Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Юбилей имени Матвеева
У портовиков
29 апреля 2015 года, 18:45
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Это путешествие в Дудинку было связано с грядущим 80-летием “Норильского никеля”. Здесь находится одна из важнейших служб компании – Заполярный транспортный филиал, отвечающий за отправку норильских металлов далеким адресатам, а также за прием нового оборудования для заводов и фабрик НПР. В ЗТФ к празднованию круглой даты подошли серьезно.
Речные сроки
Дудинка. Енисей во льдах-снегах. Портовые краны-жирафы. Акватория, взломанная приходящими ледоколами и тут же застывшая, – притягательное место для любителей корюшки. Будний день, рыбаков на снегоходах не много. И их, и путешественников в открытых водах каждый день благословляет в путь стоящая на берегу скульптура Николя Чудотворца – покровителя всех мореплавателей.
Главная задача норильских и таймырских СМИ на встрече с директором ЗТФ Игорем Уздиным – услышать из первых уст, как предприятие готовится к юбилейным мероприятиям “Норильского никеля”. Директору есть что предъявить, но для начала он отвечает на актуальный вопрос о новой летней навигации и ледоходе:
– Пока у нас прогнозы предварительные: 15–18 мая затопление восьмиметровой отметки, прогноз будет уточняться. Ожидаем приход последних судов 8 мая, конечно, хотелось бы, чтобы затопление причалов прошло в более поздние сроки. Это случалось обычно в 20-х числах: 22–25-го. Ледоход ожидается в конце мая, 29–30-го числа. Последние суда уйдут ориентировочно 15 мая. В 10-х числах июня приходят первые суда летней навигации. Сроки будут уточняться.
“Владимир Матвеев” спущен на воду
Директор называет цифры: в порту 17 грузоподъемных кранов, к нему приписано 14 судов, в их числе ледокол “Авраамий Завенягин”, носящий имя первого директора Норильского комбината. На самом деле, если разобраться в исторических тонкостях, первым был Владимир Матвеев, только должность его звучала по-другому: начальник Норильскстроя и исправительно-трудового лагеря.
К нынешнему 80-летию ЗТФ вышел с предложением присвоить имя Владимира Зосимовича Матвеева строящемуся в Красноярске буксиру-бункеровщику.
Красноярская судостроительная верфь входит в группу Енисейского речного пароходства, поясняет Игорь Уздин. Главный его акционер – “Норильский никель”. Получается, компания строит судно для себя на своем же предприятии. И заправлять топливом буксир будет, опять же, собственный флот компании.
– “Владимир Матвеев” уже спущен на воду, и в конце августа – сентябре произойдет его сдача. 8 апреля мы уже получили свидетельство о регистрации собственности, – рассказывает руководитель.
Книжки презентуют в июле
О трагической судьбе Владимира Матвеева расскажут книги норильского историка Михаила Важнова “Судьба” и “Загадки исследования”, изданные к 80-летию “Норильского никеля” с помощью ЗТФ.
– Матвеев прибыл в Дудинку с первыми строителями 1 июля 1935 года на теплоходе “Спартак”, – рассказывает Игорь Уздин. – Все самое сложное, на мой взгляд, свалилось на его плечи: он вышел в чисто поле, сразу началось строительство Дудинского порта, Норильской железной дороги.
Матвеев, подобно многим своим современникам, был несправедливо обвинен во вредительстве, репрессирован и скончался в 1947-м в Архангельском лагере от туберкулеза. Идея создания книги принадлежит ветеранам Норильского комбината Владимиру Полищуку, Игорю Аристову и многим другим уважаемым людям, пояснил Игорь Уздин. В итоге книжек получилось даже две. Название второй говорит само за себя.
– Мы принимали участие в издании: помогали финансово, работали с архивами порта, газеты “Советский Таймыр”. В рамках праздничных мероприятий книга будет презентована, – заключил директор ЗТФ.
Историческому теплоходу “Спартак” и его пассажирам – первостроителям Норильского комбината и, конечно, порта будет посвящен мемориал, который откроется в дни празднования юбилея в Дудинке. Фотографию, послужившую эскизом для этого проекта, можно увидеть в музее ЗТФ. Есть здесь и макеты танкера “Владимир Матвеев”, экспонаты – стропики-стропы, фото, документы, книги по истории Дудинского порта. Чувствуется бережное отношение к памяти о прошлом.
От “Спартака” до “Талнаха”
Новые страницы истории потрясают своими масштабами. Дудинский порт. Дизель-электроход “Талнах”, входящий в состав ледокольного флота “Норильского никеля” и названный в честь района, где было открыто крупнейшее месторождение.
Длина “Талнаха”-ледокола – 169 метров, ширина – 63 метра, высота – 45 метров. Может колоть лед до 2,5–3 метров толщиной. Экскурсию по судну проводят старпом Дмитрий Калиновский и механик Игорь Кирьянов.
Система управления здесь автоматизирована, она зеркальная, есть и на носу, и на корме. Вместо штурвала – джойстик, все двигатели запускает главный бортовой компьютер. Настоящий штурвал тоже есть – малюсенький, им пользуются редко, так же как обычными картами. Путь указывают современные системы навигации.
В комнате отдыха Игорь Кирьянов показывает портрет крестной мамы “Талнаха”, говорит, что, согласно морской традиции, у каждого судна должна быть такая. У “Талнаха” ею стала Ирина Уздина, супруга директора ЗТФ. Это она разбила о борт судна бутылку шампанского. Православный батюшка тогда же освятил все помещения и вместе с матушкой проследовал до Мурманска. На шестерых пассажиров судно тоже рассчитано. А экипаж здесь совсем небольшой – 19 человек. Условия работы и жизни у них отличные: кроме обычных столовой, камбуза, телевизоров и ноутбуков, есть сауна, бассейн с морской водой, тренажерный зал и даже велосипеды. Эти – для прогулок по иностранным городам, где транспорт слишком дорогой.
“Талнах” пришел в Дудинку с грузами для магазинов и предприятий “Норникеля”. Забирает с причалов продукцию компании – медь, никель, кобальт, селен. Сначала последует в Мурманск, оттуда уже в Роттердам и Гамбург. В июне этот красавец высотой с девятиэтажный дом появится в Дудинке снова.
Команда “Талнаха”: старпом Дмитрий Калиновский
Система управления здесь автоматизирована: вместо штурвала – джойстик
Условия работы и жизни на “Талнахе” отличные: это кухня
Экскурсию по дизель-электроходу ведет механик Игорь Кирьянов
0

Читайте также в этом номере:

Эффект рисунка (Екатерина БАРКОВА)
ТИТАНический проект (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Завидная территория (Виктор ЦАРЕВ)
Фундамент под миллион (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Про 48 башмаков и паллеты (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Держать хвосты! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Больно все равно (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Молодо не значит зелено (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Идейная ярмарка (Анна ФИНН)
Платить легко (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Поиск по адресам (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Символ Победы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хорошая база (Анна ФИНН)
Вечно живой (Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива)
Дочитать до конца (Елена КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск