Человек из…
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
10 августа 2017 года, 16:49 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
“Постоял на площади, огляделся. Вообще-то, красивый город. Какой-то статный. Прямостоящий. Нехилый. Вызывающий уважение, несмотря на бросающуюся в глаза обшарпанность зданий”– так десять лет назад написал о Норильске Дмитрий Данилов, автор пьесы “Человек из Подольска”, над которой сейчас работает Норильский Заполярный театр драмы.
Премьера спектакля назначена на 30 августа. По замыслу режиссера постановки Анны Бабановой задержанный московской полицией житель Подольска, роль которого репетируют артисты Николай Каверин и Александр Носырев, все действие проведет в кресле, напоминающем электрический стул. Причем полицейские (артисты Денис Ганин, Роман Лесик и Маргарита Ильичева) будут находиться в зрительном зале, отделенном от сцены стеклом, а человек из Подольска в застеколье составит компанию человеку из Мытищ (артист Евгений Нестеров). – Зритель станет частью устроенного полицией следственного эксперимента нового формата, – комментирует свое решение Анна Бабанова. Пьесу Данилова режиссер прочитала на сайте новой драматургии “Ремарка” и сразу решила, что обязательно поставит “Человека из Подольска” в своем театре. Когда драматург об этом узнал, то отреагировал словами: “Норильск – один из самых подходящих городов для этой постановки”. Добавим, и один из первых, где будет идти пьеса, ставшая, по версии некоторых критиков, главным открытием “Ремарки-2017”, хотя прежде писатель и поэт, лауреат и номинант многих престижных литературных премий драматургией не увлекался. – Она отражает мое сегодняшнее настроение, сегодняшнее ощущение мира, времени, передает ощущение перемен, при том что это жанр театра абсурда, – продолжает Бабанова. – Пьеса очень хорошо написана: тот редкий случай, когда не надо ничего менять, мы только слегка сократили текст. Исполнитель главной роли Николай Каверин на вопрос, почему автор считает, что Норильск особенно подходит для постановки его пьесы, отвечает, что в северном городе таких людей, как его герой, немало: – Хотя, я думаю, в маленьких городках на материке их еще больше. Люди из Подмосковья едут на работу в столицу по два часа на электричке, потом еще на чем-нибудь, потом обратно. И так каждый день… Николай Фролов за долгие годы не запомнил на своем маршруте из Подольска в Москву ничего, кроме давки в транспорте, серых домов, мусора, сплошных заводов, промзоны… Что это? Его беда или вина? Для меня пьеса про это и про то, что нельзя насильно навязывать человеку то, что он не принимает. У моего героя нет способности видеть все оттенки серого, отсутствует интерес к окружающей его реальности, это так, но насилие, чем бы оно ни было продиктовано, остается насилием. Денис Ганин, играющий Первого полицейского, называет “Человека из Подольска” пьесой без героя. – Это среднестатистический человек, любой из толпы, а подобная история может случиться с каждым из нас. У Данилова неплохой язык. На нем удобно разговаривать артистам. Современные авторы часто грешат тем, что пишут так, как мы не говорим в жизни. Здесь такого нет. В последнее время Денису Ганину часто приходится играть людей в форме. В этом спектакле его полицейский, выясняя личность задержанного, пытается “заглянуть в тайные уголки его души”, учит “специальному полицейскому танцу для развития мозга”. Он исправляет речевые ошибки, демонстрирует свои знания в литературе и искусстве, впрочем, как и двое его коллег. – Этот герой умнее, более обучен, но тот же энкавэдэшник из спектакля “Жди меня…”. Технологии улучшаются, сегодня не обязательно применять силу, чтобы сломать человека… Достаточно играть его репутацией и воздействовать психологически. Сейчас у нас идет репетиционный процесс, очень интересный. Пока мы только вгрызаемся в материал. К премьере, возможно, что-то изменится в трактовке пьесы, но думаю, что зритель обязательно будет узнавать в “Человеке из Подольска” людей из Норильска. Спектакль ставится для камерной сцены, которая предполагает более подробное, тщательное существование артиста, так как зритель все время держит его в поле зрения. Сам Ганин любит малую сцену за возможность говорить своим голосом и ни на секунду не выключаться из процесса. Над “Человеком из Подольска” вместе с главным режиссером работает и главный художник театра Фемистокл Атмадзас, художник по костюмам – Ольга Атмадзас. Когда Дмитрию Данилову послали эскизы оформления спектакля, он поделился ими в “Фейсбуке” и написал, что, конечно, надо увидеть постановку, но сценография выглядит интересно. Особенно заинтриговало автора пьесы, что человек из Подольска будет сидеть на электрическом стуле. Еще он отметил сходство со стюардессой женщины – капитана полиции. Драматург даже пригласил всех своих френдов на самую северную премьеру… Анна Бабанова объясняет, что электрический стул в спектакле ей нужен как символ пытки: – Время изменилось, люди стали другими, но “стульчик” все еще работает… Допрос главного героя, сопровождаемый песнями и танцами людей в форме, у Данилова не похож на то, что мы видим в бесконечных телесериалах про милицию-полицию или читаем в социальных сетях. Как говорит сам драматург в одном интервью, когда он все это придумывал, у него не было ни одной мысли, связанной с политикой, социальными проблемами, с феноменом современной полиции: – Я просто взял кусок реальности, как он есть. У меня не было мысли показать, что полиция может любого человека схватить и что-то сделать, хотя это так и есть. Меня не это интересовало. А во время обсуждения пьесы я услышал интерпретации, связанные с политикой, связанные с современными социальными проблемами. Меня радует то, что пьеса неоднозначна. Один в ней видит что-то политическое, другой – что-то философское, третий воспринимает ее как чисто эстетический феномен. Мне это очень нравится. Большое впечатление пьеса произвела на еще одного члена постановочной команды спектакля, чью работу зрители увидят на экранах мониторов. Видеовставки для театрального проекта снимает главный редактор телекомпании “Северный город” Максим Трофимов. У него, как и у Данилова, это дебют: – Делать новости, фильмы – это одно, а здесь – абсолютно другая история. Видео должно быть максимально лаконичным. Оно здесь играет ту же роль, что облачко мысли в комиксах, а я привык, что произведение ограничено рамками экрана и туда надо всунуть все. Здесь не так: я должен показать не картину, а ее уголочек. Все остальное доигрывают актеры. Пьеса такая многогранная, там нет хороших, нет плохих. В какой-то момент мне и полицейские были очень симпатичны. В целом история получилась общекультурная и чуть-чуть вне временных контекстов. В общем, материал потрясающий, а все остальное – боюсь сглазить… Съемки видеосюжетов уже идут. Соответствующий визуальный ряд, который представляет главный герой во время допроса, снимается в Норильске. Когда Николай Каверин или Саша Носырев выбегают из полиции, наверняка кто-то в зрительном зале заметит табличку на двери с надписью “Участок полиции… г. Норильск” или узнает свой двор, знаменитую “китайскую стену”… Конец пьесы – почти счастливый. Безвинно задержанного Николая Степановича Фролова 1985 года рождения из московского отделения полиции отпускают, предлагая на посошок станцевать “мозговой полицейский танец”: “В какой-то момент организованный танец распадается, и каждый персонаж начинает танцевать отдельно, совершая дикие, экстатические движения. Музыка обрывается в кульминационной точке, и пять фигур застывают в странных, вычурных позах. Занавес”. В финале Анны Бабановой герой, подписав протокол, из которого следует, что живет он “бессмысленной, полуживотной жизнью”, и получив инструкции, как ему действовать дальше, выходит из полицейского участка. И бежит… Бежит, как свободный человек, который наконец все про себя понял, но совсем не то, что внушали в отделении полиции. |
0 | Твитнуть |