Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Воздушные ворота Заполярья
Гость “ЗВ”
6 февраля 2014 года, 14:13
Фото: Денис Кожевников
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В 1964 году в Алыкеле приземлился первый пассажирский самолет Ил-18. Сегодня с десяток авиакомпаний связывают регулярными воздушными линиями аэропорт Норильск с более чем 16 городами России.
Как театр начинается с вешалки, так и Норильск начинается с аэропорта. Первое впечатление о городе гости получают здесь, в Алыкеле. Воздушное сообщение является основным видом транспорта, с помощью которого жители северного города добираются до Большой земли. На сегодня это весьма динамично развивающееся предприятие, осуществляющее отправку и прием воздушных судов с использованием новейшего высокотехнологичного оборудования.
По словам Станислава БАРБАШИНА, генерального директора ООО “Аэропорт “Норильск”, предприятие сегодня – это огромный, сложно хозяйствующий субъект, состоящий из частного и государственного имущества. Аэродромные сооружения, в том числе и взлетно-посадочная полоса, рулежки и стоянки принадлежат государству, а вся инфраструктура: аэровокзал, перрон, топливно-заправочный комплекс – собственность ОАО “ГМК “Норильский никель”.
– Станислав Евгеньевич, какова пропускная способность аэропорта, какие воздушные суда принимаются? Каков грузо- и пассажирооборот? Планируется ли изменение объемов перевозок в следующем году?
– Согласно действующей квалификации аэропорт Норильск является аэропортом федерального значения класса А, способным принимать воздушные суда всех типов максимальной взлетной массой до 280 тонн.
Аэродром может принимать самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-154, Ту-204, Boeing 737, Airbus A319, Airbus A320, Saab 2000 и все более легкие, а также вертолеты всех типов.
За последнее время пропускная способность нашего аэропорта выросла с 450 человек в час до 600. Принципиально изменились технология, качество и скорость обслуживания пассажиров. Введены в эксплуатацию два ленточных транспортера для выдачи багажа голландской фирмы-производителя VanDerLande Industries – последнее слово специализированного аэропортового оборудования. Тем самым мы очень далеко ушли от того вагончика, в котором раньше выдавался багаж, где пассажирам приходилось часами мерзнуть на улице. В зале регистрации смонтированы шесть новых стоек вместо трех старых.
– Насколько способен аэродромный технический комплекс обеспечивать работоспособность аэропорта в сложнейших погодных условиях? Имеется ли в наличии специальная техника для обслуживания и поддержания взлетно-посадочной полосы в соответствии с требованиями? Когда все-таки будет снят регламент и аэропорт сможет работать ежедневно и круглосуточно при любой погоде?
– Говоря о взлетно-посадочной полосе аэропорта Норильск, пилоты отмечают, что она построена “горбом”, или “пупом”. Поэтому на приземлении это заставляет “прижимать” лайнеры, вместо того чтобы привычно брать штурвал на себя. Ее протяженность около 3400 метров и 45,5 метра ширина. Должен отметить, что она сертифицирована к полетам и полностью соответствует предъявляемым требованиям. Мы арендуем ВПП у государства, платим федералам арендную плату и на правах договора аренды ее содержим.
На сегодняшний день парк аэродромных машин обновлен, применены новые технологии подготовки летного поля. Например, за счет применения на армобетонных покрытиях аэродрома жидкого химического реагента “Нордвей-супер” для борьбы с гололедом значительно повысилось качество эксплуатации аэродрома зимой. Вся техника для очистки полосы – фирмы Schmidt, а против обледенения воздушных судов мы используем машины Global шведского производства. Установлена система управления и мониторинга огней взлетно-посадочной полосы, кстати, они чешского производства, регуляторы яркости и резервные источники электропитания. Могу констатировать, что техническое оснащение нашего аэропорта на высоком уровне.
Здесь же стоит отметить, что наш аэропорт имеет новый пассажирский терминал с двумя телескопическими трапами Tisson Crupp. Пассажиры попадают на борт воздушного судна и из него в аэровокзал, не выходя на перрон, в комфортных условиях. К списку сервисных услуг добавлены комната матери и ребенка, почта, камера хранения, два кафе, новый бизнес-зал, два пассажирских лифта, новый зал предполетного досмотра и новый накопитель.
Если говорить о работе аэропорта и так называемом регламенте, то мы ни разу не отказали в приеме самолетов при необходимости. Но регламент будет действовать до тех пор, пока у нас существует необходимость ежегодного ремонта взлетно-посадочной полосы. Исходя из наших условий, в том числе и климатических, ремонты возможны исключительно в нелетное время и только летом. Все бетонные работы производятся только при плюсовых температурах.
Объект стратегического назначения
– Каждое предприятие сталкивается с серьезными вызовами: изменения технологий, смена экономических тенденций и так далее. С какими трудностями приходится сталкиваться вашему и как вы их преодолеваете?
– Аэропорт – огромный комплекс стратегического назначения. Его социальную значимость трудно переоценить. Из Норильска или в Норильск “только самолетом можно долететь”, и этим все сказано. Если говорить об аэропорте как о хозяйствующем субъекте, о развитии бизнеса и расходах-доходах, то мы – убыточные, и уже не первый год. Более того, при том пассажиропотоке, как у нас, так будет и дальше, если мы не сможем сократить свои расходы. Но это нереально, потому что дальше нам сокращаться некуда. Все, что можно, мы давно урезали. Для того чтобы аэропорт был рентабельным или хотя бы вышел на нулевой показатель, нам нужен пассажиропоток около шестисот тысяч, а где его взять, если, по данным статистики, наше население не увеличивается, а уменьшается.
– Кто и как обеспечивает требуемый уровень безопасности пассажиров и имущества авиакомпаний в аэропорту?
– Комплекс авиационной безопасности начинается с подъездного пути к аэропорту. Сегодня создана единая система контроля доступа и охраны периметра аэропорта Норильск. При входе в здание аэровокзала установлен рентгенотелевизионный интроскоп, предназначенный для досмотра ручной клади и багажа. Закуплены детекторы паров взрывчатых веществ.
Введены в эксплуатацию три пожарных автомобиля АА-12/60 КамАЗ-63501 с улучшенными техническим характеристиками.
– Станислав Евгеньевич, бытует мнение, что в аэропорту Норильск самая высокая цена на обслуживание авиакомпаний и самое дорогое топливо для самолетов. Так ли это?
– Нет, не соглашусь. Я, конечно, не могу сказать, что оно у нас дешевое, но мы не дороже других аэропортов северной зоны. Есть такое понятие: сбор за взлет-посадку, это стоимость одной тонны массы воздушного судна. Так вот у нас она стоит 1173 рубля, в Салехарде – 2573, в Сургуте – 1330. Если говорить о топливе, то у нас оно немногим дороже – 36 748 рублей за тонну, потому что завезти мы его можем лишь в короткий период навигации баржами или только самолетом. Тем не менее в Красноярске – 38 000, в Салехарде – 31 000 рублей за тонну. К тому же в цену топлива входит не только его доставка, но и хранение, а также содержание топливно-заправочного комплекса. Стоимость обслуживания одного пассажира для авиакомпании в Норильске – 95 рублей, в Салехарде – 149 рублей, в Сургуте – 100. Так что судите сами, насколько мы дороже других.
– Является ли аэропорт Норильск членом ассоциации “Аэропорты России” и включен ли он в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации? Если да, то что это дает, если нет, то почему?
– Да, как и все российские аэропорты, мы включены в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации. В то же время мы входим в ассоциацию “Аэропорты России”. Прежде всего это дает нам возможность общения в сфере аэропортового бизнеса. Ассоциация аккумулирует в себе все передовые мысли и идеи в области авиации. Поэтому членство в ассоциации помогает идти в ногу со временем, внедрять высокотехнологичные новинки из этой области, решать общие проблемы, возникающие в аэропортовой деятельности.
– Назовите несколько основополагающих факторов, обеспечивающих успех вашей компании.
– Прежде всего – наши люди. У нас действительно кадры решают все. Качество обслуживания аэрокомплекса, обеспечение безопасности полетов  – для нас самое главное. Деятельность аэропорта осуществляют 11 различных служб, в том числе и служба авиационной безопасности, аэродромные и производственно-технические службы, служба спецтранспорта и так далее. Наша штатная численность – 1100 человек, в основном это профессиональные, надежные кадры, есть даже целые династии.
– Перспективные планы на 2014-й.
– Самое основное – подготовка документов к проектированию реконструкции всего аэродрома: топливно-заправочный комплекс, оборудование и цех бортового питания.
Кроме того, в этом году мы планируем вложить пока около 100 миллионов рублей в усовершенствование ВПП. В то же время мы начали подготовку к частно-государственному партнерству, которое подразумевает, что затраты по реконструкции ВПП, наших рулежек и стоянок разделят между собой госбюджет и “Норильский никель”. Чтобы довести до совершенства все аэродромные сооружения, требуется от 8 до 10 миллиардов рублей. Поэтому мы очень надеемся на это партнерство и рассчитываем, что государство вложится в реконструкцию своих объектов, которые были построены еще в конце 80-х годов.
В перспективе, мы надеемся, с принятием закона об Арктической зоне изменится и жизнь нашего предприятия, в том числе и в плане увеличения пассажиропотока. Кроме того, благодаря нашему акционеру ОАО “ГМК “Норильский никель” мы вошли в целевую программу развития аэропортов России, что подразумевает дальнейшую реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
И в заключение нашего разговора мне бы хотелось поздравить своих коллег с профессиональным праздником – Днем гражданской авиации, который отмечается 9 февраля, и от души пожелать всем, кто причастен к этой нелегкой работе, мягкого взлета-посадки и чистого неба над головой.
 
 
Станислав Евгеньевич Барбашин в Норильске с 2003 года, руководил авиакомпанией “Таймыр”. Генеральным директором аэропорта Норильск назначен в апреле 2013 года. До Норильска работал в президентском авиаотряде государственной транспортной компании “Россия”.
Выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, 1977 год.
Имеет экономическое образование (Киевский торгово-экономический институт, 1990 год).
В 1995 году окончил Центральный институт конверсии военных кадров при Московском экономико-статистическом институте.
Женат, имеет двух дочерей.
 
Историческая справка “ЗВ”
1950 г. – организованы аэропорт Надежда и гидроаэропорт Валек. Начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции Алыкель, а также временного аэродрома на разъезде Нежданный, работающего только зимой и предназначенного для приема больших турбовинтовых самолетов Ан-10, Ан-12, Ил-18.
1958 г. – Нежданный начал принимать самолеты на раскатанную снежную полосу. Длина полосы составляла 4,5 километра, аэродром был оборудован приводной радиостанцией и посадочным радиолокатором. Самолеты садились на временную взлетную полосу из снега и льда аэродрома Нежданный (чаще, правда, его называли Нежданка).
1964 г. – аэродром Алыкель по заключению государственной комиссии принят в эксплуатацию как временный на период сентября – ноября для перевозки пассажиров, скопившихся в Москве и Красноярске. На аэродроме отсутствовали минимально необходимые здания и сооружения для нормальной работы личного состава и обслуживания пассажиров. Исполком горсовета Норильска решил обязать начальника аэропорта Алыкель обеспечить работу аэродрома по регламенту 12 часов в сутки для приема и выпуска самолетов Ил-18 и Ан-10 и обратился на Норильский комбинат с просьбой установить на железнодорожной станции “Алыкель” два вагона, переоборудовав их под временный вокзал.
1964 г. – в Алыкеле приземлился первый пассажирский самолет Ил-18, но постоянная эксплуатация аэропорта началась лишь в 1966 году.
 
Зал выдачи багажа оборудован по новейшим технологиям
0

Читайте также в этом номере:

Динамика положительная (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Запах зверя (Елена ПОПОВА)
Наивность дорого обходится (Екатерина БАРКОВА)
Твори, как чувствуешь (Екатерина БАРКОВА)
Много шума – и ничего (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Нужно болеть! (Борис РАГУЛИН, завуч норильской ДЮСШ по зимним видам спорта:)
Время новых побед (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Рискнули и не проиграли (Беседовала Лариса ФЕДИШИНА)
Полный пакет (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Право на помощь (Елена ПОПОВА)
Удачное начало года (Лариса ЛИПСКАЯ)
По-прежнему скорая (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Проверят всех (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск