Страшно и еще страшнее
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
1 ноября 2013 года, 12:56 Текст: Юлия КОХ
|
Я люблю при случае прочитать парочку страшных рассказов, и знакомые библиотекари любезно откладывают для меня такие книги. Именно так в мои руки попал второй том антологии “Лучшие страхи года” – амбициозный проект, который должен заменить по-клонникам жанра закрывшуюся серию Year’s Best Fantasy and Horror. В России эта серия издавалась под названием “Лучшее за год” и познакомила наших соотечественников с такими столпами жанра, как Рэмси Кемпбелл и Клайв Баркер. Удалось ли составителю нового сборника достигнуть уровня своих легендарных предшественников? Давайте попробуем разобраться.
Рассказы для антологии отбирала Эллен Датлоу – личность в мире околофантастического фэндома США достаточно известная. Это значит, что средний отечественный читатель до знакомства с “Лучшими страхами года” вообще не подозревал о существовании Эллен Датлоу. Однако если специально исследовать ее биографию, выяснится: Эллен Датлоу на редкость опытный редактор. Кроме всего прочего, она занималась и составлением пресловутого “Лучшего за год”, отвечая за его пугающую составляющую. На нее, как на ветерана хоррор-индустрии, возложили немалую ответственность, ведь после закрытия популярной серии именно “Лучшие страхи” должны были занять освободившуюся нишу и утешить опечаленных фанатов. Серия получилась вполне жизнеспособной – в США вышло уже пять томиков в украшенных жутковатыми иллюстрациями обложках. Заслуживают прочтения У нас вышло уже два тома серии, и, судя по всему, издатели не собираются останавливаться на достигнутом. Выводы о том, справилась ли Эллен Датлоу с поставленной перед ней задачей, делать еще рано. Пока отличительной чертой “Лучших страхов” можно назвать неравномерность – вторая книга получилась едва ли не в два раза толще первой. Не слишком шикарные издания отличаются тем не менее стильным и узнаваемым дизайном – на обложках жуткие существа снимают маски, обещая продемонстрировать читателю ужасы, скрытые под налетом обыденности. На русском языке серия традиционно издается с приличным опозданием – в этом году опубликован томик с рассказами, написанными в 2008-м. Впрочем, в отличие от многих других подобных сборников, налета ретро во втором томе “Лучших страхов” не чувствуется. Эти истории не слишком тесно привязаны к времени и зачастую опираются на классические для ужасов сюжеты. Среди вошедших в антологию рассказов найдется новелла о вампире, обескровившем скучную вечеринку, крайне мрачная версия сказки о Ганзеле и Гретель и описание охоты на Ходага (этакую агрессивную чупакабру из Висконсина) и по-кинговски напряженная история о жестоком сверхчеловеке, который устроил на уединенном острове личный филиал ада. Впрочем, рассказы, явно и неоспоримо относящиеся к жанру хоррор, в этом сборнике почему-то оказались в меньшинстве. Впрочем, удручает не только количество традиционных ужасов, но и их качество: мне они показались самой тусклой частью сборника. Для Эллен Датлоу жанр хоррор, по всей видимости, выходит за рамки привычных нам историй о привидениях и маньяках. Именно поэтому в сборник попала, к примеру, “Девушка в Нарезке”, которая, несмотря на традиционную для литературы ужаса атрибутику (жестокое убийство, кровь и другие неприятные жидкости), представляет собой отличный образец авантюрного фэнтези. Рассказ “Эсмеральда” следует отнести к другой, более расплывчатой категории фантастики. Написанная в жанре темного фэнтези, эта история предлагает нам вообразить себе мир, переживший смерть бумажной книги. Для тех, кто, как и мы, библиотекари, с большим вниманием следит за закатом “Эры Гутенберга”, эта новелла может стать самым ярким впечатлением от сборника. Найдется здесь и захватывающее описание распада личности – рассказ “Река разливается”, героиня которого никак не может отличить поддельные воспоминания от вымышленных, а призраков – от живых людей. В сборник вошли также светлые мистические истории с жизнеутверждающим финалом. К примеру, “Гарри и обезьяну” или “Груз” можно отнести к жанру хоррор по всем формальным признакам, кроме одного: они практически не пугают. Все упомянутые выше рассказы заслуживают прочтения, но я никак не ожидала обнаружить их под обложкой с многообещающим названием “Лучшие страхи года”. Что же это за год такой, если это – самое страшное, что составители сборника могут нам предложить? Ну и разумеется, по традиции всех подобных антологий, Эллен Датлоу включила сюда несколько абсолютно неуместных историй, без которых читатели легко могли бы обойтись. В этом, наверное, следует винить принципы составления межавторских сборников, которые гласят: главное – заполучить парочку громких имен и расположить сильные рассказы в ключевых точках книги. За компанию с по-настоящему интересными текстами читатель проглотит, не поморщившись, любую ерунду (по крайней мере, некоторое тщательно отмеренное количество ерунды). Из-за такого подхода антология кажется какой-то неровной, а впечатление от отличных историй вроде “Лагерштетта” и “Лазов” смазывается из-за откровенно неудачных “Пингвинов апокалипсиса” и “Бельэтажа”. Впрочем, даже “Пингвины…” не смогли отбить у меня желание продолжать знакомство с перспективной серией – ведь это пока единственная и не самая плохая альтернатива “Лучшему за год”, а значит, верный способ быть в курсе актуальных тенденций жанра. |
0 | Твитнуть |