Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Страшно и еще страшнее
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
1 ноября 2013 года, 12:56
Текст: Юлия КОХ
Я люблю при случае прочитать парочку страшных рассказов, и знакомые библиотекари любезно откладывают  для меня такие книги. Именно так в мои руки попал второй том антологии “Лучшие страхи года” – амбициозный проект, который должен заменить по-клонникам жанра закрывшуюся серию Year’s Best Fantasy and Horror.  В России эта серия издавалась под названием “Лучшее  за год” и познакомила наших соотечественников с такими столпами жанра, как Рэмси Кемпбелл и Клайв Баркер. Удалось ли составителю нового сборника достигнуть уровня своих легендарных предшественников? Давайте попробуем разобраться.
Рассказы для антологии отбирала Эллен Датлоу – личность в мире околофантастического фэндома США достаточно известная. Это значит, что средний отечественный читатель до знакомства с “Лучшими страхами года” вообще не подозревал о существовании Эллен Датлоу. Однако если специально исследовать ее биографию, выяснится: Эллен Датлоу на редкость опытный редактор. Кроме всего прочего, она занималась и составлением пресловутого “Лучшего за год”, отвечая за его пугающую составляющую. На нее, как на ветерана хоррор-индустрии, возложили немалую ответственность, ведь после закрытия популярной серии именно “Лучшие страхи” должны были занять освободившуюся нишу и утешить опечаленных фанатов. Серия получилась вполне жизнеспособной – в США вышло уже пять томиков в украшенных жутковатыми иллюстрациями обложках.
Заслуживают прочтения
У нас вышло уже два тома серии, и, судя по всему, издатели не собираются останавливаться на достигнутом. Выводы о том, справилась ли Эллен Датлоу с поставленной перед ней задачей, делать еще рано. Пока отличительной чертой “Лучших страхов” можно назвать неравномерность – вторая книга получилась едва ли не в два раза толще первой. Не слишком шикарные издания отличаются тем не менее стильным и узнаваемым дизайном – на обложках жуткие существа снимают маски, обещая продемонстрировать читателю ужасы, скрытые под налетом обыденности. На русском языке серия традиционно издается с приличным опозданием – в этом году опубликован томик с рассказами, написанными в 2008-м. Впрочем, в отличие от многих других подобных сборников, налета ретро во втором томе “Лучших страхов” не чувствуется. Эти истории не слишком тесно привязаны к времени и зачастую опираются на классические для ужасов сюжеты.
Среди вошедших в антологию рассказов найдется новелла о вампире, обескровившем скучную вечеринку, крайне мрачная версия сказки о Ганзеле и Гретель и описание охоты на Ходага (этакую агрессивную чупакабру из Висконсина) и по-кинговски напряженная история о жестоком сверхчеловеке, который устроил на уединенном острове личный филиал ада. Впрочем, рассказы, явно и неоспоримо относящиеся к жанру хоррор, в этом сборнике почему-то оказались в меньшинстве. Впрочем, удручает не только количество традиционных ужасов, но и их качество: мне они показались самой тусклой частью сборника. Для Эллен Датлоу жанр хоррор, по всей видимости, выходит за рамки привычных нам историй о привидениях и маньяках. Именно поэтому в сборник попала, к примеру, “Девушка в Нарезке”, которая, несмотря на традиционную для литературы ужаса атрибутику (жестокое убийство, кровь и другие неприятные жидкости), представляет собой отличный образец авантюрного фэнтези. Рассказ “Эсмеральда” следует отнести к другой, более расплывчатой категории фантастики. Написанная в жанре темного фэнтези, эта история предлагает нам вообразить себе мир, переживший смерть бумажной книги. Для тех, кто, как и мы, библиотекари, с большим вниманием следит за закатом “Эры Гутенберга”, эта новелла может стать самым ярким впечатлением от сборника. Найдется здесь и захватывающее описание распада личности – рассказ “Река разливается”, героиня которого никак не может отличить поддельные воспоминания от вымышленных, а призраков – от живых людей. В сборник вошли также светлые мистические истории с жизнеутверждающим финалом. К примеру, “Гарри и обезьяну” или “Груз” можно отнести к жанру хоррор по всем формальным признакам, кроме одного: они практически не пугают. Все упомянутые выше рассказы заслуживают прочтения, но я никак не ожидала обнаружить их под обложкой с многообещающим названием “Лучшие страхи года”. Что же это за год такой, если это – самое страшное, что составители сборника могут нам предложить?
Ну и разумеется, по традиции всех подобных антологий, Эллен Датлоу включила сюда несколько абсолютно неуместных историй, без которых читатели легко могли бы обойтись. В этом, наверное, следует винить принципы составления межавторских сборников, которые гласят: главное – заполучить парочку громких имен и расположить сильные рассказы в ключевых точках книги. За компанию с по-настоящему интересными текстами читатель проглотит, не поморщившись, любую ерунду (по крайней мере, некоторое тщательно отмеренное количество ерунды). Из-за такого подхода антология кажется какой-то неровной, а впечатление от отличных историй вроде “Лагерштетта” и “Лазов” смазывается из-за откровенно неудачных “Пингвинов апокалипсиса” и “Бельэтажа”. Впрочем, даже “Пингвины…” не смогли отбить у меня желание продолжать знакомство с перспективной серией – ведь это пока единственная и не самая плохая альтернатива “Лучшему за год”, а значит, верный способ быть в курсе актуальных тенденций жанра.
0

Читайте также в этом номере:

Никакой план не стоит человеческой жизни (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Инна ШИМОЛИНА)
Выбор сделан (Виктор ЦАРЕВ)
Победил сильнейший (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не тронь добычу (Лариса ЛИПСКАЯ)
Облегченный вариант (Екатерина БАРКОВА)
Наука быть родителем (Ирина КРАВЧЕНКОВА, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Норильска – ответственный секретарь КДНиЗП)
Кадры решали все (Юрий ПРИБЫТКОВ)
Куда потратят миллионы (Марина БУШУЕВА)
Баранки в надежных руках (Андрей СОЛДАКОВ)
И один во дворе воин (Екатерина БАРКОВА)
Наркологи бьют тревогу (Екатерина БАРКОВА)
Разговор на ножах (Николай ЩИПКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск