Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Племенное дело: возрождение
ТЕМА
12 февраля 2015 года, 15:39
Текст: Екатерина БАРКОВА
Ученые НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики намерены развивать на Таймыре племенное оленеводство. Начата подготовительная работа, результатом которой станет стадо-репродуктор. Формирование такого стада откроет большие возможности для оленеводства на Крайнем Севере.
Возрождение племенного хозяйства на Таймыре находится на ранней стадии. Два года назад в частном порядке председатель самого большого кооператива на Таймыре Яра Танама пригласил сотрудников НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики (бывший НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера) в носковскую тундру. Ученые оценивали состояние отрасли, животных: соответствуют ли они требованиям правил племенного оленеводства. В прошлом году после обращения администрации Таймыра работу проводили в тухардской тундре.
– На полуострове носковская и тухардская тундры – два доминирующих центра оленеводства. Олени хоть и одной породы, ненецкой, но имеют отличия: у них разные условия выпаса и содержания, – рассказывает временно исполняющий обязанности директора НИИСХ и экологии Арктики Василий Гончаров. – Отличаются пути перекочевок – аргиши, кормовые базы, имеются различия даже в ведении оленеводства. Эти тонкости может увидеть только специалист. В 2014 году мы работали в тухардских стадах в сентябре-октябре. Спасибо “Норильскгазпрому”, что доставил нас туда и обратно. Большую часть оборудования и инструментов закупил глава хозяйства. Наша цель была провести бонитировку поголовья домашних северных оленей крестьянско-фермерского хозяйства “Илькив” в двух отборных стадах. Мы сделали селекционно-генетическую оценку животных там, где находились уже ранее отобранные нами олени. Сначала мы отобрали стада, имеющие лучшие хозяйственные показатели в отрасли: так называемый деловой выход телят не менее 70%, высокая плодовитость маток, высокая сохранность поголовья. Затем отбирали животных с наилучшими характеристиками: живая масса, упитанность, высота в холке и другие. Их пометят специальными бирками. Отобранные олени составят племенное ядро в стаде. Как и все другие, они будут выпасаться и находиться в своих стадах. В период гона и после него мы выбрали молодняк – телят, которым полгода, бычков, самок и племенных самцов. Сделали необходимые замеры, затем провели анализ и биометрическую обработку данных. По результатам отбора на животных заведем племенные карточки, подготовим соответствующие документы и отправим в племенную службу Красноярского края на экспертизу.
Это первый этап племенной работы в отборных стадах. Следующие этапы рассчитаны еще на три-четыре года. Они будут более углубленные: проведут генетические экспертизы, оценят самцов по семени, сформируют линии и семейства в зависимости от того, какие задачи потребуется выполнить в каждом стаде. Всего отберут более трех тысяч племенных оленей.
Строгий отбор и учет
На данный момент ученые проработали более тысячи голов в двух стадах. За два-три года они проведут работу еще в нескольких стадах в зависимости от того, сколько потребуется отобрать оленей, чтобы сформировать полноценный по структуре стада племенной репродуктор из трех тысяч и более взрослых животных.
Таким образом, ученым еще предстоит колоссальная работа. В случае успеха хозяйство, в стадах которого будут содержаться и разводиться три тысячи племенных оленей, получит лицензию на право племенной деятельности как репродуктора. На это из федерального и краевого бюджета будет выделено около 7,5 млн рублей. Если в хозяйстве будет менее трех тысяч голов или олени не будут соответствовать установленным требованиям, оно получит другой статус: племенное, но не репродуктор. Тогда субсидии уменьшаются в разы – до 1,5 млн рублей.
– Оленеводы должны быть заинтересованы, чтобы все олени были племенными. Лицензия выдается на пять лет. Для поддержания статуса племенного репродуктора потребуется ежегодно проводить селекционно-племенную работу в ядрах-стадах и отчитываться в племенную службу Красноярского края данными, подтверждающими соответствующие показатели хозяйства. К этой работе, в частности, относится отбор, выбраковка, обмен самцами. Племенное хозяйство в Эвенкии два года назад не выполнило требований правил племенного оленеводства. Вместо планируемых денег там получили значительно меньше, – объясняет Василий Гончаров. – Лицензию могут отобрать в любой момент, если показатели не соответствуют плановым. Если меньше, лицензию отзывают и заставляют разобраться, почему такое произошло. Поэтому в хозяйстве должно быть не менее двух зоотехников: один отвечает за селекцию, другой за учет. Они следят за тем, чтобы в стаде количество самок и самцов было пропорциональным: репродуктивных самок должно быть 55%, самцов – 5, максимум 10%. Самец покрывает в тундре 10–20 самок, в зависимости от организации гона оленей и контроля пастухов за случками. Перед гоном в стаде должно быть 7–10% самцов-производителей разного возраста.
Оленеводы – лучшие селекционеры, но иногда и они допускают ошибки. К примеру, инбридинг – близкородственные связи. Если на протяжении нескольких лет в стаде не менялись самцы, значит, в следующих поколениях появляются пороки. Надо сделать так, чтобы не скрещивались сестры с братьями или дочки с отцами. Для этого вводится замена самцов раз в два-три года из других стад. Зоотехник ведет соответствующий учет.
– Мы сейчас пытаемся наладить племенной учет во всех бригадах, – рассказывает наш собеседник. – Как пойдет учет и обмен самцами – время покажет. Я объездил много бригад, бригадиры говорят, что эта работа очень нужна. Состояние оленеводческой отрасли на Таймыре можно назвать благополучным, значит, вполне возможно, в тухардской и носковской тундре возродится племенная работа и будут созданы племенные стада.
Хранитель традиций
По мнению специалистов, сейчас, когда ученые сделали шаги в создании племенного хозяйства, надо ускорять работу. Власти Таймыра также заинтересованы в этом, в Дудинке собираются разработать и принять программу по созданию племенного хозяйства. Власти Красноярского края пошли дальше: после принятия два года назад Закона “О государственной поддержке северного оленеводства” предложили создать концепцию развития оленеводства. В прошлом году проходили ее обсуждения, но потом дело остановилось: стороны пришли к выводу, что концепция дублирует некоторые пункты закона. Документ отправили на доработку.
– Мои коллеги и я лично будем поддерживать создание этой концепции. Она нужна как воздух для развития северного оленеводства, – сказал “Вестнику” депутат Таймырского Долгано-Ненецкого районного совета, председатель постоянной комиссии по вопросам Севера, недропользования и экологии, коренных малочисленных народов Таймыра Сергей Сизоненко. – После того как в России вспомнили, что оленеводство тоже часть сельского хозяйства, за каждую голову начали платить федеральные и региональные субсидии, сегодня общая сумма составляет более 350 рублей. Деньги небольшие, но это стало стимулом для оленеводов увеличивать поголовье. Но этого недостаточно для развития самой отрасли.
Сергей Сизоненко отметил еще одну причину, по которой необходимо развивать и поддерживать оленеводство на территории:
– Есть два вида оленеводства: дикое и домашнее. Домашнее – это наша история, это традиционный образ жизни в прошлом, настоящем и будущем. Оленеводство надо рассматривать не только с экономической  точки зрения, но и с этносохраняющей. Пока есть олень, коренные малочисленные народы будут жить и сохранять свою культуру, язык, традиции и являться истинными хранителями тундры. Если бы не было оленеводства, мы бы потихонечку потеряли языки и народности.
По мнению депутата, проблема нашей отдаленной территории в том, что у нас нет сельхозбанков, как на материке, которые бы давали кредиты на сельское хозяйство: для приобретения техники, топлива, корма для животных. Любое сельское хозяйство однозначно должно поддерживаться государством. Пока же это отрасль, которая самостоятельно не может стоять на ногах.
– Во время последних визитов губернатора края Виктора Толоконского на Таймыр мы предложили создать муниципальное предприятие по переработке северного оленя, – рассказал Сергей Сизоненко. – Причем речь идет не о крупном объекте, а о передвижном модульном комплексе с забойными пунктами. Нужно применить современные технологии по глубокой переработке, которой сейчас нет. Продавать только мясо невыгодно. Страны Востока заинтересованы в пантах, хвостиках и прочих частях оленя, а также в оленьей крови. Из этого они делают лекарства. Из камуса – унтайки. Раньше шкуру оленя применяли в космических технологиях, из пористой шкуры можно шить замечательные спасательные жилеты. Ямал тратит на это огромные деньги, поэтому там отрасль развивается эффективно. С ним сотрудничают Китай, Германия, Финляндия. Если мы на Таймыре хотим получить такой же импульс, необходимо содействие Красноярского края. Мини-комплексы нужно построить в Хатанге, Тухарде, носковской тундре. При этом надо продумать систему мониторинга и контроля качества.
По словам Сизоненко, в новых условиях развития установится “правильная” цена на оленину, скупщики не смогут покупать ее у бригад по 70–100 рублей за килограмм, как сейчас, и перепродавать по крайне завышенным ценам:
Пора выводить оленеводство на новый уровень, на Таймыре все для этого есть. Осталось решить главную проблему – найти финансирование.
 

Первый этап развития племенного дела – сохранить уникальный генофонд ненецкой породы домашних северных оленей, которые обитают на Таймыре. Второй – вывести на новый уровень показатели воспроизводства стада. Третий – решение финансовых проблем. По словам специалистов, наличие племенных животных в стаде открывает реальные возможности для развития отрасли. Сейчас федеральная выплата оленеводам составляет 85,26 рубля за голову оленя, краевая – 260 рублей. А за 3000 голов племенных будут направляться уже миллионы рублей. Получается, глава оленеводческой бригады сможет покрыть расходы на содержание и разведение оленей и направить деньги на дальнейшее развитие своего хозяйства.
 
 
По данным управления по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства администрации Таймыра, на 1 января в районе насчитали 103 404 оленя. По сравнению с прошлым годом поголовье увеличилось на 8025.
 
 
Оленину – в меню!
Одним из источников финансирования оленеводства может стать государственный заказ на оленину, полагают таймырские власти. Например, надо, чтобы оленину включили в меню школ, детских садов, столовых, больниц, ведь мясо оленя обладает удивительными свойствами. Поскольку в этом мясе очень мало жиров и нет холестерина, оно не оказывает вредного воздействия на кровеносные сосуды и сердце. Кроме этого, оленина является настоящей сокровищницей полезных для организма минеральных веществ и витаминов, среди которых железо, натрий, магний, фосфор, кальций, калий. Госзаказ стимулирует и стабилизирует работу оленеводов.
Этот теленок родился в мае, ему несколько дней. Таких ученые называют ясельными телятами
Василий Гончаров делает обязательные промеры
На Таймыре благополучное состояние оленеводческой отрасли
0

Читайте также в этом номере:

Объективно о ТБ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правильные смыслы (Ален БУРНАШЕВ)
Препятствия на старте (Лариса ФЕДИШИНА)
Остаются солдатами (Екатерина БАРКОВА)
Список Полякова (Лариса ФЕДИШИНА)
Счетчик рубль бережет (Лариса ФЕДИШИНА)
Растут понемногу (Лариса ФЕДИШИНА)
Школа производства (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Зрит в корень ученик (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Своими силами (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Культурный вопрос к вам (Лариса ФЕДИШИНА)
Небо танцует (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Футбол возвращается (Екатерина СТЕПАНОВА)
Мобильный взлом (Лариса МИХАЙЛОВА)
Работать станет легче (Екатерина БАРКОВА)
Большие шансы (Екатерина БАРКОВА)
Спорт в массы! (Николай ЩИПКО)
Сказки тоже наука (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск