Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
День приезда – день знакомства
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
2 октября 2014 года, 15:03
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Сегодня участники Международной конференции “Музеи Крайнего Севера III тысячелетия: проблемы, опыт, перспективы” работают в Дудинке. Четверг, как и предыдущие дни конференции, приуроченной к 75-летию Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района, расписан по часам: доклады, дискуссии, обзорные экскурсии, концерт творческих коллективов Таймыра.
Музейщики – люди стойкие и любознательные. После многочасового перелета из Москвы и короткого отдыха они сразу отправились знакомиться с городом.
На правом берегу
Экскурсионный автобус везет гостей в Талнах.
– Сегодня это район Норильска, – рассказывает научный сотрудник Музея НПР Маргарита Уткина, – но жители по-прежнему считают его городом. Как было в восьмидесятые годы, когда рудная столица Заполярья имела статус города. Полувековая история Талнаха вместила столько событий, что и за день не расскажешь, но Маргарите Уткиной удалось так построить экскурсию, чтобы гости за время недолгой дороги узнали как можно больше интересных фактов из жизни Правобережья.
– Как вы думаете, почему в Талнахе работают горняки, а в Кайеркане – шахтеры? В предложенную Маргаритой викторину тут же включается петербургский исследователь, профессор педагогического университета Николай Ловелиус. Экскурсовод  благодарит за правильный ответ и дает информацию о глубине горных выработок действующих предприятий, о строительстве новых стволов рудника “Скалистый”.
Почему День шахтера празднуют в августе, а не в другом месяце? На этот вопрос ответа не последовало. Обсуждение решили отложить и внимание слушателей переключили на деревянный храм Святой Троицы и площадь Горняков, но в Талнахском филиале Музея НПР, куда привез нас экскурсионный автобус, Маргарите по просьбе гостей пришлось рассказать историю одного из главных праздников Норильска.
Историю талнахского филиала коллегам-музейщикам рассказала и показала выставочные залы заведующая филиалом Лада Захватихата.
– При мне такой экспозиции не было, – отметила бывший директор Музея Норильского промрайона, заслуженный работник культуры РФ Лилия Печерская. Она была едва ли не самым заинтересованным посетителем и, что называется, почувствовала разницу между тем, что было в старом здании талнахского филиала и что музейщики смогли сделать после переезда на улицу Енисейскую. А сколько еще хотелось бы сделать!
Владимир Фетисов, главный специалист Министерства культуры Красноярского края, интересовался концепцией постоянной экспозиции музея в горняцком районе. Конечно, она есть, написаны даже элементы художественного решения и будущих персонажей новой выставки – насыщенной интерактивными элементами, мультимедийными программами, интересным показом освоения талнахских месторождений. Но современные музейные экспозиции стоят недешево…
Север близкий и далекий
Гостеприимные хозяева пригласили коллег к чайно-кофейному столу, где продолжились расспросы и обмен впечатлениями. Только один гость  не участвовал в общем разговоре. От кофе профессор славистики Уильям Крафт Брумфилд отказался: надо выспаться – и тихо сидел на стуле в углу зала.
О госте мне было известно, что он современный американский историк русской архитектуры, фотограф, автор многих публикаций о проблемах сохранения архитектуры Русского Севера.
– У меня есть серия статей для “Российской газеты”, ее зарубежной службы, для Интернета, – рассказал Уильям Крафт, узнав, что я из газеты. Оказалось, профессор сотрудничает с местными печатными изданиями в городах, где бывает. – Это надо для моего университета в Новом Орлеане, знаете такой город?  
Мистер Брумфилд говорит, что написал 110 статей, недавно в России вышла его 26-я книга – о Смоленске.
– Название всегда одинаковое: “Архитектурное наследие в фотографиях”, – уточняет собеседник. – Почти во всех моих книгах есть параллельный текст на русском и английском языке. Что для развития туризма очень полезно.
– Так далеко на Севере вы еще не были?
– Север – это моя специальность. Якутск, Мурманская область, Архангельская, Вологодская… У меня есть серия книг об архитектурных памятниках Вологодской области, – продолжает американский гость.  И постоянно упоминает Комсомольск-на-Амуре. Он, кажется, напоминает Уильяму Крафту Норильск: промышленный город примерно того же времени и тоже сталинский ампир в архитектуре, отмечает профессор. И неожиданно интересуется: – У вас нет связи по Интернету? А как у вас с английским? Могу отправить свою статью о Комсомольске-на-Амуре, и вы поймете, как я фиксирую советскую архитектуру.
Во время поездки в Талнах фотокамера гостя фиксировала все заинтересовавшие его здания, на обратном пути Уильям Крафт  дольше всех задержался у деревянного храма, отщелкивая кадр за кадром. И, похоже, нашел интересного собеседника в лице моей коллеги Светланы Гуниной, недавно презентовавшей свою книгу о норильской архитектуре “Лица улиц”.
Другая моя новая знакомая, Анна Усольцева, научный сотрудник единственного в мире Музея вечной мерзлоты в Игарке, пришла на конференцию по Енисею. Строго говоря, прибыла на теплоходе в Дудинку. Говорит, первый раз ехала по реке, на теплоходе ей встретилась очень хорошая компания геологов, так что 12 часов пути девушка провела в приятном общении.
На международную встречу музейщиков Анна приехала обменяться опытом, посмотреть, как обстоят дела в более крупных городах: население Игарки немногим больше шести тысяч человек. Вчера на вечернем пленарном заседании Анна Усольцева рассказала, как ей видится “Роль музея в жизни северного города”. Сегодня она набирается впечатлений в общении с дудинскими коллегами и в Норильск с остальными участниками конференции не вернется: завтра уходит последний теплоход. 12 часов пути – и Анна дома.
Евгения Пация из города Апатиты хотела увидеть город, в котором оставили заметный след ее земляки. Евгения Яковлевна, разумеется, имела в виду специалистов комбината “Североникель”, которых в начале войны эвакуировали в Норильск. Мончегорцы усилили местные кадры и ускорили пуск Большого металлургического завода. С их помощью норильчанам удалось весной 1943 года получить первый промышленный металл. Четыре года спустя в честь мончегорцев в Норильске назвали улицу, правда, в начале шестидесятых Мончегорскую переименовали в улицу Кирова.    
…Самым ярким впечатлением первого дня для Евгении Пация стало посещение “Норильской Голгофы”. Осмотрев мемориал у подножия Шмидтихи, гостья призналась, что “Норильская Голгофа” для нее полная неожиданность и что она с восторгом расскажет землякам-кольчанам, как в нашем городе хранят память о жертвах Гулага.
И о других  событиях в истории города. В чем гости международной конференции смогли удостовериться, посетив мемориальный музей “Первый дом Норильска”.
Между прошлым и будущим
Что видно вооруженным взглядом?
0

Читайте также в этом номере:

Возможности есть (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
В рабочем порядке (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Шихта печи подходит (Виктор ЦАРЕВ)
Паспорт гарантирует тепло (Лариса ФЕДИШИНА)
Ревизия инициатив (Лариса ФЕДИШИНА)
Центр другого мира (Денис КОЖЕВНИКОВ)
За будущее спокоен (Валентина ВАЧАЕВА)
Старший среди равных (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
На поклон с Христо Бойчевым (Валентина ВАЧАЕВА)
Вернуть к жизни (Екатерина БАРКОВА)
Выход на воду запрещен (Екатерина БАРКОВА)
В поисках решений (Дарья РУСИНА)
Призыв неизбежен (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Сквозь витражи (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск