Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Миссия выполнима
ТЕАР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
1 декабря 2016 года, 14:45
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Премьера спектакля “Жди меня… и я вернусь” в постановке Анны Бабановой пришлась на празднование в Норильске “Большого Аргиша”. Благодаря этнофестивалю на знаковом театральном событии смогли побывать не только заинтересованные норильчане, но и многочисленные гости города.
Способ передать боль
Судя по реакции зала, театральная фантасмагория не просто понравилась, а ошеломила первых ее зрителей…
– Спектакль про художников и ученых, чьи жизни вмерзали в норильские льды и камни, – это не просто очередная постановка, это миссия, долг тех прекрасных творцов, которые трудятся сегодня в театре, овеянном легендами об их предшественниках…
…Соединить  образ неимоверного страдания с образом невероятного мужества в духовном противостоянии репрессивной системе – трудная и увлекательная задача для театра. Кричащий от боли пейзаж, городские панорамы самого Норильска, построенного узниками лагерей, – сегодня этот город можно прочесть как палимпсест, слой за слоем открывая его историю. Такой подход к прошлому – одна из самых актуальных художественных стратегий. Подобные спектакли есть во многих городах страны, и тем важнее проделать эту работу в Норильске, – написала на сайте театра критик Алена Карась в ожидании спектакля. Но приехать на премьеру в северный город председатель экспертного совета Национального театрального фестиваля “Золотая маска – 2017” не смогла. Профессиональную критику на этот раз представляла ученица профессора Бартошевича, завлит Московского театра юного зрителя Владислава Куприна. Она уже бывала в Норильске со своим театром: в 2008-м МТЮЗ привозил “Скрипку Ротшильда” Камы Гинкаса и, по ее словам, запомнила особую эмпатию норильчан.
“ЗВ” удалось уговорить гостью дать блиц-оценку увиденному сразу же после спектакля:
– Бывает такая степень боли, связанная с черными провалами в истории человечества, которую на сцене невозможно передать впрямую, – после поздравлений с удачной премьерой начала критик. – Нужен способ, как работать с ней.
Театр – условное искусство, и, когда артисты на сцене начинают притворяться, что с ними все происходит по-настоящему, мы можем перестать им верить. Подлинная человеческая боль была в разы сильнее, чем то, что мы переживаем в театре. Мы лишь касаемся этой боли. Если бы артисты в этом спектакле пытались перевоплотиться в своих героев, боюсь, что их бы ждала неудача, так как перевоплотиться в ад по-настоящему современному человеку невозможно. Мы можем лишь попытаться с помощью культуры рефлексировать об этом, причиняя себе боль, что-то разрушая, что-то сшивая внутри. Спектакль так и организован: он составлен из лоскутов подлинных и придуманных воспоминаний, концертных номеров, биографий. Это отражено и в сценографии.
Режиссерская решительность
Постановка, по формулировке Владиславы Куприной, получилась сложносочиненной, и каждый может найти в ней что-то свое:
– Для кого-то ударом под дых стали одни сцены, для кого-то другие.
В спектакле много поэзии. Есть поэзия – лирика, поэзия – история. Много бытовых сцен, метафор. Есть даже петрушечный театр – сцена тройки, например. Целостность постановки зависит от того, работает ли способ, выбранный постановщиком.  И это очень цельный спектакль. Его способ и театральный язык настойчиво воплощен режиссером, абсолютно уверенным в правильности выбора. Она делает все, не сомневаясь. Режиссерская решительность всегда украшает спектакль, собирает его, заставляет работать.
“ЗВ” уже писал, что историю о том, как участников новогоднего лагерного концерта отправили на общие работы, автор пьесы екатеринбуржец Владимир Зуев заимствовал из воспоминаний бывшего норильлаговца Григория Климовича, культорга одного из отделений Горлага. Этот концерт в пьесе объединил собирательные образы заключенных Конферансье, Графа и Шуры, ведущих его, и судьбы главных героев, тоже зэков, Астронома, Поэта и Дирижера, у которых были реальные прототипы. Это астрофизик  Николай Козырев, выяснивший природу звездной энергии и через три месяца после освобождения из Норильлага защитивший докторскую диссертацию на эту тему. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях Лев Гумилев. Композитор, автор знаменитого гимна “Взвейтесь кострами…” Сергей Кайдан-Дешкин. Соединить их в одном времени и месте автору пьесы помогли знаменитые концентраторы времени – зеркала Козырева, благодаря которым финал пьесы и спектакля отличается от истории из 1947 года…
Концерт предполагает номера, которые объявляет Конферансье (артист Александр Глушков). А трагично-комичный дуэт клоунов – заключенных Графа и Шуры (заслуженный артист РФ Сергей Ребрий и артист Александр Носырев) – рассказывает и показывает истории его участников, перемежающихся вставками – ретроспекциями из их долагерного прошлого на фоне портала времени.
Над очень важной составляющей спектакля-концерта – музыкальной – вместе с Анной Бабановой работал композитор Андрей Федоськин. Причем они не ограничились городским и лагерным фольклором, “Взвейтесь кострами…”. Кроме Баха и Глюка в спектакле звучит музыка Гуно  из “Фауста”, как известно, подсказавшая  в свое время ритмику авторам пионерского гимна, и знаменитые куплеты  Мефистофеля “Люди гибнут за металл”. Анна Бабанова мечтала, чтобы их  пел внук Георгия Жженова, бас-баритон Петр Цеханович, но не сложилось. Правда, и без внука Жженова сцена с поющим под фонограмму Мефистофелем (артист Иван Розинкин) на фоне портала-штольни для зрительного зала стала одной из тех, что под дых…
Назвав “Жди меня...” в целом большой удачей театра, Владислава Куприна отметила, что в спектакле есть и удачи актерские:
Одна из них – Роман Лесик в роли Астронома. Просто прекрасная работа, и очень важная, мне кажется, для этого спектакля.
Все объединяет мороз
Художник-постановщик “большой удачи театра”  Фемистокл Атмадзас считает, что у режиссера “довольно аккуратно получилось возвести небесспорные истории с зеркалами Козырева, пассионарностью в ранг некой недосказанности. Не утверждения, а разговора на тему”.
– Сценография спектакля тоже некий образ, в котором можно прочитать разные вещи.  Но при этом передана фактура, присущая этому месту, атмосфера, в которой находились заключенные. Серый цвет, морозь кругом. Чтобы объединить все фактуры, я их “заморозил”. Даже сегодня – выходишь на улицу – цветные машины, кирпичные дома, асфальт, снег... но все это объединяет мороз. Ударил мороз – и все поседело.
Внешне история сложилась. В эскизах первоначально я предполагал обойтись железом и деревом. Но когда собрали декорации, начали ставить свет, стало понятно, что дерево в чистом виде слишком тепленькое. Железо, кстати, мы взяли то самое, что было снесено с крыш прошедшей весной. Из него мы и сделали наш портал.
По словам художника-постановщика, костюмы (Ольга Атмадзас) ближе к реальности.
– Понятно, что если вдаваться в подробности, говорить о документе, то можно придраться к любой мелочи. Но спектакль не про это. Мы не ставили целью передать подлинный быт заключенных, а  взяли вещи, ассоциативные для сегодняшних людей. Понятно, что серый ватник  у большинства ассоциируется с лагерями. В лагерных костюмах мы намеренно ушли от цвета, обесцветили всех: и заключенных, и тех, кто их охранял. А форма лагерного начальства с серебристыми лычками не случайно напоминает нацистскую. Это в некотором смысле отсыл к тому, что  между этими двумя системами есть точки соприкосновения.
До 16 и старше
Первые зрители “Жди меня…” не обошли вниманием и выставку из фондов городского музея по истории Норильлага в театральном фойе. Тем более что она информационно и визуально дополняла спектакль. Там же, в фойе,  на импровизированных пюпитрах в форме щитов Потапова с плазменных экранов норильские школьники читали Ахматову, Гумилева, Кайдана-Дешкина, играли своих сверстников – узников Норильлага, рассказывали об авторе энциклопедии ГУЛАГа Евфросинии Керсновской. Причем рисунки Евфросинии Антоновны были использованы художником Фемистоклом Атмадзасом и в сценографии спектакля. Для этого был приглашен московский видеохудожник Михаил Зайканов. С его помощью на портале-экране также появлялись формулы из научных трудов Козырева и его друга Гумилева, исторические снимки с заштрихованными по закону того времени лицами тех, кто был репрессирован.
Среди зрителей, в антракте рассматривающих фотографии прототипов героев спектакля, была и начальник управления по делам культуры и искусства Ирина Субочева. В ответ на просьбу поделиться первыми впечатлениями о премьере она ответила, что хотела бы досмотреть спектакль до конца, но уже может сказать, что, несмотря на маркировку 16+,  он нужен и тем, кто моложе.
– Правда, я бы советовала будущим зрителям еще и почитать материалы по норильской истории, чтобы лучше понимать, о ком и о чем идет речь в постановке.
Мне очень понравилась и идея  режиссера в формате записок ответить на вопросы о ГУЛАГе из сегодняшнего дня. Мое поколение было воспитано в основном на героической истории Великой Отечественной войны. Тема репрессий в Стране Советов была для нас закрыта. У сегодняшних молодых есть возможность знать историю Отечества без купюр, а нам необходимо мотивировать их  к этому. В разных формах. Постановка Норильского Заполярного – одна из них.
С комом в горле
В поисках абсолютно рядового зрителя, а на первых показах их обычно меньше, чем ВИП-персон, “Вестник” обратился к молодому человеку не из партера. Системный администратор “Норильскникельремонта” Виталий Полищук не относит себя к заядлым театралам, но о том, что театр будет ставить специально написанную для него пьесу о Норильлаге, узнал еще год назад:
– Мы с ребятами по просьбе канадцев, снимавших фильм о Норильске, записывали  в театре интервью с драматургом Владимиром Зуевым, приезжавшим в Норильск. Тогда меня заинтересовало не столько то, что спектакль о Норильлаге, сколько неожиданный ход драматурга, связавшего историю с теорией времени Николая Козырева. Мне кажется, что история с элементом научной фантастики  привлечет в театр многих моих сверстников. На премьере я был вместе со своей девушкой, у которой дед прошел Норильлаг, так она весь спектакль проплакала, да и я сидел с комом в горле…
Потрясающе играли артисты, и сам спектакль получился выверенным, как говорится, ничего лишнего. Даже юмористические вставки с клоунами были очень в тему.
Поскольку я живу в одном подъезде с Сергеем Николаевичем Ребрием, то, будучи в театре, обращаю внимание прежде всего на него. В “Жди меня...” у него небольшая, но очень важная  роль заключенного Графа. Он играл очень мощно. Запомнились мне и образы лагерных начальников в исполнении Дениса Ганина и Дениса Чайникова. Потряс финал, в котором заключенные выбирают не будущее, а прошлое, чтобы переместиться туда с помощью зеркал Козырева.
Поэт (арт. Павел Авдеев) и Астроном (арт. Роман Лесик) выйдут из ада победителями. Их прототипы (Лев Гумилев и Николай Козырев) очень не любили вспоминать лагерное прошлое
Зэки Шура (арт. Александр Носырев) и Граф (засл. арт. РФ Сергей Ребрий) хотели бы вернуться в прошлое. Первый – чтобы “мамку свою найти”. Граф – чтобы не было революции
Капитан (арт. Денис Ганин) принимает пополнение: “Всем снять одежду!”
Надежду Пулковской обсерватории астрофизика Козырева (арт. Роман Лесик) арестовали на балу, посвященному празднованию 19-й годовщины Октябрьской революции
0

Читайте также в этом номере:

Первый (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Решили действовать глобально (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ключи без права передачи (Татьяна РЫЧКОВА)
Геологи ушли на восток (Татьяна РЫЧКОВА)
“Медвежка” будет жить (Татьяна РЫЧКОВА)
Здесь ваш дом (Екатерина БАРКОВА)
Учиться управлять (Лариса ФЕДИШИНА)
Сварить и победить (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ресурсы под контролем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мошенники лезут в карман (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Сколько стоит человек (Валентина ВАЧАЕВА)
Нескучно, географично (Марина БУШУЕВА)
Смеяться, чтобы не плакать (Владислав ШУКШИН)
БРЭНДовая игра (Владислав ШУКШИН)
Браво, камерный! (Валентина ЗАВАРЗИНА)
Победил “Ремонтник” (Анастасия ПАПОНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск