Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Строгий стиль дисциплинирует
Мнение эксперта
22 августа 2013 года, 15:15
Снежана ПОДВАЛЬНАЯ, педагог-психолог центра внешкольной работы
По поводу школьной формы родители обращаются ко мне преимущественно с тремя вопросами: что положительного и отрицательного несет ее введение, какой она должна быть и как убедить детей ее носить.
Не стоит занижать значения одежды, которую носим мы и наши дети. Надевая любую одежду, будь то деловой костюм или домашний халат, мы начинаем соответствовать этому образу. Одежда нас обязывает к определенному поведению.
Если говорить о положительных сторонах введения школьной формы, то большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что классическая академическая форма, неброская, без лишних деталей, способствует большей концентрации внимания детей на уроках. Строгий стиль одежды создает деловую атмосферу и дисциплинирует. Какой бы дизайн ни придумали для школьной формы, он в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от учебного процесса.
У нас уже есть опыт, когда дети ходили в школу в чем хотели. В 1992 году форму отменили, потому что стали считать ее одним из средств подавления индивидуальности ребенка. В результате мы получили другую крайность – учителям действительно приходилось прилагать гораздо больше усилий, чтобы поддерживать дисциплину на уроках или бороться с вызывающим поведением некоторых старшеклассниц, которые ходили на уроки в излишне откровенных нарядах.
В последние годы многие школы самостоятельно стали возвращаться к форме. Как правило, уже в каждом учебном заведении есть свой дресс-код. Где-то это обязательная форма, где-то просто общие требования к внешнему виду учеников. Например, запрет носить в учебное время спортивную или пляжную одежду, прозрачные платья и блузы, вечерние туалеты и так далее.
Я считаю это правильным. Детей с раннего возраста надо приучать к умению носить разную одежду, в том числе классическую, прививая эстетический вкус. Они должны понимать, что есть правила приличия, что для каждой обстановки и жизненной ситуации уместна своя одежда.
Как плюс школьной формы многие педагоги понимают аргумент, что она смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей. Мне этот аргумент представляется спорным. Скрыть разницу в доходах семей никакая форма не может. Есть ведь еще верхняя одежда, обувь, мобильные телефоны и так далее. Другое дело, что надо учить детей не комплексовать и не самоутверждаться за счет нарядов и гаджетов, но это уже тема для отдельного разговора.
Как убедить ребенка носить форму? К нам на телефон доверия весной позвонила мама пятиклассника. Сказала, что он отказывается  носить форму, спрашивала, как ей лучше поступить. Судя по разговору, мама и сама была настроена против  введения школьной формы.
Как дети воспринимают школьную одежду и вообще одеваются, во многом зависит от родителей. И было бы неплохо, если бы родители показывали личный пример. Если они работают в офисе, то надевают не джинсы и майку, а деловой костюм. Если они идут на прием в поликлинику, то не в вечерних нарядах и украшениях. И так далее. Вы наверняка замечали, что у родителей, которые умеют хорошо (при этом необязательно дорого) одеваться, дети тоже одеты  со вкусом.
Если проблема возникла и ребенок не хочет надевать форму, то в младшем школьном возрасте родителям достаточно объяснить, почему для школы такая одежда наиболее уместна. Ребенок легко это воспримет. Детям постарше, 9–11 лет, надо объяснять, что форма – это своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных, традиция, которая способствует сплоченности класса и развитию чувства общности. В подростковом возрасте важно мнение авторитетного человека. К примеру, родители могут обратить внимание ребенка на элегантный стиль какого-то артиста.
Что касается того, какой должна быть форма, то я думаю, что достаточно общих рекомендаций. Абсолютно одинаковая форма необязательна, я против массового пошива. Достаточно придумать эмблему школы, пристегнуть к форме значки. Это воспитывает дух коллективизма, принадлежность к школе и гордость за нее.
Но с введением школьной формы перед родителями встанет вопрос финансирования. Общаясь с родителями, часто слышу, что  многие,  даже обеспеченные мамы и папы, форменную одежду для школы приобретают на материке. В Норильске это влетело бы в копеечку. А для малообеспеченных и многодетных семей такая покупка – серьезная дополнительная статья расходов.
0

Читайте также в этом номере:

Идем в гору (Виктор ЦАРЕВ)
Метод экономии (Денис КОЖЕВНИКОВ Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Маленькая революция? (Евгения СТОРОЖКО)
Пешеходам и водителям (Евгения СТОРОЖКО)
Мастерски сделано (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Кубок остается (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как большие (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Право на хижину (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Застряли (Елена ПОПОВА)
Штучный мастер (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Что на этикетке? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Если хочешь – будь здоров! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Тепло принять готовы (Лариса ФЕДИШИНА)
Вот будет праздник у ребят (Лариса МИХАЙЛОВА)
Нам по пути (Лариса ФЕДИШИНА)
Дети вернулись (Андрей СОЛДАКОВ)
В ожидании премьер (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сошел с рельсов (Елена ПОПОВА)
Быть в форме (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Таких еще не было (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск