реализации своих индустриальных проектов.
– В горной и металлургической промышленности все инвестиционные проекты рассчитаны на срок реализации не менее 5–7 лет. Сейчас у нас в разгаре модернизация производства. До 2019 года мы осуществим серьезное техническое перевооружение как в области обогащения руды, так и в металлургии. За счет этого на предприятиях компании увеличится процент выхода металлов из руды, а это означает более рачительное отношение к тем самым недрам, за использование которых государство берет с нас налоги. По окончании модернизации будут существенно сокращены выбросы серы в атмосферу. Мы очень ответственно подходим и к модернизации, и к экологии, поэтому нам надо, чтобы пять-шесть лет для нас ничего не менялось в плане налогов и нам не пришлось бы из-за этого на ходу корректировать планы, – подчеркнул в интервью “Вестям” президент “Норникеля” Владимир Потанин.
Инфраструктура
Вместе с тем нестабильность мировой экономической и политической обстановки, ухудшающиеся условия добычи и качество минерально-сырьевой базы, необходимость создания инфраструктуры при разработке новых месторождений требуют усиления мер государственной поддержки промышленников в Арктической зоне. Компании, работающие в Арктике, ставят вопрос о том, чтобы в составе их расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, например, учитывалась бы и стоимость санаторно-курортных путевок, предоставляемых работникам, расходы организаций – базовых предприятий моногородов на развитие городской социальной сферы, затраты на общегородские спортивные и культурные мероприятия, благоустройство общественных территорий.
По словам Владимира Потанина, раньше на предприятия “Норникеля” ехали за длинным рублем. Но в компании понимают, что без улучшения качества жизни людей на работу не привлечь. С этим связано решение и экологических проблем, и других социальных вопросов, которыми занимается компания в городах, где действуют ее предприятия. Речь идет о модернизации инженерной инфраструктуры городов, строительстве социальных учреждений.
Экология
В 2016 году “Норникель” закрыл работавший с 1942 года никелевый завод, который ежегодно выбрасывал в атмосферу почти 400 тыс. тонн диоксида серы. Это событие эксперты называют уникальным: в черте города больше нет источника выбросов, при этом Заполярный филиал компании сохранил объемы производства на прежнем уровне.
Сейчас компания реализует следующий этап экологической модернизации своих предприятий. Внедряется проект стоимостью около 1,7 млрд долларов по снижению выбросов в атмосферу диоксида серы на НМЗ. Новые природосберегающие технологии приходят в плавильное производство в Кольской ГМК.
Подобное отношение к охране окружающей среды становится нормой при реализации нового этапа индустриализации Арктики не только “Норникелем”, но и всеми другими крупными участниками ее освоения, отмечает “Эксперт”.
0

Читайте также в этом номере:

Первый (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Решили действовать глобально (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ключи без права передачи (Татьяна РЫЧКОВА)
Геологи ушли на восток (Татьяна РЫЧКОВА)
“Медвежка” будет жить (Татьяна РЫЧКОВА)
Здесь ваш дом (Екатерина БАРКОВА)
Учиться управлять (Лариса ФЕДИШИНА)
Сварить и победить (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ресурсы под контролем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мошенники лезут в карман (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Миссия выполнима (Валентина ВАЧАЕВА)
Сколько стоит человек (Валентина ВАЧАЕВА)
Нескучно, географично (Марина БУШУЕВА)
Смеяться, чтобы не плакать (Владислав ШУКШИН)
БРЭНДовая игра (Владислав ШУКШИН)
Браво, камерный! (Валентина ЗАВАРЗИНА)
Победил “Ремонтник” (Анастасия ПАПОНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск