Юбилей имени Матвеева
У портовиков
29 апреля 2015 года, 18:45 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Это путешествие в Дудинку было связано с грядущим 80-летием “Норильского никеля”. Здесь находится одна из важнейших служб компании – Заполярный транспортный филиал, отвечающий за отправку норильских металлов далеким адресатам, а также за прием нового оборудования для заводов и фабрик НПР. В ЗТФ к празднованию круглой даты подошли серьезно.
Речные сроки Дудинка. Енисей во льдах-снегах. Портовые краны-жирафы. Акватория, взломанная приходящими ледоколами и тут же застывшая, – притягательное место для любителей корюшки. Будний день, рыбаков на снегоходах не много. И их, и путешественников в открытых водах каждый день благословляет в путь стоящая на берегу скульптура Николя Чудотворца – покровителя всех мореплавателей. Главная задача норильских и таймырских СМИ на встрече с директором ЗТФ Игорем Уздиным – услышать из первых уст, как предприятие готовится к юбилейным мероприятиям “Норильского никеля”. Директору есть что предъявить, но для начала он отвечает на актуальный вопрос о новой летней навигации и ледоходе: – Пока у нас прогнозы предварительные: 15–18 мая затопление восьмиметровой отметки, прогноз будет уточняться. Ожидаем приход последних судов 8 мая, конечно, хотелось бы, чтобы затопление причалов прошло в более поздние сроки. Это случалось обычно в 20-х числах: 22–25-го. Ледоход ожидается в конце мая, 29–30-го числа. Последние суда уйдут ориентировочно 15 мая. В 10-х числах июня приходят первые суда летней навигации. Сроки будут уточняться. “Владимир Матвеев” спущен на воду Директор называет цифры: в порту 17 грузоподъемных кранов, к нему приписано 14 судов, в их числе ледокол “Авраамий Завенягин”, носящий имя первого директора Норильского комбината. На самом деле, если разобраться в исторических тонкостях, первым был Владимир Матвеев, только должность его звучала по-другому: начальник Норильскстроя и исправительно-трудового лагеря. К нынешнему 80-летию ЗТФ вышел с предложением присвоить имя Владимира Зосимовича Матвеева строящемуся в Красноярске буксиру-бункеровщику. Красноярская судостроительная верфь входит в группу Енисейского речного пароходства, поясняет Игорь Уздин. Главный его акционер – “Норильский никель”. Получается, компания строит судно для себя на своем же предприятии. И заправлять топливом буксир будет, опять же, собственный флот компании. – “Владимир Матвеев” уже спущен на воду, и в конце августа – сентябре произойдет его сдача. 8 апреля мы уже получили свидетельство о регистрации собственности, – рассказывает руководитель. Книжки презентуют в июле О трагической судьбе Владимира Матвеева расскажут книги норильского историка Михаила Важнова “Судьба” и “Загадки исследования”, изданные к 80-летию “Норильского никеля” с помощью ЗТФ. – Матвеев прибыл в Дудинку с первыми строителями 1 июля 1935 года на теплоходе “Спартак”, – рассказывает Игорь Уздин. – Все самое сложное, на мой взгляд, свалилось на его плечи: он вышел в чисто поле, сразу началось строительство Дудинского порта, Норильской железной дороги. Матвеев, подобно многим своим современникам, был несправедливо обвинен во вредительстве, репрессирован и скончался в 1947-м в Архангельском лагере от туберкулеза. Идея создания книги принадлежит ветеранам Норильского комбината Владимиру Полищуку, Игорю Аристову и многим другим уважаемым людям, пояснил Игорь Уздин. В итоге книжек получилось даже две. Название второй говорит само за себя. – Мы принимали участие в издании: помогали финансово, работали с архивами порта, газеты “Советский Таймыр”. В рамках праздничных мероприятий книга будет презентована, – заключил директор ЗТФ. Историческому теплоходу “Спартак” и его пассажирам – первостроителям Норильского комбината и, конечно, порта будет посвящен мемориал, который откроется в дни празднования юбилея в Дудинке. Фотографию, послужившую эскизом для этого проекта, можно увидеть в музее ЗТФ. Есть здесь и макеты танкера “Владимир Матвеев”, экспонаты – стропики-стропы, фото, документы, книги по истории Дудинского порта. Чувствуется бережное отношение к памяти о прошлом. От “Спартака” до “Талнаха” Новые страницы истории потрясают своими масштабами. Дудинский порт. Дизель-электроход “Талнах”, входящий в состав ледокольного флота “Норильского никеля” и названный в честь района, где было открыто крупнейшее месторождение. Длина “Талнаха”-ледокола – 169 метров, ширина – 63 метра, высота – 45 метров. Может колоть лед до 2,5–3 метров толщиной. Экскурсию по судну проводят старпом Дмитрий Калиновский и механик Игорь Кирьянов. Система управления здесь автоматизирована, она зеркальная, есть и на носу, и на корме. Вместо штурвала – джойстик, все двигатели запускает главный бортовой компьютер. Настоящий штурвал тоже есть – малюсенький, им пользуются редко, так же как обычными картами. Путь указывают современные системы навигации. В комнате отдыха Игорь Кирьянов показывает портрет крестной мамы “Талнаха”, говорит, что, согласно морской традиции, у каждого судна должна быть такая. У “Талнаха” ею стала Ирина Уздина, супруга директора ЗТФ. Это она разбила о борт судна бутылку шампанского. Православный батюшка тогда же освятил все помещения и вместе с матушкой проследовал до Мурманска. На шестерых пассажиров судно тоже рассчитано. А экипаж здесь совсем небольшой – 19 человек. Условия работы и жизни у них отличные: кроме обычных столовой, камбуза, телевизоров и ноутбуков, есть сауна, бассейн с морской водой, тренажерный зал и даже велосипеды. Эти – для прогулок по иностранным городам, где транспорт слишком дорогой. “Талнах” пришел в Дудинку с грузами для магазинов и предприятий “Норникеля”. Забирает с причалов продукцию компании – медь, никель, кобальт, селен. Сначала последует в Мурманск, оттуда уже в Роттердам и Гамбург. В июне этот красавец высотой с девятиэтажный дом появится в Дудинке снова. |
0 | Твитнуть |