Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сплошной абзац
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
17 марта 2016 года, 14:53
Текст: Юлия КОХ
Современные антиутопии – это почти всегда страх перед технологиями, ведь человечество с каждым днем все сильнее от них зависит. Автор бестселлера “Сфера” Дэйв Эггерс пошел чуть дальше и расписал ужасы, которые несет нам чрезмерное увлечение социальными медиа. Великодушные критики тут же окрестили писателя “Оруэллом для хипстеров”, а Голливуд срочно занялся экранизацией романа. Пока кинематографисты делают свое дело, мы попробуем разобраться, чем же Дэйв Эггерс пугает интернет-зависимую общественность.
Сразу оговорюсь, что бумажная версия “Сферы” до норильских библиотек еще не добралась, но самые нетерпеливые наши читатели уже сейчас могут ознакомиться с электронным вариантом книги благодаря системе LitRes. Это даже иронично – ведь в романе, который мы можем прочесть благодаря интернет-технологиям, показана темная сторона этих самых технологий. В центре повествования – компания “Сфера”, своей своеобразной кадровой политикой напоминающая Google, а подходом к рекламе – Apple. В недалеком будущем она становится монополистом в сфере соцмедиа.
Система, требующая от клиента документального подтверждения личности, позволяет общаться, совершать покупки, смотреть видео и заниматься еще сотней вещей, за которыми люди обычно выходят в Сеть. У “Сферы” своя идеология, опирающаяся на принципы всеобщего равенства и доступности информации. Управляет корпорацией добра “тройка мудрецов”: гениальный нерд, харизматичный философ и бизнесмен с акульими повадками. Бизнес на подъеме, деньги текут рекой, а желающие устроиться в “Сферу” выстраиваются в километровые очереди. Тут на сцену и выходит главная героиня Мэй, которая по протекции подруги устраивается в отдел по работе с клиентами. Девушка пылает энтузиазмом и быстро втягивается в круговорот проектов, экспериментов и интриг. Постепенно мы понимаем, что “Сфера” – не ресурс для обмена бессмысленными смайлами, а мощный инструмент, способный подавлять несогласных, уничтожать политиков и насильно менять мировой порядок.
Не скрою, глядеть, как писатель покусывает гигантов IT-сферы за пухлые бока, забавно. Автор, может быть, чересчур прямолинейно высказывает достаточно здравые мысли и наглядно иллюстрирует их сюжетными примерами. Как мысленный эксперимент “Сфера” вполне заслуживает внимания, но вот как художественное произведение она, к сожалению, несостоятельна. Русское издание достойно антипремии “Абзац” за худший перевод. В какой-то момент начинаешь всерьез подозревать, что тут не обошлось без какого-нибудь гугл-транслэйта. Сюжет откровенно прихрамывает – чтобы интрига должным образом закрутилась, герои принимают идиотские решения, не замечают очевидных вещей и не узнают друг друга в лицо.
Автору явно не дают покоя лавры создательницы “50 оттенков серого”, поэтому в романе вы найдете несколько постельных сцен, описание которых заслуживает отдельной антипремии. Я имею в виду приз Bad Sex in Fiction Award, который вручают за неуместные сравнения, странные эпитеты и пошлые клише. Кроме того, в книге множество непечатных выражений. Редакторы скромно прикрывают их звездочками, не стесняясь в сносках многословно объяснять, какое именно матерное слово здесь подразумевалось. Но все эти печальные обстоятельства затмевает фантастическая, феерическая, небывалая глупость главной героини. Бедняга Мэй мечется по сюжету без руля и ветрил, не может отследить простейшие причинно-следственные связи и (тут бы пригодилось несколько редакторских звездочек) шлет грустные смайлики военным преступникам из стран третьего мира. Грустные смайлики! В мире, населенном тупоголовыми, или, попросту, картонными, персонажами, читателю не с кем себя ассоциировать, поэтому проявления здешнего IT-тоталитаризма не слишком пугают – нам просто не за кого переживать.
0

Читайте также в этом номере:

Полная визуализация (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Жизнь одна (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Диалог с производителем (Лариса ФЕДИШИНА)
Как проектный спецназ (Валентина ВАЧАЕВА)
План поддержки (Виктор ЦАРЕВ)
Нести бережно! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
“Золотая маска” в кино (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Предлагайте добрые дела (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Жаркая Масленица (Марина БУШУЕВА)
Во власти моды (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Круговорот любви и страсти (Валентина ВАЧАЕВА)
Наши на Марсе (Мария РОДИОНОВА)
Нуль или ноль? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск