Норильск опередил Москву
Модернизация
6 сентября 2013 года, 16:05 Текст: Елена ПОПОВА
|
В августе в федеральных СМИ прошла информация: для 45 процентов столичных лифтов создан единый диспетчерский центр. Москвичи не нарадуются: поломки лифтового оборудования диспетчеры теперь могут замечать самостоятельно. Параметры работы подъемных механизмов контролируются через Интернет. А между тем в Норильске единый диспетчерский центр существует уже как минимум восемь лет.
Диспетчерская служба ЗАО “Оганер-Сервис”, куда стекается вся информация о состоянии лифтов в домах Центрального района, Оганера и Кайеркана, располагается на Талнахской, 20. Здесь за мониторами компьютеров денно и нощно дежурят четыре оператора. Без праздников и выходных. В едином центре не положены даже обеденные перерывы. – Голоса именно этих девушек вы можете услышать в кабине лифта, – представляет своих сотрудников заместитель директора по автоматизированным системам управления и электронному оборудованию предприятия Юрий Мусиенко. – Нельзя сказать, что мы видим все, но о большинстве поломок лифтов специалистам становится известно еще до того, как об этом сообщат жители. Дежурные круглые сутки наблюдают, нет ли отклонения от нормы у контролируемых объектов. Здесь же по телефонам принимают информацию о застрявших пассажирах. Максимум возможностей В ведении ЗАО “Оганер-Сервис” находится более 900 лифтов – объектов жилищного хозяйства, промышленных предприятий и административных зданий. В том числе подъемные механизмы рудников “Октябрьский”, “Таймырский”, “Комсомольский”, Надеждинского металлургического завода, аэропорта Норильск… В чем заключается принцип диспетчеризации? Юрий Мусиенко объясняет: блоки на микроконтроллерной основе подключают к станциям управления лифта, что позволяет осуществлять контроль цепей и сигналов электрической схемы лифтового оборудования. Информация определенным образом перерабатывается и передается в районные узлы, а затем поступает в единый центр. Общая протяженность кабельных линий, связывающих оборудование между собой, по Центральному району, Оганеру и Кайеркану составляет ни много ни мало 70 километров. – Как так получилось, что в Норильске уже много лет функционирует комплекс- ная система диспетчеризации, в то время как в Москве ее только устанавливают? – Проектирование системы начиналось еще в 90-е годы, когда собственником жилищного фонда являлся Норильский комбинат, – обращается к истории вопроса Юрий Мусиенко. – Во времена экономической напряженности в крупных городах страны, и даже в столице, мало задумывались о том, чтобы свести в единый центр все локальные диспетчерские службы. Там был другой подход: сколько заказчик заплатит денег, столько лифтов и будут контролировать. В Норильске таким образом вопрос даже не ставился. Строительство комплекса началось в 1998 году. Фактически он работает с 2000 года, хотя окончательная приемка комиссией с участием представителей администрации и Норильского отдела Ростехнадзора по ряду причин состоялась лишь в 2005-м, когда жилищный фонд уже был передан в собственность города. Даже в то время при создании системы диспетчеризации в Норильске закладывался максимум функциональных возможностей. – Но ведь любое оборудование с годами устаревает… – Вы правы. Однако у нас сегодня идет процесс модернизации. Меняется оборудование диспетчеризации при замене лифтов. Пусть и не так быстро, как хотелось бы. Меняется программное обеспечение. Но при этом надо понимать: глобальная модернизация потребует от владельцев лифтов значительных затрат. – В столичном едином диспетчерском центре машины механиков сегодня оборудованы системой навигации (GPS). – В принципе, это возможно и у нас, однако такой надобности – контролировать передвижение каждой машины и подсказывать, как объехать пробку, в Норильске нет. Аварийная служба прибывает по адресу вовремя. Иное дело – обеспечение качественной переговорной связи с застрявшим пассажиром. Видеокамера – это реально? Практика показывает: за сутки операторам единого диспетчерского центра в Норильске приходится принимать до 800 звонков. Стрессоустойчивость – одно из главных качеств работающих здесь людей. Почему? Вместо ответа Юрий Мусиенко включает нам самую свежую запись – разговор жителя дома №24 по улице Нансена с дежурным оператором: раздраженный мужской голос, нецензурные выражения… – Естественно, что человек, застрявший в лифте, чувствует себя очень некомфортно, нервничает. И одна из основных обязанностей оператора сводится к тому, чтобы успокоить пассажира лифта. Большинство норильчан разговаривают вежливо, но, к сожалению, встречаются и вот такие неадекватные, агрессивно настроенные граждане. Поэтому с некоторых пор при обращении в службу звучит предупреждение: “Все разговоры с оператором записываются”. У нас, конечно, пока еще не было прецедентов, чтобы мы предъявили к кому-то иск за хамство, но во всяком случае это реально, – предупреждает Юрий Мусиенко. – В свою очередь запись разговоров позволяет нам анализировать работу операторов. – Возможно ли такое, чтобы кнопка вызова персонала в лифте не работала? – За этим ведется строгий контроль. Согласно графику осмотров наши специалисты проводят обязательные проверки наличия и качества переговорной связи в лифтовом оборудовании. При этом хотелось бы напомнить норильчанам: если вы застряли в лифте, ни в коем случае не предпринимайте самостоятельных действий, чтобы выбраться наружу! Это опасно для жизни. Очень большая нагрузка не только на наших операторов, но также и на линейный персонал, который обслуживает механизмы. Причина этого зачастую кроется в вандальном отношении жителей к лифтам. Вспомните, к примеру, серию поджогов во всех районах города… Парадоксально, но люди не понимают: если кто-то портит лифт, он делает плохо не нашей службе, а в первую очередь себе, жителям дома. Одно дело, если лифт останавливается на плановый ремонт или замену и не работает два месяца. И совсем другое, когда его сжигают и механизм не работает вообще. – В крупных городах в лифтах устанавливают видеокамеры. Это могло бы решить проблему с вандалами. В Норильске это нереально? – Почему же? После случая со сгоревшим лифтом в Кайеркане мы по заказу НЖЭК смонтировали один такой лифт – с камерой и системой видеозаписи. Но вы же понимаете: установка видеооборудования в лифтах требует дополнительного финансирования. А у нас сегодня не могут решить даже более насущный вопрос – замены старых лифтов на новые. Откуда взять средства еще и на установку видеооборудования – большой вопрос. Хотя, стоит отметить, проблема эта касается только жилищного фонда. На большинстве предприятий Заполярного филиала и дочерних структур компании лифты с видеонаблюдением сегодня норма. – Недавно СМИ сообщили о том, что в Украине вводятся проездные на лифт. Якобы таким образом коммунальщики пытаются решить проблему с безнадежно устаревшими механизмами. Пластиковые карты на 100 подъемов или спусков продаются в ЖЭКах. Жители первых этажей за лифт не платят. Как вы к этому относитесь? – В России подобная практика запрещена. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ, лифт относится к общедомовому имуществу. Ограничить пользование им собственникам никто не имеет права. В то же время, согласно российскому законодательству, расходы по содержанию общедомового имущества должны нести все собственники жилья пропорционально занимаемой ими площади. Жители первых этажей по закону также являются владельцами лифта. И если они платят за содержание чердака, освещение мест общего пользования и так далее, то почему лифт должен быть исключением? |
0 | Твитнуть |