Вежливость как национальная особенность
Вежливость как национальная особенность
28 февраля 2014 года, 11:37 Текст: Ирина ГРОЗА, кандидат психологических наук, заведующая отделом психологической поддержки Центра внешкольной работы города Норильска
|
– Проблема соблюдения этических норм в современном обществе действительно существует, и о ней нужно говорить. Бывают случаи, когда руководитель унижает подчиненных тем, что он повышает голос, кричит, переходит на “ты”, то есть нарушает правила поведения, закрепленные сегодня в этических кодексах. Следует напомнить, что кодекс делового поведения сформирован сегодня на каждом предприятии или в организации. Первые такие кодексы появились еще в 20-х годах прошлого века в Соединенных Штатах. При этом у американских и российских нет существенных различий. В первую очередь он предписывает участникам рабочего процесса быть вежливыми, воспитанными, доброжелательно относиться к коллегам. Тенденция современных россиян к заимствованию американской модели поведения не всегда актуальна. Так, к старшим сотрудникам, неважно руководители они или подчиненные, следует обращаться на “вы” и по имени-отчеству. Это национальная особенность России, и ее нужно поддерживать. Другое дело, если в коллективе сложились близкие и теплые отношения. Тогда коллеги сами решают, как обращаться друг к другу. И все же при посторонних уважительное общение между сотрудниками – это правило. Если начальник забывает о нормах приличия, позволяет себе называть сотрудников на “ты” или использует в речи ненормативную лексику, это говорит о плохом воспитании, незнании норм этики. Подобная модель поведения недопустима. Задача работников любой сферы деятельности – это успех в делах. Его во многом обеспечивает атмосфера в коллективе. Начальник всегда должен помнить о правилах хорошего тона. Доброжелательно и уважительно относиться к подчиненным. Задачи ставить не в приказной форме, а в форме поручений. В противном случае у работника не возникнет желания выполнить свое задание с энтузиазмом, проявить инициативу, что, в свою очередь, не пойдет на пользу результату. Знать, как обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Необходимо знать правила, которые можно использовать в деловом общении с руководителем. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите только да или только нет. Вечно поддакивающий сотрудник производит впечатление льстеца, а человек, который всегда говорит нет, выглядит саботирующим исполнение своих обязанностей. Кроме того, в коллективе не рекомендуется затрагивать вопросы личного характера. Нужно установить табу на вмешательство в личную жизнь. Сегодня, прежде чем вступить в руководящую должность, специалисты, как правило, проходят курсы переподготовки. Изучают психологию делового и межличностного общения. Если этой информации окажется мало, ее можно почерпнуть в Интернете. В свое время американский социолог и психолог Элтон Мейо разработал теорию человеческих отношений и внедрил ее в производство. Он доказал, что личностный, человечный подход к рабочим не просто содействует развитию профессионального уровня людей, но и напрямую влияет на производственные показатели предприятий. На их производствах даже появились “семейные дни”, во время которых дети могли прийти к отцу на работу, как на экскурсию. Стали появляться совместные семейно-корпоративные выезды на природу и прочие новшества. Все это в целом вывело многие предприятия в лидеры производства, значительно повысив качество труда их работников. Подобные способы мотивации коллектива применимы и в России. Руководитель должен стать примером для своих подчиненных как в стиле общения, так и в манере поведения. Речь его должна быть ровной, грамотной, внешность – приятной. К сожалению, некоторые сотрудники организаций забывают о значении дресс-кода. Вот несколько рекомендаций для делового человека. Женщинам предпочтительнее носить платья, костюмы, платье с жакетом в тон. Лучшие цвета – темно-синий, серый, наименее подходящие цвета – желтый, розовый, оранжевый. В деловой обстановке рекомендуется носить классическую обувь – туфли на каблуке не выше четырех сантиметров. Мужчинам рекомендуется носить серый или темно-синий костюм, рубашка должна быть светлее костюма, а галстук темнее рубашки. Белые и однотонные рубашки – свидетельство вкуса и авторитета. Не рекомендуется носить в деловой обстановке красную, серую, желтую, зеленую рубашки, а также рубашки с коротким рукавом. В одежде делового стиля человек и чувствует себя по-деловому. Описывая ситуации, связанные с соблюдением этических норм, в первую очередь мы говорим об уровне культуры людей. Важно понимать, что все мы – участники единого процесса работы, члены сообщества. И от того, как мы преподносим себя этому сообществу, будет зависеть и его ответная реакция. |
0 | Твитнуть |