Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Отличные в мировом масштабе
СЫРЬЕВАЯ БАЗА КОМПАНИИ
17 марта 2016 года, 15:47
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
И специалисты, и обыватели, и, конечно, СМИ – все говорят про богатую руду “Скалистой” и восполнение с ее помощью выбывающей сырьевой базы “Норильского никеля”. Что значит “богатая”? Кто и как долго занимался разведкой рудных запасов на северо-восточном фланге Талнахского месторождения? На эти вопросы мы попросили ответить заместителя главного геолога рудника “Комсомольский” по шахте “Скалистая” Александра ДМИТРЕНКО.
– Александр Владимирович, разведка рудного поля рудника “Скалистый” началась в 1970 году. Руду начали добывать в 2004-м. Почему такой большой разрыв?
– Действительно, бурение разведочных скважин с поверхности в поле рудника “Скалистый” началось незадолго до ввода в эксплуатацию рудника “Комсомольский”, в 1971 году. Времени потребовали и само бурение скважин, и камеральная обработка полученных сведений для подсчета запасов руд, который был осуществлен в 1987 году. Отсрочили начало добычи и более глубокое, нежели в поле рудника “Комсомольский”, залегание руд, что существенно увеличило объем горных работ, а также сложная экономическая обстановка в стране в конце 80-х – первой половине 90-х годов, когда ведение некоторых работ было временно приостановлено. В 1995 году подземной разведочной партией рудника “Комсомольский” Заполярной КГРЭ (сейчас ООО “Норильскгеология”) в поле рудника “Скалистый” были начаты подземные геолого-разведочные работы. Бурение разведочных скважин производилось из выработок строящихся горизонтов по мере развития горных работ. Первые очистные работы были начаты в 2004 году.
– Как правильно называется руда “Скалистого” – пентландит-халькопирит-пирротиновая руда талнахского типа? И что это такое? В чем отличие талнахских руд в мировом масштабе? Что значит “богатая руда “Скалистого”? Насколько богатая?
– В пределах Северной первой залежи наиболее распространены богатые пирротиновые и халькопирит-пирротиновые руды крупнозернистого строения и петельчатой текстуры, значительно реже отмечаются мелкозернистые, массивные и брекчиевидные руды того же состава. На отдельных участках отмечены зональности существенно халькопиритовых (иногда с кубанитом) и петландит-халькопирит-пирротиновых руд, также крупнозернистого строения и массивного облика.
Минеральный состав руд залежи Северная вторая в основном пирротиновый, характерно наличие участков оруденелых пород с прожилково-вкрапленным оруденением. Существенно халькопиритовые руды встречаются редко, на очень непротяженных участках.
Главное отличие (оно же – преимущество) талнахских руд в мировом масштабе – это их многокомпонентность, комплексность. При существующем уровне развития технологий извлечения полезных ископаемых мы добываем из наших руд 14 компонентов в значимых величинах! А в комплексе – исключительно значимых. Есть, например, уникальные месторождения меди в Чили, никеля – в Канаде, Австралии, металлов платиновой группы – в ЮАР. Но чтобы руды имели весомые содержания перечисленных элементов в комплексе – это только у нас, в России, – в НПР.
Богатая руда – это профессиональное название сплошной сульфидной руды с высокими содержаниями целого ряда полезных элементов (никеля, меди, кобальта, платиноидов).
Что значит “богатая руда “Скалистого”? Богатая руда “Скалистого” – это перспективное будущее “Норильского никеля”! В сравнении с другими рудниками руда “Скалистого” ценна прежде всего высоким содержанием никеля.
– Как-то главный геолог партии подземного бурения “Норильскгеологии” рассказывал нам, что самая богатая руда – на “Октябрьском”: до 30 весовых процентов на тонну, в остальных – максимум 5. Рудники НПР можно выстроить в какой-то ряд по этому показателю, по значимости что ли?
– Как я понимаю, речь шла о селективной добыче руд рудника “Октябрьский”. Сейчас такие руды в НПР уже не добывают… Но выстроить по значимости рудники я не смогу, потому что “Скалистый” у меня всегда будет на первом месте. А если объективно, то у руды каждого рудника есть свои преимущества: у “Октябрьского” – высокое содержание меди, у “Скалистого” – никеля, у “Таймырского” – в комплексе никеля и меди, и у “Маяка” есть отдельные участки с очень хорошими содержаниями полезных компонентов.
 
Хватит детям и внукам
– Кому принадлежит честь открытия этих руд? “Норильскгеология” доводит слаборазведанные запасы до высших категорий разведанности? Что это за процесс?

– Бурение с поверхности скважин детальной разведки велось силами ЗКГРЭ – Заполярной комплексной геолого-разведочной экспедиции (с 1998 года – ПО “Норильскгеология”, сейчас – ООО “Норильскгеология”). В настоящее время специалисты управления подземной эксплуатационной разведки “Норильскгеологии” осуществляют перевод запасов руд в более высокие категории разведанности согласно геологическому заданию, выдаваемому геологической службой рудника (специалистами центра геологических работ) в составе проекта эксплуатационной разведки.
– Как-то начальник буровой партии “Норильскгеологии” рассказывал нам, как они открывали шестую залежь в районе “Скалистого”. Сколько их, этих залежей?
– В пределах границ рудника “Скалистый” четыре залежи и две линзы. Северная первая залежь и Северная вторая залежь Талнахского месторождения активно эксплуатируются. Северная вторая линза Талнахского месторождения, Северная пятая залежь, Северная шестая залежь, Северная шестая линза Октябрьского месторождения – все это в перспективе.
– Он также рассказывал, что они бурили скважины глубиной до трех километров, но ничего там не нашли. Как выбиралось место для закладки сверхглубоких стволов СКС-1 и ВС-10? Уже была проведена доразведка и керн был изучен петрографами?
– Места для строительства ВС-10 и СКС-1 были определены после обработки и анализа результатов бурения (керна) разведочных скважин с поверхности, изучения инженерно-геологических условий участков строительства и на основании заключений, которые были выданы после проходки контрольно-стволовых скважин КС-55 и КС-56.
– Оттуда, с глубины двух километров, можно будет добуриться и ниже?
– В процессе эксплуатации залежей Северная шестая и Северная пятая обязательно будут проводиться геолого-разведочные работы. Из подземных выработок будут пробурены скважины эксплуатационной разведки для уточнения морфологии рудных тел, состава горных пород и содержания полезных компонентов. Однако глубинное бурение проводиться не будет, так как это экономически нецелесообразно ввиду сложности добычи полезного ископаемого на еще большей глубине.
– На “Скалистом” будет вскрыто 60 млн тонн руды, отработка займет 40 лет. Правильные цифры?
– Совершенно верно, в поле “Скалистого” в двух месторождениях (Талнахское и Октябрьское) по утвержденным проектам числится на балансе около 60 млн тонн богатой руды. Что при существующей производственной мощности 1 310 000 тонн товарной богатой руды в год и постепенном наращивании до проектной мощности в 2 400 000 тонн в год позволяет уверенно оперировать показателями обеспеченности запасов на уровне 40–45 лет. Но не забывайте, что это касается только богатой балансовой руды, а ведь на балансе рудника есть и более 20 млн тонн медистой руды, а также вкрапленная руда, содержание полезных компонентов в которой, конечно, существенно меньше, нежели в богатых рудах, но мощность рудных массивов несоизмеримо больше. Так что руды хватит не только нашим детям и внукам, но и правнукам.
– Пожалуйста, расскажите об особенностях работы именно рудничных геологов. Что входит в их обязанности?
– В обязанности рудничного геолога входит полный производственный геологический контроль горных и разведочных работ на закрепленном участке, включая и контроль за безопасным ведением горных работ. Рудничный участковый геолог должен стремиться к наиболее полному изучению своего участка, потому что одним из самых важных его качеств должно являться умение видеть горно-геологическую ситуацию в перспективе, ее прогнозирование. К особенностям именно рудничного геолога следует отнести то, что, в отличие от представителей множества других горных специальностей, работы в шахте он ведет в одиночку, самостоятельно, что требует особых черт характера.
 
Вот она, богатая
Рядом с кабинетом Александра Дмитренко на выставочных стеллажах разложены образцы руд, добываемых на шахте “Скалистая”. Посмотреть на высокоценную руду можно и на складе у ВЗС-1.
– Какой из образцов самый-самый богатый? – задаем Александру наивный вопрос, подходя к полочкам в коридоре.
– Что значит богатая руда? – отвечает он. – Это означает, что в образце руды есть множество компонентов с весомым процентным содержанием ценных металлов. Она хоть и называется сплошная сульфидная медно-никелевая, но в ней есть и кобальт, и металлы платиновой группы, есть и золото, серебро, пусть не в таком значимом количестве, как медь и никель, но тоже довольно существенного содержания. У нас существует три промышленных типа руды: богатая, медистая (это профессиональный сленг, по-научному она должна называться “вкрапленная руда во вмещающих породах”) и вкрапленная, – поясняет Александр. (Поэтому “богатую” и “медистую” геологи пишут в кавычках, а вкрапленную – без кавычек. – Авт.)
Если повнимательнее посмотреть, можно научиться различать типы руд и несведущему человеку, говорит Александр. Богатую ни с чем не спутаешь: сплошной массивный бронзово-золотистый облик. Вот желтоватый, с бронзовой зеленцой, халькопиритовый прожилок в буровато-бронзовом образце пирротиновой руды с более высоким содержанием меди. А вот в образце петландит-халькопиритовой руды больше никеля.
Среди выставленных образцов один явно не имеет отношения к богатым рудам, но, возможно, имеет палеонтологическую ценность.
– Наш сотрудник нашел эту окаменелость где-то в верховьях Талнашки. Предостерегаем, чтобы сильно на нее не дышали, – шутит Александр, – а вдруг кто-нибудь вылупится.
Предмет еще не атрибутирован, но и в самом деле похож на яйцо. Недалеко от Талнаха на ручье Мокулай, у первого покрова Хараелахской свиты, в прошлом веке был найден скелет листрозавра, обитавшего на Таймыре 200–300 миллионов лет назад. Может, геологи “Скалистого” и близки к разгадке, вдруг это яйцо древней рептилии? Советуем обратиться за консультацией к специалисту в данной области – ученому-биологу Владимиру Ларину, работающему в городском музее.
Одеваемся и вместе с Александром Дмитренко отправляемся на склад богатой руды “Скалистого”, уже добытой и поднятой на поверхность. Чисто внешне она не очень впечатляет – большие серые пыльные куски. Александр привычно поднимается по ценной горке и откалывает геологическим молотком пару образцов от не поразивших воображение глыб. И вот она, богатая, заблестела, засверкала.
Перспективный северо-восточный фланг Талнахского месторождения – шахта “Скалистая” рудника “Комсомольский” – обеспечит “Норильскому никелю” надежный сырьевой задел на ближайшие полвека – 60 миллионов тонн богатой руды.
 
P.S. Результаты расследования по палеонтологической находке читайте в ближайших номерах “ЗВ”
Александр Дмитренко: “Богатая руда “Скалистого” – это перспективное будущее “Норильского никеля”
Удар геологическим молотком – и заблестела
Вдруг это яйцо древней рептилии?
0

Читайте также в этом номере:

Полная визуализация (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Жизнь одна (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Диалог с производителем (Лариса ФЕДИШИНА)
Как проектный спецназ (Валентина ВАЧАЕВА)
План поддержки (Виктор ЦАРЕВ)
Нести бережно! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
“Золотая маска” в кино (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Предлагайте добрые дела (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Жаркая Масленица (Марина БУШУЕВА)
Во власти моды (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Круговорот любви и страсти (Валентина ВАЧАЕВА)
Наши на Марсе (Мария РОДИОНОВА)
Нуль или ноль? (Роман БУКВОЕДОВ)
Сплошной абзац (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск