Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Уроки Гульнары
КО ДНЮ УЧИТЕЛЯ
6 октября 2016 года, 13:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Звук и букву У можно изучать по словам “учитель”, “искусство”, “слух”. Но первоклассникам, конечно, проще разбирать звуки и буквы на других примерах: “кенгуру”, “жук”, “улитка”. На картинке, которую прикрепила на доске Гульнара Абдурашидовна, дети сразу их узнают: подсказка не зря называется наглядным пособием.
В первом классе “В” средней школы №6 идет урок русского языка.
– Начинаем зарабатывать звездочки, – говорит Гульнара Эльмурзаева, и ее ученики принимаются за составление схемы слов. Ярослав Казачук – у доски, остальные в своих тетрадях.
Зарабатывать звездочки – поощрение за активную работу на уроке – самым маленьким школьникам не так просто. Надо вести себя правильно: поднимать руку, если хочешь ответить, не подходить к соседу на задней парте, чтобы взять у него карандаш, не доставать из портфеля паровозик. В первые школьные дни всем ребятам трудно быть дисциплинированными. Сегодня некоторым из них трудно с первой попытки сформулировать, чем предложение отличается от слова. Приходится брать помощь класса.
– Что сделали звуки? – продолжает урок учитель, показывая мелом на доске, что именно с ними произошло.
– Подружились, – в голос отвечают ребята. Так первоклассники понимают слияние звуков в слоги. Слово “кенгуру” состоит из трех слогов, два из них – безударные.
Когда разобрались с сумчатым,  класс заметно оживился и, кажется, готов был прыгать как кенгуру. Гульнара Абдурашидовна делает перерыв на разминку.
– Буратино потянулся, – вслед за учителем класс выполняет несложные упражнения, – раз нагнулся, два нагнулся, руки в стороны развел… Достаточно, чтобы продолжить работу со словами “жук” и “улитка”.
Поверь в мечту
В этом учебном году Гульнара Эльмурзаева, как и ее маленькие ученики, первый раз пошла в первый класс для обычных детей. До этого Гульнара Абдурашидовна занималась с детьми особыми. Больше десяти лет  ее учениками были преимущественно мальчики и девочки с нарушением слуха.
Норильская школа №6 не только в нашем городе известна тем, что здесь в специализированных классах обучают глухих и слабослышащих детей, но есть и инклюзив по разным параллелям. А начинали педагоги работу с этими детьми без документальной базы, сами подбирали необходимые материалы, адаптировали опыт коллег из других городов к условиям своего учебного учреждения. Когда в школу освобожденным классным руководителем приняли Гульнару Эльмурзаеву, ей предложили параллельно заняться одним из коррекционных классов.
– Гульнара Абдурашидовна приехала в Норильск как молодой специалист, выигравший конкурс начинающих педагогов у себя на родине. Мы тоже отметили, что это талантливый человек, очень любит познавать новое, – рассказывает о коллеге Наталия Петрухина, заместитель директора школы №6 по воспитательной работе.
На предложение заняться обучением слабослышащих детей Гульнара Эльмурзаева откликнулась охотно. Вспоминает, что для первого урока придумала задачу про дыню, которая на столько-то килограммов легче арбуза. И не ожидала, что разбирать задачу придется в течение двух уроков: детям оказалось сложно услышать и понять смысл слов, не то что выполнить математические расчеты.  Справившись с дыней, Гульнара поняла, что ей надо заново учиться. Желание молодого педагога совпало с планами школы, и Эльмурзаеву командировали в Санкт-Петербург, где открыты профильные интернаты. Конечно, это специализированные школы, там другие условия, но норильским педагогам важен был наработанный здесь опыт.  По словам Гульнары Абдурашидовны, она старалась не упустить ни одной детали, с утра до ночи присматривалась, как работают коллеги, на свои деньги объездила учебные заведения Ленинградской области, где занимаются с глухими детьми. В Норильск вернулась с огромным материалом и на его основе создавала рабочие программы, адаптированные к нашим условиям.
Как человек, которому интересно все новое, что появляется в педагогике, Гульнара Эльмурзаева постоянно участвовала в профессиональных конкурсах, подавала заявки на гранты, опубликовала в нескольких сборниках статьи о работе с детьми с нарушениями слуха, о сурдопедагогической и психологической поддержке семей, в которых они воспитываются. Получила награды, среди которых диплом второй степени лауреата Национальной премии в области образования в номинации “Отличные успехи в образовании”.
Сегодня Гульнара Абдурашидовна учитель высшей категории, возглавляет методический совет школы №6. С ее участием написаны образовательная и коррекционная программы учебного учреждения, в прошлом году разработан проект организации ресурсного методического центра для работы с глухими и слабослышащими детьми “Поверь в мечту”. Он стал одним из победителей грантового конкурса благотворительной программы “Мир новых возможностей” компании “Норникель”.
Несколькими словами сформулировать задачу авторов проекта можно так: научить педагогов общению с детьми, лишенными слуха, подготовить методические пособия в помощь учителям. В рамках проекта “Поверь в мечту” коллектив школы №6 организовал обучение 148 педагогов из разных образовательных учреждений Норильска. Лекции для них читали специалисты из Новосибирска. Это было заложено в заявке на получение гранта, говорит Наталия Петрухина. Сейчас Гульнара Эльмурзаева обучение коллег продолжает в Норильском филиале института повышения квалификации работников образования, куда ее рекомендовало руководство школы №6.
Чай с лимоном
Став учителем первоклассников, Гульнара Абдурашидовна перешла на другую стезю, но продолжает практику как педагог-дефектолог. Уроки для особых детей тоже особые. Ведь зачастую такие ученики не имеют начальной подготовки, их словарный запас на нулевом уровне. Трудно поверить, но этим ребятам сложно понять даже то, что мы усваиваем в раннем детстве, можно сказать, автоматически: кто такой я, что значит вчера, суп вкусный! Кажется, так просто, а для них это открытие мира.
…Гульнара  Эльмурзаева разрешает нам присутствовать на уроке со старшими ребятами. Один из ее особых учеников поступил в школу №6 во втором классе, сейчас он в десятом. Юноша, как и другие ребята в этом коррекционном классе, научился писать, а это значит, что они уже могут выражать свои мысли и желания на бумаге. Раньше это удавалось только с помощью жестов.
На учебе в Санкт-Петербурге, признается Гульнара Абдурашидовна, она хотела в первую очередь научиться жестам, думала, что это главное в общении с ребятами, лишенными слуха. Но опытные коллеги сказали: это лишь вспомогательный прием. Да, жестом легче объясниться: и учителю проще, и ребенок быстрее поймет. Но главная задача педагога – научить детей слышать звуки окружающего мира. Так что нужно терпение, терпение и еще раз терпение. Четко проговаривать слова, объяснять значение всего непонятного. Не просто назвать предмет, а добиться, чтобы ребята его “понимали”.
– Что вы видите на картинке? – спрашивает учитель. – Чашки, правильно, блюдца (это слово школьникам пришлось вспоминать), чайник. Вместе они составляют…
Это трудно. Учитель дает подсказку: “Посуда. Одинаковая. Набор”. Сервиз – вот чего она добивалась в ответ. Наконец общими усилиями слово найдено, и о сервизе, который есть дома у каждого из учеников, говорят подробнее. Потому что ребятам надо дать возможность понять, что сервиз бывает чайный и кофейный.
Учитель переходит в другой угол класса и через экран произносит: “Молоко”. Один из учеников слышит: “Моя школа”. Попытка повторяется. С тем же результатом. Другой ученик правильно называет произнесенное слово. Идем по программе дальше.
– Костя, ты любишь чай с лимоном или без?
Тут надо понимать, что эти дети не сразу запоминают:  предлог “без” означает, что чего-то нет, а предлог “с” – это есть. Лимон, например, или масло на бутерброде. Эти “с” и “без” тоже учили не один раз.  
На вопрос о чае с лимоном Костя отвечает:
– С сахаром.
– А с лимоном или без? – настаивает учитель. Ребятам обязательно надо закрепить новое понятие.
– Без лимона, – вполне осознанно отвечает Костя. И это его маленькая победа.
Слава – тоже без лимона. Он любит чай с молоком и обычно пьет его без сахара.
Двадцать минут, на мой взгляд, проходят быстро. Но ребята от напряжения устали. На листках бумаги они записали новые слова, их надо будет закрепить дома. Урок окончен. Трудный урок. Думаю, не только для ребят, для учителя – тоже.
– Зато они очень благодарные люди, – так в школе №6 говорят все педагоги, работающие с особыми детьми.
Хорошо получается
В 1 “В” начинается продленка. Пока у ребят время свободного общения, они возятся на ковре, кто-то делает шпагат, другие достают принесенные из дома игрушки, некоторые что-то громко обсуждают с одноклассниками. Вполне подходящий момент, чтобы расспросить их о школе, о любимых уроках и о Гульнаре Абдурашидовне.
– Она всегда красиво одевается, нас всему учит, поэтому мне нравится наша учительница, – говорит Ярослав Казачук.  Любимые предметы у мальчика – математика и азбука. – И все, – заключает Ярослав, но, подумав, добавляет: – Вместо азбуки – технология.
– Мне нравится характер Гульнары Абдурашидовны, ее голос. И она очень-очень добрая. У нее лицо доброе. Она каждый день нас хвалит, – делится Соня Богданова. – Любимый урок? Физкультура. Еще технология. Там мы клеим, рисуем, раскрашиваем. И ведем линии.
– Мне больше нравятся прописи, у меня хорошо получается, – берет слово Соня Даниленко. – Меня уже вызывали к доске, было нестрашно. Гульнара Абдурашидовна добрая и хорошо нас учит.
– Почти не ругается. Когда мы балуемся, нас можно поругать. Некоторые мальчики балуются, иногда я, – признается  Василиса Бессарабова.  
Портрет нашей героини дополняет Мария Трофимова, заместитель директора школы №6 по учебно-воспитательной работе:
– Гульнара Абдурашидовна очень грамотный учитель, на ее уроках всегда интересно, она использует массу наглядных пособий. Для обычных детей наглядность необходима, а для таких ребят, которые не могут услышать, а только видят, это важно вдвойне. Как человек Гульнара Абдурашидовна открыта, дружелюбна. Дети к ней тянутся, любят родители учеников, уважают коллеги.
Коллеги отмечают, что Гульнара Абдурашидовна очень трудолюбивая. Нередко вы ее найдете в школе и в семь вечера, и в девять. Всегда что-то придумывает, с детьми много занимается вне уроков. Ее 1 “В” и в театре побывал, и в городском музее –  вместе со слабослышащими ребятами. Еще Гульнара Эльмурзаева активно сотрудничает с обществом глухих, помогает проводить соревнования, как правило, они бывают по субботам и воскресеньям. В нынешнюю субботу пройдет многоборье…
– Семья не противится вашей занятости на работе? – спрашиваю Гульнару Абдурашидовну.
– Дети понимают. И главное, мне повезло с мужем: он во всем меня поддерживает, – говорит собеседница. И тут же рассказывает, что в ее классе скоро будет день именинника. Общий праздник в честь всех, кто родился осенью. По этому поводу в школе устроят дискотеку. Все ребята уже ждут.
Если хочешь ответить, надо поднять руку
Гульнара Абдурашидовна всегда дает веселую физкультминутку
А этот урок – с особым ребенком
0

Читайте также в этом номере:

В числе первых (Виктор ЦАРЕВ)
Оценка безопасности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вода проверенным способом (Денис КОЖЕВНИКОВ)
По высшему разряду (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ювелирная работа (Елена ПОПОВА)
Выбор сделан (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Без глянца (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Расправить крылья (Валентина ВАЧАЕВА)
Золотые и серебряные (Лариса ФЕДИШИНА)
Создали “Мегаполис” (Екатерина БАРКОВА)
Маршрут №3 (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Смотрите сами (Екатерина БАРКОВА)
Шутки в год кино (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В творческое русло (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск