Разобраться во всем
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
25 октября 2013 года, 12:49 Текст: Юлия КОХ
|
Новый Орлеан – один из тех городов, что вдохновляют творческих людей. В 2005 году он едва не исчез с лица земли после разрушительного урагана “Катрина”, но перед этим успел подарить миру огромное множество джазовых мелодий, рискованных кулинарных рецептов, ярких воспоминаний и литературных сюжетов.
Британец Патрик Нит в своем романе “Новоорлеанский блюз” описывает эпоху рождения и стремительного развития джаза, когда легендарные музыканты выступали в сомнительных забегаловках, а респектабельные белые приглашали чернокожих джазменов играть на своих вечеринках. Черный как ночь Оригинальное название романа Пат- рика Нита правильнее было бы перевести как “Двенадцатитактный блюз”, и автор, в полном соответствии с заявленным форматом, разделил свое произведение на двенадцать глав. Стержнем этой истории, безусловно, является жизнеописание Лика Холдена – полумифического новоорлеанского музыканта, виртуозного корнетиста и безнадежного романтика. Этому вымышленному персонажу на его нелегком жизненном пути посчастливилось встретить едва ли не каждого видного джазмена того времени. Документальные факты, то и дело проскакивающие в этой придуманной биографии, лишь разжигают читательское любопытство – лично мне после прочтения этой книги захотелось узнать больше о жизни отцов-основателей джаза. Впрочем, эта книга не научно-популярный путеводитель по истории музыки, она об изломанных судьбах чернокожих американцев начала XX века, освобожденных из рабства, но так и оставшихся на самом дне общества. Голод, насилие, алкоголизм и преступность – повседневная реальность для выросшего в черном квартале Лика. Всю свою горечь он вкладывает в душераздирающие блюзы, подобных которым Луизиана раньше не слышала. “Джаз родился в трущобах, в грязи и от рождения был черным как ночь”, – заявляет Патрик Нит и весьма наглядно показывает читателю, какие социальные явления сформировали уникальный характер этого музыкального жанра. Третья линия История Лика является самой яркой, но далеко не единственной сюжетной линией романа. Почти параллельно с ней развивается любовная драма его африканских предков. Старинная легенда рассказывает о том, как молодой певец и только что вступивший в полную силу шаман полюбили одну и ту же девушку. Ревнивый шаман устроил так, что соперника продали в рабство, однако это его решение, как первая упавшая костяшка домино, повлекло за собой целую цепочку важных событий. Кровь неудачливого влюбленного, закончившего жизнь на американских плантациях, еще не раз ярко проявилась в его потомках. Врожденный музыкальный талант изменил к лучшему жизнь Лика Холдена. А вот внучке Лика Сильвии унаследованная от далеких предков темная кожа принесла только беды, ведь ее мама была добропорядочной итальянской леди, знать не знавшей о собственных африканских корнях. Немного лжи и генетическая причуда привели к тому, что рождение черной девочки в белой семье стало настоящим скандалом. В пятнадцать лет Сильвия ушла из дома, сбежав от неприкрытой ненависти отца и молчаливой материнской неприязни. На жизнь она зарабатывала проституцией, а выйдя к сорока пяти годам в отставку, решила все-таки разобраться в обстоятельствах своего рождения. Этот кризис самоопределения во всем его депрессивном великолепии является третьей сильной сюжетной линией романа, при помощи которой автор на глазах у читателя складывает все частички головоломки воедино. Неслучайный попутчик На первый взгляд кажется странным, что англичанин, диджей и любитель хип-хопа вдруг написал такую американскую по своему духу книгу о притеснениях чернокожих и джазе. “Что он может такого знать о джазменах, расизме или традиционной африканской культуре?” – недоумевают рецензенты. Я честно попыталась выяснить ответ на этот вопрос. В Интернете информации о Патрике Ните не много. Все содержание его официального сайта – это пара предложений, в которых автор игриво сообщает, что уронил свое реноме и предлагает обратиться за сведениями к Google. Англоязычная “Википедия” оказалась чуть более информативной, из нее я узнала, что год после колледжа автор “Новоорлеанского блюза” проработал в Зимбабве, где и проникся своеобразным мироощущением местных жителей (впоследствии Нит еще не раз возвращался в Африку). Всякому, кто изучит на редкость лаконичную биографию и библиографию автора, становится ясно: Патрик Нит включил в сюжет “Новоорлеанского блюза” и себя. Введя в современную часть романа безалаберного британца Джима, писатель объясняет свое отношение к персонажам: он не пророк, который всем наконец расскажет правду о тяжелой судьбе афроамериканцев, он просто случайный попутчик, который заинтересовался этой историей и добросовестно попытался в ней разобраться. Результат оказался на редкость увлекательным – лишенный напряженного действия и голливудских хеппи-эндов, пронизанный ретро-стилистикой “Новоорлеанский блюз” читается на одном дыхании. |
0 | Твитнуть |