Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Под другим углом зрения
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
19 марта 2015 года, 14:44
Фото: Татьяна ЧЕРНОВА
Текст: Елена ПОПОВА
Офтальмологи бьют тревогу: болезни глаз “молодеют” с каждым годом. Причем в Норильске эта проблема стоит еще более остро, чем в других российских городах. О причинах развития глазных патологий “Вестник” расспросил врача-офтальмолога Норильской детской поликлиники №1 Валентину КАЛАШНИКОВУ.
– Валентина Николаевна, какие заболевания глаз сегодня наиболее распространены у норильских детей?
– Самая распространенная патология, особенно у подростков, – это близорукость, или миопия. Причем очень часто она усугубляется астигматизмом. Тенденция последних лет. Ребенок мир видит под другим углом зрения… Что хуже всего – миопия имеет тенденцию к прогрессированию. Как показывают последние исследования, причиной тому становится развитие информационных технологий. Современные дети, еще не научившись бегло читать, уже владеют компьютером на уровне начинающего программиста. Почти у каждого есть дома сотовый телефон и планшет. Время, которое ребенок проводит перед телевизором, никто не контролирует. Прибавьте сюда большую зрительную нагрузку в школе…
– Вы имеете в виду, что современный ребенок учится уже не столько по книгам, сколько при помощи Интернета?
– И это тоже. Опять же, чисто норильская специфика: во время актированных дней домашние задания дети выполняют в компьютере и отправляют их учителям по электронной почте. С одной стороны, хорошо – учреждения образования решили такой вопрос, как отставание от школьной программы, а с другой… Страдает зрение ребенка. Физической активности почти нет – дети разучились играть в подвижные игры на улице, променяв это на телевизор в четырех стенах и гаджеты. Хотя и погодные условия на Севере не позволяют проводить много времени на улице… А в итоге малоподвижный образ жизни приводит к тому, что у ребенка начинаются нарушения осанки и системы кровообращения и, как следствие, патология глаз.
– Но в прежние годы проблема близорукости тоже была актуальна в Норильске. Когда я училась в школе, из 15 девочек в классе 13 постоянно или непостоянно носили очки.
– А сегодня все 15 девочек подросткового возраста, как правило, имеют проблемы со зрением! Мы, повторюсь, шагнули в век информационных технологий, и это отразилось на наших глазах. Могу привести статистические данные. В 2013 году 16,6% детей состояли на учете у офтальмолога, а в 2014-м процент детей, имеющих глазную патологию, вырос до 17,3. И это на фоне снижения численности детского населения в Центральном районе. По сути, каждый второй ребенок школьного возраста либо уже имеет миопию, либо ему через год-два будет поставлен такой диагноз. В феврале мы проводили медосмотры в школе, и у некоторых четвероклассников впервые была выявлена близорукость уже средней степени – то есть больше трех-четырех диоптрий. Можете вы себе такое представить? А в одиннадцатых классах более 70% всех детей имеют ту или иную патологию глаза. Причем у некоторых отмечается не просто близорукость, а изменения сетчатки глаз. То есть то, что может привести ребенка к слепоте.
– Проблема дальнозоркости стоит не так остро?
– Она в основном актуальна для маленьких детей. К счастью, эта патология лечится. Плюсовыми очками зрение можно откоррегировать. В Норильске есть специализированная группа детского сада на Талнахской, 1а, где дети получают лечение при офтальмологической патологии и учатся правильно “смотреть”. Ведь что такое глаз? Это, по сути, тот же мозг, только вынесенный на периферию… Чем раньше будет выявлено заболевание, чем раньше ребенок начнет носить очки и проходить лечение, тем больше шансов, что к первому классу в них не будет особой надобности. А у нас родители почему-то боятся надевать ребенку очки или снимают их самостоятельно, когда у малыша начинается улучшение зрения. И потом дальнозоркость уходит в близорукость или прогрессирует – растет. После чего исправить ситуацию уже невозможно.
– Катаракта и глаукома – это болезни в основном старшего возраста?
– Вовсе нет. У нас существуют дети с такими врожденными патологиями. Но их очень маленький процент. В отличие от косоглазия, которым, к сожалению, страдает все больше новорожденных малышей. Причем чаще всего косоглазию сопутствует дальнозоркость. Можно ли исправить этот дефект? Можно. Это достигается ношением очков, гимнастикой, аппаратным лечением. В том случае, если к первому классу у ребенка по-прежнему сохраняется косоглазие, мы направляем его на оперативное лечение.
– Какую роль играет наследственность? Обязательно ли у ребенка будет плохое зрение, если у родителей с этим проблемы?
– Необязательно. Но наследственность ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов. Более того, в условиях Крайнего Севера едва ли не в 100% случаев, если у мамы и папы есть проблемы со зрением, у ребенка также будет наблюдаться патология. Усугубляет ситуацию то, что в Норильске почти каждый родитель считает своим долгом как можно раньше ребенку купить сотовый телефон и всевозможные гаджеты, при этом нисколько не ограничивая время пользования этими средствами. А потом мамы и папы приводят ребенка на прием и удивляются: почему он стал щуриться? “Мы разрешаем ему смотреть телевизор всего лишь час в день”. Приходится объяснять: детям до трех лет телевизор, телефон, планшет вообще противопоказаны.
– Что для зрения хуже: компьютер, чтение книг, гаджеты?
– Телефоны и планшеты в наибольшей степени способствуют возникновению миопии. То есть чем меньше шрифт и экран – тем больше нагрузка на глаза, а значит, и вероятность возникновения патологий выше.
 
Повод встревожиться
– Какие симптомы говорят –  что-то не так со зрением?

– В первую очередь это снижение остроты зрения, появление тумана или пятен, неприятные ощущения в глазах – боль, жжение, зуд, покраснение склер и век, слезотечение, повышенная чувствительность к свету. Чаще всего учителя в школе обращают внимание родителей на то, что их ребенок стал хуже воспринимать текст на доске, щуриться и, как следствие, хуже учиться. С другой стороны, и сами родители могут заметить: они смотрят телевизор и видят надпись на экране, а ребенок – нет. Или на улице мама может разглядеть номер автобуса, а сын или дочь этого сделать не могут. Это уже повод встревожиться. Еще один симптом – головные боли. Нередко к нам направляет детей невролог, а в итоге выясняется, что все дело в близорукости.
– В советские годы большое внимание уделялось профилактической работе, существовали кабинеты зрения. Однако сегодня во многих городах страны это направление сворачивается до минимума из-за отсутствия финансирования. Как с этим обстоят дела в Норильске?
– К сожалению, наш город эта проблема не обошла стороной. Сегодня профилактическая работа скорее построена на энтузиазме офтальмологов и медсестер. Когда мы приходим на медосмотры в детские сады и школы, то почти с каждым ребенком стараемся провести беседу о том, насколько важно беречь зрение, как сохранять правильную осанку, сколько времени можно проводить за компьютером или сидеть перед телевизором, почему нужно носить очки, если их прописал врач. Самое страшное, что многие подростки стесняются их носить.
– Брекеты – не стесняются, а очки – стесняются?
– А очки прячут под партой и надевают в лучшем случае только дома.
– Но ведь есть же еще, на худой конец, линзы.
– По поводу линз. Во-первых, надевать их раньше 14–16 лет не рекомендуется. Во-вторых, линзы нужно подбирать индивидуально. А дети зачастую что делают? Приходят в оптику и покупают то, что носит кто-то из их друзей. Без консультации специалиста это делать категорически запрещено!
– Почему существуют возрастные ограничения на ношение линз?
– Ребенок растет – меняется кривизна роговицы, гормональный фон. Не всегда дети могут правильно ухаживать за линзами. А в частных оптиках, как правило, всех нюансов не объясняют. Не стоит забывать и про наши неблагоприятные климатические условия – мороз, ветра… Загрязнения откладываются на линзах, а потом все это переносится на роговицу глаза. В итоге имеем конъюнктивиты, кератиты… Всевозможные инфекционные заболевания, которые могут привести даже к слепоте. У нас есть такие дети. И взрослые, кстати, тоже.
– С какого возраста можно делать лазерную коррекцию зрения?
– Раньше 24 лет такую операцию делать не рекомендуется. По разным исследованиям, человек растет примерно до 21–24 лет. Опять же, нужно смотреть, о какой степени близорукости идет речь. Такая операция больше подходит тем, у кого большой минус. А если речь идет о девушке, которая в будущем должна стать мамой, то я бы вообще не советовала лазерную коррекцию. Дело в том, что при родах могут начаться изменения роговицы, и вся эта операция может только навредить. Зачастую в таких случаях проблемы со зрением уже нельзя скоррегировать ни очками, ни линзами. Поэтому надо десять раз подумать, прежде чем делать операцию. А нужна ли она? Может быть, лучше попробовать ночные линзы?
– А что это такое?
– Это линзы, которые человек надевает перед сном. Всю ночь спит в них, а утром снимает. К моменту пробуждения зрение восстанавливается почти до 100% за счет того, что в течение семи-восьми часов линза прижимает роговицу к глазу. К вечеру, конечно, миопия возвращается… Близорукость никуда не исчезает, вылечить ее таким способом нельзя. Однако многие находят ночные линзы более удобными, нежели обычные, которые в течение дня подвергаются воздействию ветра и мороза, табачного дыма и имеют тенденцию к высыханию, из-за чего начинается дискомфорт глаз. Ночные линзы готовят по индивидуальному заказу в специализированных офтальмологических центрах. И только после тщательного обследования, которое проводит врач.
 
Как попасть к офтальмологу?
– Чем отличаются возможности современных технологий и новых препаратов в детской офтальмологии и взрослой?

– В детской офтальмологии, по сути, сегодня используется все то же, что и во взрослой. Детских препаратов как таковых практически не существует. Ограничения по возрасту, конечно, есть, но тогда как мы могли бы лечить детей?
– Могут родители самостоятельно купить в аптеке витамины для глаз или капли своему ребенку?
– Ни в коем случае! Даже витамины должен выписать педиатр. Каждый ребенок индивидуален.
– А витамины на основе черники, которые обычно советуют фармацевты?
– Может так получиться, что именно на этот витамин именно у этого ребенка будет аллергия. Поэтому всегда нужно советоваться с врачом.
– Вы уже несколько раз повторили, что в случае любых проблем со зрением необходима консультация специалиста. Но здесь возникает другой вопрос: как попасть к офтальмологу? Многие родители сегодня жалуются на то, что очень трудно взять талон к врачу.
– К сожалению, такова ситуация – в Центральном районе из четырех ставок на сегодня заняты только две, при этом из двух врачей один находится в длительной командировке. А это значит, что вся нагрузка ложится на одного-единственного офтальмолога, который должен не только вести прием пациентов в поликлинике, но и проводить медосмотры в школах, в детских садах. А сейчас еще начинается призывная комиссия в военкомате… С другой стороны, я могу сказать по собственному опыту: кто хочет попасть к врачу – тот попадет.
– Как часто нужно обследовать ребенка у офтальмолога?
– Если ребенок состоит на учете, то как минимум два раза в год. Если здоров – достаточно прийти на прием к врачу один раз в год. Причем необязательно делать это в Норильске. Можно пройти обследование в другом городе – благо норильские дети часто выезжают на материк – и привезти заключения специалистов с собой. В том случае, если начинаются какие-то изменения остроты зрения, у нас есть возможность ребенка своевременно пролечить. Для этого в Норильске существует кабинет охраны зрения детей и на базе Талнахской, 57а, – детский реабилитационный центр, где помимо прочего лечат зрительную усталость – астенопию, начальные проявления миопии. Оборудование не современное, но тем не менее оно работает.
– Кстати, об оборудовании… На материке сегодня во многих государственных медучреждениях используют инструменты нового поколения. Оптический биометр, бесконтактным способом фиксирующий параметры всех основных структур глаза, бесконтактный тонометр, фундус-камеру и многое другое… Почему на Севере, где проблема со зрением стоит так остро, до сих пор ничего этого нет?
– Вы затронули очень больной вопрос. Действительно, в Норильске офтальмологический кабинет укомплектован тем оборудованием, которое использовалось еще в середине прошлого века. В то время как специалисты на материке пользуются цифровым проектором, мы по-прежнему проверяем зрение с помощью знакомых всем таблиц… К сожалению, такова объективная ситуация, решить которую местные врачи своими силами не могут.
– Многие родители недоумевают, почему окулисты настаивают на их присутствии во время приема, когда речь идет о ребенке старшего школьного возраста.
– Я напомню: в детской поликлинике ведется прием пациентов до 18 лет. Однако желательно, чтобы даже дети старшего школьного возраста приходили на прием к врачу вместе с родителями, так как ребенок не всегда может донести правильно информацию о своем здоровье. Вот последняя ситуация: призывник должен был прийти на прием к офтальмологу еще 16 января. У него акт из военкомата на руках. То есть мы должны были его обследовать: закапать глаза, откоррегировать зрение, отправить результаты главврачу и до 5 февраля оформить все необходимые документы. Речь идет о первичной постановке на учет в военкомат. А молодой человек появился только в середине февраля! …Родители должны понимать: дети есть дети. Они не всегда осознают, что такое ответственность. Их нужно контролировать. Бывают даже ситуации, когда ребенок поступает в институт на определенную специальность, а его в итоге не берут – выясняется, что у молодого человека патология глаз, при которой по данной специальности работать нельзя. Родители и абитуриент в шоке. Многие даже не знают, что у ребенка зрение плохое. Поэтому мой вам совет: относитесь серьезно к здоровью своих детей! И не забывайте – мы с вами живем на Крайнем Севере.
Даже здоровые дети должны проходить обследование ежегодно
0

Читайте также в этом номере:

Был, есть и будет (Татьяна РЫЧКОВА)
Снова в строю (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Семейное дело (Елена ПОПОВА)
Кто лучше освещает путь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Нужны добровольцы (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Прыгнули выше головы (Елена ПОПОВА)
Наномода (Марина БУШУЕВА)
“Весна” идет (Валентина ВАЧАЕВА)
Этот хор небесный (Татьяна РЫЧКОВА)
Хозяин участка (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Высмеивая всё (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск