Первый
“МАЯКУ” – 50
1 декабря 2016 года, 14:07 Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
В декабре 2016 года старейшему горнодобывающему предприятию Талнаха руднику “Маяк” исполняется 50 лет. Сегодня это самый маленький рудник в составе Заполярного филиала. Но когда-то именно он дал второе рождение Норильскому комбинату и городу. Можно сказать, без “Маяка” здесь ничего бы не стояло.
Первую очередь “Маяка” госкомиссия официально приняла в эксплуатацию 31 декабря 1966 года. Тогда рудник считался самым крупным в Норильске: в 1967-м он дал стране 40% годового производства меди и 35% никеля. В 1971-м “Маяк” выдавал уже более 60% продукции комбината. В советское время этот рудник, как и “Комсомольский” (его запустили на пять лет позже и изначально называли “Маяк-2”), был испытательным полигоном и лабораторией по внедрению новых технологий и оборудования. О прошлом, настоящем и будущем “Маяка” рассказал директор предприятия Сергей САБЛЁВ. – Сергей Алексеевич, после разных структурных переподчинений несведущие норильчане немного путаются: “Маяк” сейчас – это рудник или шахта? – В 1998 году рудники “Маяк”, “Комсомольский” и новый строящийся “Скалистый” объединили. Все три рудника, добывающие руду Талнахского месторождения, вошли в структуру “Комсомольского” как шахты. В 2003-м рудник “Комсомольский” преобразован в рудоуправление “Талнахское”, в состав которого, опять же как шахты, вошли рудники “Маяк”, “Комсомольский” и “Скалистый”. А с января 2015-го рудник “Маяк” вновь самостоятельное подразделение. – В 2010-м годовая добыча руды на “Маяке” была 550 тысяч тонн. За последние несколько лет предприятие нарастило мощности? – Да, в год мы добываем больше миллиона тонн руды. Стратегия развития производства Заполярного филиала до 2020 года предусматривала увеличение объемов добычи вкрапленных руд до 1,2 миллиона тонн в год с поэтапным вовлечением в отработку с 2012 года запасов вкрапленных руд северо-восточного участка. С 2008 года в рамках реализации этой стратегии на “Маяке” интенсивно шла проходка разведочно-эксплуатационных горных выработок. В 2010-м, для скорейшего ввода пускового комплекса, начались капитальные ремонты трубопроводов, промпроводок, рельсовых путей и электрооборудования на вентиляционно-закладочном горизонте минус 120 метров и на откаточном горизонте минус 245 метров. Сегодня “Маяк” добывает вкрапленную и богатую руду, которая идет на металлургический передел медного завода. Это руда с достаточно высоким содержанием меди, до 10%, и никеля, чуть больше 3%. – Изначально рудник добывал только богатую руду? – Да, в первую очередь на “Маяке” отрабатывали запасы богатых руд, а по мере их сокращения – медистые и вкрапленные руды с повышенным содержанием металлов. Если вернуться в историю, то благодаря “Маяку” комбинат получил новую рудную базу и стал приносить прибыль. Это был первый рудник, на котором начинали отработку технологии добычи талнахских руд. Запуск “Маяка” позволил Норильскому комбинату очень быстро нарастить объемы производства цветных металлов. Если до открытия Талнахского месторождения комбинат давал около 20 тысяч тонн никеля и 24 тысячи тонн меди в год, то “Маяк” позволил выдавать 70 тысяч тонн никеля и 168 тысяч тонн меди. Весь прирост добычи цветных и благородных металлов в Советском Союзе достигался за счет “Маяка”. В 1981 году запасы богатых руд в поле “Маяка” были в основном отработаны. А вкрапленные оказались мало востребованы, и это стало сдерживать рост добычи. Для пополнения запасов руды в 1991-м задумали реконструкцию рудника, планировали ввести в эксплуатацию неосвоенный северо-восточный участок рудного тела, уже были построены горные выработки этого нового района. Но “лихие 90-е” помешали. К отработке вкрапленных руд на северо-восточном участке горняки приступили только в 2010 году. Новые перспективы “Маяку” открыл и еще один инвестиционный проект, он связан с богатыми рудами второй южной линзы Талнахского месторождения. Реализация этих планов и позволила нам повысить объем добываемой руды до 1,2 миллиона тонн в год. – С какими результатами “Маяк” встречает полувековой юбилей и провожает уходящий год? – Этот год был весьма сложным для нас. Трудно говорить о достижениях, когда в феврале мы допустили смертельный несчастный случай. Мы провели ряд приостановок, в этот период план не выполняли, но сейчас показатели выровняли. – Сколько выработок в год сейчас проходят на “Маяке”? – Ежегодно около семи километров выработок. По сравнению с другими рудниками мощность “Маяка” самая низкая. Технология добычи не то чтобы сложнее, но она более трудоемкая. Себестоимость добычи руды на “Маяке” одна из самых высоких – более 4000 рублей за тонну. У нас невысокая производительность труда, потому что изначально рудник строили под ручной труд. Были лебедки, перфораторы, выработки малого сечения и так далее. Потом внедрили самоходное оборудование, выработки стали больше. Но оборудование у нас все же не такое мощное, как на “Октябрьском” или “Таймырском”. У нас погрузочно-доставочные машины меньше размером и производительностью. Тракты выдачи руды остались прежними. Все это нас несколько ограничивает. – Сложность заключается еще и в геологии? – Да, у месторождения непростые горно-геологические условия. Наша руда прослеживается до глубины 600 метров, это соизмеримо с “Октябрьским”. А верхняя часть рудного тела выходит на поверхность. При таком залегании близко к поверхности мы сталкиваемся с проблемой обводненности месторождения. Общий водоприток в рудник составляет 1200–1300 кубометров в час. – Сколько сейчас участков у рудника? Что они собой представляют? – Всего 17 участков, из них четыре – горнодобывающие. Каждый из этих четырех участков работает на своем шахтном поле, они разбросаны между собой. Для примера: один участок работает под горнолыжной базой, а другой – в районе турбазы “Мечта”. Общая численность персонала рудника сейчас составляет 720 человек. – И каковы перспективы? – Запасов полезных ископаемых при существующей мощности у “Маяка” хватит еще на 120 лет. Есть три варианта развития событий: оставить рудник на годовой добыче в миллион тонн руды, вывести на 2,2 или на 3 миллиона тонн руды в год. Это было бы уже сопоставимо с объемами “Таймырского”. При более высокой мощности предприятия снизится себестоимость руды. Ведь почему она высокая? Потому что маленький валовый продукт. На сегодняшний день рассматривается проект на один миллион тонн. – Расскажите о проектах модернизации. – В этом году на руднике построили и запускают систему позиционирования персонала и радиосвязи. Это внутренняя мобильная связь рудника, работающая в замкнутой системе вайфай. – То есть из-под земли можно позвонить в любой кабинет? – Да. Кроме того, эта система позволяет видеть людей под землей: по всей шахте проводят оптоволоконный кабель, и мы получаем видеосъемку достаточно хорошего качества. Это еще в стадии запуска, пока установлено 15 видеокамер. В опытно-промышленном испытании такая система сейчас работает на “Октябрьском”, там тестируют все ее возможности. Вся система выведена на пульт диспетчера, это помогает ему в оперативной работе. Предполагается, что на эту систему будет выведена телеметрия самоходных буровых установок, ПДМ и всех дизельных машин, которые работают в шахте. В эту систему будет интегрирован и учет добычи руды. Пока мы составляем весь модуль бизнес-процессов, которые хотим таким образом контролировать. По статистике, в большинстве случаев источником угрозы для жизни и здоровья людей в наших шахтах являются машины. Поэтому на рудниках продолжается и внедрение систем мобильных устройств регистрации, которые устанавливают на все машины. Что они дают? Допустим, я иду по выработке, а впереди за поворотом – машина. Она издает сигнал, что в радиусе 20 метров, в опасной близости, человек. Плюс на всех машинах стоят видеорегистраторы, которые записывают, что происходит перед машиной и позади нее в течение всей смены. То есть понемногу, но с каждым годом производство модернизируется. На “Маяке” в следующем году мы планируем заменить электропривод подъемных машин скипового подъема. Это весьма дорого. Предусмотрена и дальнейшая замена калориферного хозяйства. Для повышения эффективности работы в этом году мы получили новые вагоны большой емкости, пятикубовые – экспериментальные, с новой конструкцией колесных пар. Поскольку мы эксплуатируем вагоны в сложных условиях, прежние колесные пары часто нуждались в ремонте. У этих конструктив немного другой, он позволил увеличить интервал между ремонтами. Летом мы запустили 28 вагонов, и за четыре месяца эксплуатации ремонт понадобился только одной колесной паре. Сейчас меняем изношенные железнодорожные пути на 175-м откаточном горизонте, по которому вагоны возят руду. В этом году должны закончить запуск вентиляционно-закладочного горизонта на 110-м метре. При начале реализации проекта восполнения выбывающих мощностей большой объем капитального строительства начнется по этому горизонту и по откаточному, минус 245 метров. Сроки реализации этого проекта рассчитаны не на один год. История “Маяка” Рудник “Маяк” расположен на правом берегу реки Норильской, у подножия Талнахских гор, в 23 километрах к северу от Норильска. Это самый первый и самый маленький сейчас рудник Талнаха. Он отрабатывает Талнахское месторождение медно-никелевых руд. Талнахское месторождение геологи открыли в 1960-м, в год 25-летия Норильского комбината. Тогда же было принято решение, не дожидаясь официального утверждения запасов, начать подготовку месторождения к эксплуатации. В апреле 1962 года директор Норильского комбината Владимир Долгих подписал приказ о создании первого на правобережье реки Норильской строительного управления “Талнахрудстрой”. В мае строители забили первые колышки на площадке будущего рудника. Изначально проектировщики хотели ограничиться разведочно-эксплуатационной шахтой, но, получив оптимистичный прогноз геологов, решили строить в Талнахе полноценный рудник. В конце 1962 года в Талнах приехала экспертная комиссия Министерства геологии и охраны недр. Она разрешила приступить к закладке рудника до утверждения запасов нового месторождения: талнахскую руду ждала вся страна. Стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской. В декабре 1962-го началась проходка стволов рудника. Ее вели уникальным по тем временам методом: замораживанием и цементацией. Строительство “Маяка” шло тяжело. Тогда еще не было ни моста через Норилку, ни железной дороги на Талнах – материалы и людей доставляли через тундру по бездорожью. Эта стойка была уникальной: здесь одновременно разведывали руды и испытывали новаторские технологии. 22 апреля 1965 года с горизонта минус 175 метров выданы на-гора первые тонны жильной руды. Эту дату можно считать вторым рождением Норильского комбината: запуск рудника позволил очень быстро нарастить объемы производства цветных металлов. Весь прирост добычи цветных и благородных металлов в Советском Союзе тогда достигался за счет “Маяка”. В июле 1965 года, к 30-летию комбината, первую руду Талнаха доставили в Норильск. Колонна машин провезла ее через все улицы города. В 1966-м “Маяк” уже давал богатой руды больше, чем рудники месторождения Норильск-1. В марте 1966 года заработала железная дорога Норильск – Талнах. 31 декабря 1966 года госкомиссия официально приняла первую очередь “Маяка”. В 1967 году “Маяк” считался самым крупным рудником Норильска, где работали лучшие специалисты. Тогда 40% годового производства меди и 35% никеля в стране получили из талнахской руды. В 1968-м на “Маяке” построили первый закладочный комплекс и впервые применили подземное самоходное оборудование. В этом же году рудник вышел на полную проектную мощность, а в 1971-м выдавал уже более 60% продукции комбината. Разведка Талнахского месторождения под руководством одного из первооткрывателей Талнаха Виктора Кравцова продолжалась 27 лет – до 1987 года. Запасы сульфидных медно-никелевых с платиноидами руд и содержание в них металлов оказались уникальными: содержание никеля в богатых талнахских рудах колеблется в пределах 3,1–5,32%, меди – 3,3–23%. ЦИФРЫ За время работы рудника с 1966-го по 2016 год: пройдено 651,6 км горных выработок; отбито более 14 млн кубометров горной массы; добыто 41 млн тонн руды; заложено почти 13 млн кубометров горных выработок; эксплуатируется 156 км горных выработок. |
0 | Твитнуть |