В ладу с собой и с миром
ДЛЯ СЕРДЦА И УМА
11 декабря 2014 года, 15:59 Текст: Дарья РУСИНА
|
В центре семьи “Норильский” работает единственная в НПР темная сенсорная комната, в которой для детей создана особая окружающая среда. Она помогает справиться с эмоциональным напряжением, настраивает на позитивное восприятие и общение с другими людьми.
Отношения с окружающим миром не всегда бывают безоблачными. Многие из нас сталкиваются с проблемами, испытывают чувство неуверенности или другие трудности. Кому-то они по силам, а кто-то нуждается в поддержке. Специалисты центра семьи “Норильский” готовы помочь человеку в различных жизненных ситуациях. За шесть лет существования центр семьи “Норильский” реализовал много социально значимых проектов. Мы расскажем лишь о трех, реализуемых в этом году. Детство без запинок Проект по созданию комнаты сенсомоторного развития называется “Детство без запинок”. Центр разработал его совместно с Ассоциацией деловых женщин НПР и получил на реализацию грантовые средства благотворительной программы “Мир новых возможностей”, учрежденной компанией “Норильский никель”. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, рассказали “Заполярному вестнику” специалисты центра. Его суть – в создании для детей развивающей среды. – В занятиях принимают участие дети в возрасте 5–9 лет. Сначала ребенок проходит тестирование, по результатам которого специалист-психолог определяет, какие затруднения испытывает ребенок в развитии мелкой моторики рук и сенсорики, что очень важно для формирования навыков чтения, письма и счета, – рассказывает директор центра семьи “Норильский” Елена Каушнян. – Еще одна проблема, с которой помогают справиться наши специалисты, особенно актуальная для детей, не посещавших дошкольные учреждения, – это трудности, которые испытывает ребенок, попадая в большой коллектив сверстников при поступлении в школу. Умение общаться в кругу сверстников активизирует у ребенка желание познавать окружающий мир и способствует мотивации к учебной деятельности. В сенсорной комнате с детьми занимаются всевозможными видами упражнений, способствующими формированию навыков практической жизни. Так ребенок учится понимать цель своей деятельности. Усвоению необходимых форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности способствуют обучающие упражнения, беседы, ролевые игры, арт-терапевтические методики, сказко- и песочная терапия. Все по науке и в то же время понятным для детей языком. Необходимое для занятий оборудование приобретено на грант “Норильского никеля”. – В нашей комнате сенсомоторного развития царство кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников, – с улыбкой говорит методист Светлана Ангел. – Материалы по программе Монтессори являются составной частью так называемой развивающей подготовительной среды, которая побуждает проявлять свои возможности. Через самостоятельное общение с предложенными предметами ребенок приобретает различные навыки, а дидактические материалы способствуют развитию его моторики и сенсорики. Все это в итоге положительно сказывается на его общем эмоциональном, речевом и социальном развитии. Обращение ребенка к взрослому: “Помоги мне сделать самому” – стало своеобразным девизом педагогики Марии Монтессори. Кладовая швейного искусства Проект семейной мастерской “Кладовая и К” также разработан совместно с Ассоциацией деловых женщин. На грантовые деньги, выделенные программой Красноярского края “Социальное партнерство во имя развития”, приобретены швейные машины, различный инструментарий, расходные материалы. С самого начала проекта зародилась особая традиция: каждый новый участник шьет цветок, символизирующий его семью, и прикрепляет его к импровизированному дереву. По замыслу авторов проекта, оно означает сообщество норильских семей, которые объединены общими интересами. Каждое из направлений проекта имеет свое название. Например, в рамках “Обучайки” участники получают базовые знания в швейном деле, а целью “Помогайки” является оказание социальной помощи нуждающимся семьям. В мастерской работает опытный портной, который, в свою очередь, помогает участницам разобраться во множестве вопросов шитья и кроя, а также освоить оборудование. – Девушки и женщины из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пройдя наш небольшой курс шитья, получают возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, связанные, например, с пошивом и починкой домашнего текстиля и одежды, без обращения в мастерские, – подчеркивает Елена Каушнян. – Оборудование продолжит работать и за рамками проекта. Семьям будет предоставлена возможность поработать в мастерской и под руководством специалиста сшить или починить предметы домашнего обихода для своих нужд. Также мы сотрудничаем с медико-социальным кабинетом нашего роддома. На данный момент силами участниц проекта сшито 20 комплектов детского постельного белья и 100 пеленок – ситцевых и фланелевых. Они предназначаются семьям с новорожденными, которые нуждаются в материальной поддержке. В “Развивайке” для совместных групп детей и родителей проходят мастер-классы по различным техникам декоративно-прикладного творчества – квиллинг, валяние из шерсти, вышивка лентами. А в “Нескучайке” совместно с семейным клубом “Терем” организуются встречи с профессиональными психологами и юристами, проводятся викторины, конкурсы, выставки и другие семейные мероприятия. В настоящее время мы готовим проект, который будет реализовываться на базе мастерской и к участию в котором мы будем привлекать ребят, состоящих на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, – рассказывает Елена Каушнян. – Это будет своеобразный курс “трудотерапии” для развития творческих способностей подростков. Волшебная комната Темная сенсорная комната – в определенном смысле инновационная для нашей территории методика работы с детьми группы риска. Она создана в рамках проекта “БЕЗусловное будущее”, разработанного центром семьи совместно с кризисным центром “Доверие”. Здесь особо организованная окружающая среда наполнена различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Обстановка – мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – дает ощущение комфорта, помогает настроиться на позитивное восприятие и общение с другими людьми. Специалисты считают оборудование комнаты одним из важнейших средств реабилитации. – Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутреннее равновесие восстанавливается, а негативные эмоции уходят, – рассказывает психолог отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Анастасия Сычкина. – Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии, учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся практически в полной темноте, чтобы участнику передавался весь спектр ощущений. При этом обстановка вокруг напоминает волшебный мир. После нескольких минут пребывания в комнате корреспондент “Заполярного вестника” уже ощутил прилив приятных эмоций. Специалисты центра считают весьма полезными для подростков и занятия в фильмотеке. Они подбирают фильмы так, чтобы максимально приблизить ребят к реальности. Ведь дети не всегда готовы говорить о проблемах в первом лице, а вот через киношного героя ситуация изучается наименее травматично для ребенка. Дети учатся видеть перспективы развития событий, а также результаты принимаемых решений. |
0 | Твитнуть |