Работа не на дядю
Человек и его дело
![]() |
26 сентября 2013 года, 15:42 Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
Об этом хотя бы раз в жизни задумывался, наверное, каждый из нас. Не бросить ли службу и не заняться ли бизнесом? Не открыть ли свой маленький “свечной заводик”? Но решаются на это немногие. “Вестник” встретился с норильчанами, которые все-таки решились.
Этих людей объединяет дело. В том смысле, что они из категории наемных работников перешли в категорию самозанятых. Решились уйти в самостоятельное трудовое плавание. Для всех троих это первый опыт предпринимательства. Они открыли собственный бизнес, прибегнув к помощи центра занятости и получив в этом году единовременную материальную помощь от государства по программе содействия самозанятости. Сумма не ахти какая большая – чуть больше 100 тысяч рублей на человека. Но на первом этапе любые дополнительные деньги не лишние. Бизнес – как ребенок Елена Иванцова – коренная норильчанка, ей 29 лет. Окончила Красноярский институт туризма. Пока училась, успела поработать в туристической сфере в Турции и США. Потом сменила несколько работ уже в Норильске. – В какой-то момент мне просто надоело самодурство и несправедливость начальства, – рассказывает Елена. – У меня давно была мечта стать самой себе хозяйкой, и я решила ее осуществить. В этом меня поддержал муж. В августе Елена открыла собственный магазин гаджетов – разных интересных предметов, “игрушек для взрослых”, из разряда тех, что покупатели любят выбирать в подарок или покупать для собственного удовольствия. Оглядывая полки в небольшом арендованном павильоне, мы замечаем: – А у вас есть что выбрать. – Да, покупателям тоже нравится, – соглашается Елена. – Мне и самой интересны эти технические новинки. Когда я только писала бизнес-план и изучала выбор в норильских магазинах, в нашем городе не было подобного ассортимента. Таких товаров и сейчас нельзя сказать, что много. Необходимость составлять бизнес-план часто отпугивает начинающих предпринимателей, и они бросают эту затею, едва к ней приступив. Елена этот этап прошла без проблем. – В свое время в институте я хотела писать курсовую на тему бизнес-планирования. Но преподаватель меня отговорила. Сказала, что это слишком сложно и муторно, надо вдаваться в очень многие тонкости и процессы. Поэтому я боялась, что не справлюсь. Но все оказалось проще, чем я думала. Составила бизнес-план, принесла консультантам в центр занятости, прошла экспертизу. Денег, выделенных по программе содействия самозанятости, хватило на кассовый аппарат и некоторое другое торговое оборудование. Без вложения своих средств было не обойтись. Но молодая женщина не пасует перед трудностями, которые неизбежны в начале предпринимательского пути. Кстати, о ее смелости говорит и то, что всю затею с магазином она осуществила во время беременности. Буквально на днях у нее родится первенец. – Этот год у меня богат на события: первый бизнес и первый ребенок, – улыбается Елена. Чаек – для начала Виталий Белл тоже выбрал розничную торговлю. Открыл в Талнахе, по соседству с собственным домом, магазин “Чайкоффский”. По названию сразу понятно, что здесь продают. Впрочем, как и по аромату в магазине. – Чай, кофе? – встречает нас хозяин. Мы не отказываемся от кофе. И пока угощаемся напитком, Виталий рассказывает, что ему 28 лет, женат, дочь в этом году пошла в первый класс. До того как уволиться и обратиться в службу занятости, Виталий почти семь лет трудился в доблестной пожарной охране. Перед Новым годом уволился. – Надоело работать на государство, – объясняет он. – В марте написал бизнес-план, параллельно изучал рынок и ходил на курсы по основам предпринимательства. Ничего сложного в этом нет. Купил кассовый аппарат, весы, кофе-машину, арендовал помещение, наладил связь с поставщиком… – Свои деньги тоже пришлось вкладывать? – Конечно. – Как жена отнеслась к вашему увольнению и “вольным хлебам”? – Она меня на это и подвигла. Алена сама флорист, работает за сдельную зарплату, принимает заказы. Вот эти декоративные корзинки (показывает на витрину) – ее рук дело. Виталий вспоминает, что, ориентируясь на свои и семейные интересы, стоял перед выбором: открыть цветочный магазин, чайно-кофейный или же “Все для охоты и рыбалки”. – Решил начать с “Чайкоффского”, а там будет видно. В наших планах открытие второго магазина, цветочного. Хотим заняться этим уже в ноябре. Главный плюс предпринимательства Виталий видит в том, что теперь работает не на кого-то, а на себя и может сам выступать работодателем. Придумал и свою маркетинговую “фишку”: в “Чайкоффском” можно заказать чашку готового чая или кофе. А скоро специально для посетителей, решивших передохнуть и подкрепиться горячим напитком, здесь поставят пару столиков. Сладкий бизнес Камила Ширалиева приехала в Норильск в 1988-м – вышла замуж за норильчанина. Работала в разных организациях, сначала продавцом, потом окончила бухгалтерские курсы. Когда уволилась с последней работы, обратилась на биржу труда. Там ей предложили воспользоваться программой содействия самозанятости. Камила решила, что это хорошая возможность попробовать свои силы. И два месяца назад открыла собственное дело – производство кондитерских изделий и выпечки. – Бизнес-план мне помог написать сын, ему 24 года, – рассказывает Камила. – Потом я консультировалась с технологами, работниками общепита. Они рекомендовали, какое купить оборудование. К субсидии, полученной в центре занятости, взяла кредит в банке. На эти деньги арендовала помещение, сделала в нем ремонт… Стоя посреди выложенного белоснежным кафелем цеха, мы чувствуем себя как в операционной: здесь все сверкает, вся производственная техника, духовые шкафы – с иголочки. Что называется, новье. Даже не верится, что один человек смог все это организовать. Впрочем, как известно, было бы желание. – А почему именно такой вид бизнеса выбрали? – Ко мне часто обращались знакомые – испеки пирог, сделай пахлаву. Я умею! (Смеется.) Но понимали, что это для меня накладно – печь на всех. И стали предлагать деньги. Так что все логично: что у тебя хорошо получается, тем и надо заниматься. Начинала Камила с производства восточных сладостей небольшими партиями. Ее выпечка пришлась по вкусу покупателям, и торговые сети стали заказывать у Камилы все больше изделий. Скоро ей пришлось выступить уже в качестве работодателя и нанять двух помощниц – одна уже не справлялась. – Раньше пекли два-три лаваша, а сейчас делаем уже тридцать в день, – обаятельно улыбаясь и ловко раскатывая тесто, говорит одна из напарниц, Шахида. – В магазины сдаем по 30 килограммов готовой выпечки. Чебуреки, пахлаву, узбекский хлеб, пирожки – норильчане все любят. Камила не жалеет, что ввязалась в эту “авантюру” с собственным бизнесом. – На себя работать интереснее. Хоть и сложнее. Сейчас приходится трудиться без выходных, а то и ночами. Надеюсь, рассчитаюсь с банком по кредиту и дальше будет легче. На прощание нас угостили свежеприготовленными пирожными. Подтверждаем: очень вкусно. В помощь начинающим В Интернете сейчас довольно много ресурсов, которые предлагают помощь тем, кто собирается открыть собственный бизнес. Например, на сайте homestartup.ru специалисты дают рекомендации, как начать свое дело и какие ошибки допускают неопытные предприниматели. Сайт предлагает готовые бизнес-планы и идеи для бизнеса. Много полезных ссылок и статей есть на сайте Национального института системных исследований проблем предпринимательства nisse.ru. Еще один бесплатный и нужный сервис для предпринимателей – так называемый бизнес-инкубатор Красноярского края bikr.ru. После регистрации на портале можно получить бесплатную консультацию и любые шаблоны документов, дать объявление и найти инвестора, получить доступ к программам по бизнес-планированию и полезную информацию об организации и развитии своего бизнеса. Чрезвычайно интересно и подробно о своем действующем бизнесе – пироговой в Екатеринбурге – пишет предприниматель Андрей Семенов в своем блоге andreysemenov.livejournal.com. Тенденции рынка Год назад в Торгово-промышленной палате РФ прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Тогда впервые были озвучены результаты общеевропейского исследования рынка самозанятости, проведенного институтом маркетинговых исследований GFK по заказу фирмы Amway. По результатам этого исследования, Россия вошла в пятерку стран с наиболее положительным отношением населения к индивидуальному предпринимательству: 73% участников опроса, проведенного в рамках исследования, высказали положительное отношение к такой форме занятости. Однако уровень реального индивидуального предпринимательства в нашей стране остается одним из самых низких в Европе. “Нельзя не обратить внимание на разрыв между желанием иметь собственный бизнес и реальным числом самозанятых людей в России. Наличие собственного бизнеса подтвердили лишь 3% российских респондентов, – отметил председатель подкомитета по удаленной торговле Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Amway Ричард Стевенс. – Это говорит о том, что главный барьер для большинства россиян – недостаток знаний в области экономики и управления бизнесом – по-прежнему сохраняется”. Еще одно исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что наиболее активно малый бизнес в России развивается в сфере розничной торговли: на его долю приходится более 50% оборота малых предприятий. При этом индивидуальные предприниматели в среднем обеспечивают около четверти всего оборота розничной торговли. Среди основных барьеров развития малого предпринимательства эксперты называют проблемы административного характера, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, налоговым администрированием и взаимодействием с местными органами власти. [/b]Трудности предпринимательства[/b] В марте этого года на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону президент страны Владимир Путин признал, что “бизнес стал уходить в тень”: “Действительно, если посчитать с конца ноября до сегодняшнего дня, то у нас закрылось 352 000 малых предприятий и самозанятых граждан. Это много, и это вызывает тревогу. Но ФНС говорит, что из всех закрытых предприятий только 27% отчитывались налоговой службе, то есть вели практическую деятельность. Налоговики утверждают, что это говорит о том, что остальные 73% фактическую деятельность не вели, имели параллельную фирму для удобства ведения бизнеса”. Глава государства прямо не ответил на просьбу снизить страховые взносы для малого бизнеса, но предостерег от “шараханий” в этом вопросе. Напомним, в прошлом году страховые взносы составляли 26% от 1 МРОТ (17 208 рублей в год). С 2013 года эта ставка выросла до 26% от 2 МРОТ (37 665 рублей в год). Полезные адреса и телефоны в Норильске Норильский городской фонд поддержки малого предпринимательства: Ленинский, 1, каб. 306, телефоны 48-56-24, 48-56-25. Управление потребительского рынка и услуг: Ленинский, 23а, телефоны 48-45-62, 48-45-60, 48-45-58, 48-45-56. Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса: Ленинский, 1, 3-й этаж, телефоны 38-28-40, 8-913-499-07-08. |
0 | Твитнуть |