Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жизнь в кредит
Тема
6 сентября 2013 года, 15:54
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Россия переживает бум потребительского кредитования. Норильчане не отстают от своих соотечественников по объему занятых у банков средств. С чем связан повышенный спрос и на что граждане тратят взятые в долг деньги, “Вестнику” рассказал заместитель управляющего Норильским отделением Сбербанка России Михаил ГОРЮНОВ.
– Михаил Владимирович, в последние несколько лет в Норильске и вообще в стране наблюдался постоянный рост потребительского кредитования. Сохраняется ли тенденция?
– В целом по России спрос на кредиты по-прежнему растет. Этому способствуют три фактора. Во-первых, рост доходов населения. По сравнению с прошлым годом они выросли на 6–7 процентов. Второе – бурное развитие розничных сетей и супермаркетов, которое способствует увеличению предложения и стимулирует покупательскую активность. И главная причина – в этом году произошло снижение стоимости кредитов: практически все банки снизили процентные ставки. Что, в свою очередь, является следствием экономической стабильности в регионах и вообще в стране. При этом выдача потребительских кредитов в валюте снизилась, что говорит об укреплении российского рубля.
– Для местного кредитного рынка характерна сезонность?
– Да, в Норильске высокая активность выпадает на период с мая по июль. Это связано прежде всего с отпусками и отъездом на материк. Норильчане берут кредиты на приобретение товаров и услуг, в том числе на отпуск и авиабилеты, на покупку жилья.
– В этом году в России объем выданных ипотечных кредитов впервые обогнал объем потребительских кредитов. Чем это можно объяснить?
– Одна из причин – рост цен на рынке недвижимости. Если раньше в Норильске можно было приобрести однокомнатную квартиру за 600–700 тысяч рублей, то сейчас средняя стоимость квартиры составляет миллион – миллион триста тысяч. По оценкам 2011–2012 годов, средняя цена за квадратный метр была 15–20 тысяч руб- лей, а сейчас она составляет 20–25 тысяч.
– Чем спровоцирован рост?
– Прежде всего выпуском государственных жилищных сертификатов. В среднем на норильском рынке спрос составляет около 1500 сделок в год. И вот на рынок выпускают тысячу жилищных сертификатов. Остается 500 квартир, которые можно продать. Соответственно, спрос увеличивается на тысячу квартир. А если растет спрос, то растет и цена.
– Изменились ли в этом году условия выдачи ипотеки?
– Условия ипотечного кредитования остались прежними, для оформления нужен тот же пакет документов. Но, как я уже сказал, снизились процентные ставки, в том числе и по ипотеке – на 1–1,5 процента. И по потребительским кредитам снижение составило от двух до четырех процентных пунктов. Кроме того, у банков сейчас действует много акций, рассчитанных на целевые группы, например на молодые семьи. Население охотно пользуется такими предложениями.
– Для наглядности, сколько кредитов на приобретение жилья норильчане оформили в прошлом году, а сколько в этом?
– В Норильском отделении Сбербанка в прошлом году оформлено 360 жилищных кредитов. В этом мы прогнозируем, что их будет более 600. Чаще всего норильчане приобретают жилье на материке, в первую очередь на юге Краснодарского края. Там на сегодня самая дешевая недвижимость, если сравнивать регионально по стоимости квадратного метра. Берут недвижимость и за границей – в Болгарии, Испании, Италии. Есть спрос на недвижимость в Гонконге. Она там дорогая, но с точки зрения развития и перспектив этого государства оно считается самым престижным местом на сегодняшний день.
– Насколько реально для российских банков установить процентную ставку по ипотеке, к примеру, в 5–6 процентов?
– Теоретически такая возможность есть. Но для этого прежде всего должна снизиться ставка рефинансирования до 3–4 процентов, чтобы можно было выдавать кредиты под 5–6 процентов. Сейчас ставка рефинансирования составляет 8,5 процента.
– Объясните для небанкиров, в чем взаимосвязь между процентными ставками по кредитам и ставкой рефинансирования?
– Ставка рефинансирования – это кредитная ставка Центрального банка, под которую все остальные банки могут взять денежные средства для их дальнейшего размещения. Ставка размещения, то есть кредитная ставка, не может быть ниже ставки привлечения, то есть ставки рефинансирования. Банк не может работать себе в убыток.
– Какие виды кредитования сейчас надежнее для банков, а какие – лояльнее к клиентам?
– Надежнее для банка жилищные кредиты, потому что они стопроцентно обеспечены объектами недвижимости. То есть кредиты, которые имеют гарантированное обеспечение, для банков являются низкорискованными, поскольку обеспечены залогом недвижимости. Для клиентов лояльнее кредиты с низкой процентной ставкой и те, которые требуют минимального пакета документов. Но, как правило, чем рискованнее кредит, тем выше процентная ставка. И наоборот, чем больше гарантий возвратности кредита, тем ниже процент. Судя по рынку, на сегодня кредиты с жилищным обеспечением пользуются наибольшим спросом у населения.
– Много у норильчан просроченных ипотечных кредитов? И дают ли банки возможность реструктурировать долг?
– Рынок кредитования, увы, не существует без просрочки. Но у нас ее объем составляет не более полутора процентов. Как правило, клиенту, попавшему в сложную ситуацию, банки дают возможность рефинансировать кредит. То есть увеличить срок его погашения и войти в график платежей. Задолженность связана чаще всего с так называемыми социальными дефолтами, когда человек теряет работу или трудоспособность. В таких случаях банки увеличивают срок погашения кредита, меняют условия – например, первое время клиент может платить только проценты, а потом выплачивать основной долг. В итоге для клиента сам кредит дороже не становится, поскольку процентная ставка остается прежней. Но, поскольку увеличивается срок пользования денежными средствами, естественно, переплата будет.
– А не проще ли банку забрать квартиру и не заморачиваться?
– Наша задача состоит не в том, чтобы отобрать у клиента квартиру, чтобы погасить кредит. Это крайние меры, на которые банки идут очень редко. Мы не должны лишать человека того, к чему он стремился, может быть, всю жизнь. Напротив, мы заинтересованы в том, чтобы повысить удовлетворенность клиентов от банковских услуг. Если заемщик попал в сложную жизненную ситуацию, то ему не надо паниковать. Надо обращаться в банк – чем раньше, тем лучше, и мы найдем выход из ситуации. Сейчас мы, например, объявили “Кредитные каникулы” – для клиентов, которые всегда исправно вносили платежи, но понимают, что дальше не потянут кредит. Для них мы предоставляем отсрочку по выплате основного долга до 12 месяцев и увеличиваем срок кредита на 24 месяца, то есть даем временную передышку, чтобы человек привел в порядок свои финансовые дела и остался добросовестным заемщиком.
– Сейчас многие банки предлагают кредиты на погашение кредитов, взятых в других банках. Раньше такой услуги не было?
– Когда пришел кризис 2008 года, появились такие кредиты. Они называются на рефинансирование. Банки пошли на это, чтобы повысить качество портфеля и помочь своим клиентам.
– Год назад на уровне федеральных властей обсуждали идею запрета экспресс-кредитов, оформляемых в магазинах. Сторонники такого запрета считают, что люди часто не отдают себе отчета в собственных финансовых возможностях и в итоге попадают в зависимость от кредитов: берут следующий, чтобы погасить предыдущий, и так далее. Вы согласны, что экспресс-кредиты действительно стоит запретить?
– Экспресс-кредитование – это отдельный сегмент финансового рынка. Любой экспресс-кредит высокодоходен. Да, он высокорискованный, но и процент- ная ставка по нему высокая. Когда маржинальная рентабельность, заложенная в продукт, составляет 200–300 процентов, а процентная ставка – 60–70, то все потери перекрываются. Есть банки, ориентированные только на “магазинные” кредиты, а есть те, которые вообще не кредитуют в магазинах под товары и услуги, прежде всего из-за высоких рисков. Но по экспресс-кредитованию уровень просроченной задолженности тоже невелик, в большинстве случаев клиент возвращает эти деньги. Так что в запрете таких кредитов я не вижу смысла: они удобны для населения и выгодны банкам.
0

Читайте также в этом номере:

Теплый сезон открыт (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Ягодная осень (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Еще немного асфальта (Евгения СТОРОЖКО)
Отдельное приглашение (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Первична жизнь (Виктор ЦАРЕВ)
Три ордена (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Полет вокруг России (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Из дизайнеров – в забой (Андрей СОЛДАКОВ)
Выше облаков (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
А мне все нравится! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Люба, дети и завод (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Фонд поддерживает лидеров (Евгения СТОРОЖКО)
В ногу со временем (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ставка на молодежь (Денис КОЖЕВНИКОВ)
День белых рубашек (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В пакетик! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Это дорогого стоит (Елена ПОПОВА)
Уличные таланты (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Улыбнись, горняк! (Марина БУШУЕВА)
Чуть больше счастья (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Немного об искусстве (Марина СЕРГЕЕВА)
Мечты и реальность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск