Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Это вам не пестики-тычинки!
К ДНЮ УЧИТЕЛЯ
2 октября 2014 года, 15:47
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Лидии Николаевне ХАРЬКОВСКОЙ 20 января 2015 года исполнится 80 лет. Трудно в это поверить. Эта активная и любознательная женщина работает учителем биологии в гимназии №1.
– Не представляю себя в другой профессии. Родилась в селе и с самых малых лет мечтала быть учительницей. Все время играла в школу: с куклами, с соседскими детьми, – рассказывает Лидия Николаевна.
После окончания средней школы поехала поступать в Калининский государственный педагогический институт (теперь Тверской) на отделение химии и биологии. Конкурс – шесть человек на место. Но хорошая подготовка, усидчивость, умение схватывать все на лету сыграли свою роль, Лидия стала студенткой.
– После окончания института по распределению попала в город Боровичи Новгородской области. Директором в школе, где начиналась моя трудовая деятельность, был заслуженный учитель РСФСР. Он посещал уроки молодых педагогов не для того, чтобы найти недочеты, директор помогал нам стать учителями с большой буквы. Я ему очень благодарна. Сколько работала потом, никогда не задавалась целью, чтобы меня заметили на каком-то высоком уровне. Главным было дать детям знания, привить им любовь к биологии, к учебе в принципе.
В 1976 году супруги Харьковские приехали в Норильск, чтобы заработать на машину. Но судьба сложилась так, что супруг умер. Лидия замуж больше не вышла. Растила двух дочерей, а потом помогала старшей воспитывать внуков-близнецов. Сейчас им уже по 25 лет. А внучка Мария оканчивает девятый класс в гимназии, где преподает бабушка, и мечтает стать врачом.  
– Сейчас у меня мало часов, поэтому на внучку времени хватает. А раньше – придешь с работы, поесть приготовишь – и надо готовиться к урокам на завтра. На своих девочек времени не оставалось. Однажды меня даже вызвали в школу, потому что дочь постоянно опаздывала на уроки, – с улыбкой вспоминает Лидия Николаевна.
Первое время работала в школе №8, а потом на долгие четверть века ее вторым домом стала школа №34, теперь это гимназия №1. У учебного заведения был заключен договор с Новосибирской медицинской академией. В течение года из академии присылали тесты и различные задания, которые Лидия Харьковская выполняла со своими учениками, а весной приезжала комиссия и принимала у ребят экзамены. Ежегодно в академию поступали шесть-семь человек. Когда уже студентами приезжали на каникулы домой, приходили к Лидии Николаевне, благодарили.
Но поступали и в другие медицинские вузы, и в Норильское медицинское училище. Из тех, кто уехал, к сожалению, практически никто в Норильск не вернулся, все нашли себе работу на материке.
Премия Сороса
Бывшие ученики помогли любимому преподавателю получить премию Фонда Сороса. Лауреат премии выбирался на основе довольно сложной четырехступенчатой процедуры, которая должна была гарантировать независимость выбора от мнения властных структур.
Для выявления соросовского учителя опрашивали студентов первого-третьего курсов нескольких сотен вузов России. Суть опроса: “Кто из ваших школьных учителей был лучшим?”. Затем отбирали тех учителей, которые получили более двух голосов (по другим источникам – десять) на первом этапе. После этого они заполняли специальные анкеты, в которых было необходимо показать свои фактические успехи и заслуги: публикации, победители олимпиад и так далее.
Звание лауреата премии Фонда Сороса до сих пор считается среди педагогов одним из наиболее престижных, поскольку в его основе – признание заслуг учителя его собственными учениками.
– К сожалению, сотрудничество с Новосибирской медицинской академией прекратилось. Так как завуч школы, через которую велись все переговоры, перевелась в другое учебное заведение. Там она продолжила практику – с другим учителем и другими детьми, – рассказывает Лидия Николаевна. – Меня просто поставили перед фактом. С одной стороны, конечно, очень жаль, а с другой – я уверена, что мои дети смогут и сдать ЕГЭ по биологии на хороший балл, и поступить в тот вуз, который они выбрали.
Как утверждает Лидия Харьковская, в последние годы интерес к биологии у школьников растет. Особенно у старшеклассников. И не только у тех, кому биология нужна для поступления в высшее учебное заведение.
– Чтобы ребенок полюбил учиться, надо его заинтересовать. А чтобы сделать урок интересным, надо самому любить свой предмет и иметь по нему обширные знания. Без этого в школе делать нечего. Я за все время преподавания посетила множество курсов, потому что наука не стоит на месте, необходимо всегда отслеживать все новшества, изобретения, новые методы в раскрытии темы. Сегодня так много новых “биологических” предметов: генетика, молекулярная биология. Ученые пытаются вырастить печень. Когда дети узнают это и понимают, какое практическое применение имеют биологические открытия и законы этой науки, им становится по-настоящему интересно. Когда рассказываю какую-то тему, в классе стоит такая тишина, что слышно, как муха летит. Есть и факультативная группа, с которой мы занимаемся дополнительно. И если поначалу многие думают, что биология – это только пестики и тычинки, то потом понимают, насколько она многогранна.
Дети заряжают оптимизмом
Техника, как и биология, не стоит на месте. Сегодня для проведения лабораторной работы каждый ученик получает микроскоп. Есть возможность работы с Интернетом, интерактивными досками, мультимедиа. Но Лидия Николаевна считает, что слово учителя ничто не заменит.
– Любимчиков у меня никогда не было. Ругаю всех, хвалю всех, если заслужили. Единственно, раньше дети были серьезнее, более ответственно относились к учебе. Сейчас мало кто хочет получать дополнительные знания помимо школьной программы. И если ребятам для поступления в вуз какой-то предмет не нужен, они его и не учат. Например, решил подросток стать врачом – физикой уже не интересуется, считает, что и домашнее задание по этому “бесполезному” предмету делать не стоит.
– А как изменились родители?
– Родители боятся портить отношения со своими детьми, и то ли от этого, то ли оттого, что слишком заняты собой, слепо им верят.  Раньше если приглашали родителей в школу, то папы и мамы прислушивались к мнению учителя, пытались влиять на ребенка, контролировать выполнение уроков или то, как он проводит свободное время. А сейчас родители потакают детям до последнего, пока не становится заметно уже невооруженным взглядом, что ребенок упущен. Есть и такие, которые приходят и начинают требовать хорошую оценку для сына или дочери: “Ему нужна четверка”. А он не тянет. И трудиться, чтобы заслужить эту четверку, не желает.
Конечно, это не веяние дня сегодняшнего, в прежние годы тоже встречались и такие дети, и такие родители. Только отношение к школе было более уважительным. Похоже, так думают все учителя, не только Лидия Николаевна. Но, несмотря ни на что, дети заряжают ее оптимизмом, а биология не стала скучной. Лидия Николаевна говорит, что на работе не устает.
– Конечно, собираюсь на материк. Как же хорошо на родине: свой дом, природа, свежий воздух, грибы и ягоды! Хотя  Норильск я очень люблю и в отпуске по нему скучаю. А как только есть возможность, еду в тундру, наблюдаю, как и что меняется из года в год, что растет. Раньше занималась спортом, любила играть в волейбол, ходила на лыжах – есть разряд. Внуков своих приучила к лыжам. Когда была классным руководителем, и учеников своих в тундру вывозила, теперь без меня ездят. Как раз сейчас готовимся к выставке “Причуды природы” – дети делают композиции из природного материала. Я очень всем довольна. Мне повезло с профессией, с городом и учениками. Лучшего и не желаю.
0

Читайте также в этом номере:

Возможности есть (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
В рабочем порядке (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Шихта печи подходит (Виктор ЦАРЕВ)
Паспорт гарантирует тепло (Лариса ФЕДИШИНА)
Ревизия инициатив (Лариса ФЕДИШИНА)
Центр другого мира (Денис КОЖЕВНИКОВ)
За будущее спокоен (Валентина ВАЧАЕВА)
Старший среди равных (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
На поклон с Христо Бойчевым (Валентина ВАЧАЕВА)
Вернуть к жизни (Екатерина БАРКОВА)
Выход на воду запрещен (Екатерина БАРКОВА)
В поисках решений (Дарья РУСИНА)
Призыв неизбежен (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Сквозь витражи (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск