Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Совсем-совсем непростые
НАШИ ЛЮДИ
4 июня 2015 года, 16:21
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Однажды профессор из приличного питерского вуза с восторгом отозвалась о ее “Хронографах”, публикуемых в “ЗВ” с 2005-го. Воскликнула: “Это же выход на историю всей страны!” Совершить такой выход сегодня может любой слушатель “Авторадио” и “Европы Плюс”. Если поймает в эфире “Простые истории” – коротенькие повествования о выдающихся людях страны, имеющих отношение к Норильску. Все они попали под крышу одного проекта благодаря выбору В.В.
В первый раз податься в журналисты В.В. решила в 1976-м. Одновременно пришла попробовать свои силы в “Заполярную правду” к Римме Никитиной и на Норильскую студию телевидения к Раисе Смоловой. “Экзамен” в газете в виде текста сдала, но стала редактором учебных программ на ТВ, где как раз появилась вакансия. Было ей 20 с маленьким “хвостиком”.
В.В. вспоминает, что публика на Норильском телевидении в лице главного редактора Валерия Шломы и главного редактора художественных программ Аллы Руссавской в те времена была очень приличная. В.В. и ее молодые коллеги особенно ценили талант тележурналиста Евгения Калинина. Он публиковался и в “Заполярке”, и его тексты о кино, театре и художниках на пожелтевшей бумаге В.В. до сих пор считает образцом подхода к материалам, рассказывающим об искусстве.
И подумать не могла
В.В. не понравилось делать учебные передачи про светофор, гражданскую оборону, радиоактивные изотопы в народном хозяйстве. Интереснее было знакомить зрителей с творчеством Виктора Астафьева или Александра Вампилова. Над передачей об иркутском драматурге из цикла “Творчество сибиряков” работала вместе с главным режиссером норильского театра Леонидом Белявским, оставившим заметный след в истории Норильского драматического. В.В. тогда и подумать не могла, что в далеком будущем ей достанется роль театрального обозревателя в газете. Тогда же, на студии, познакомилась с Сергеем Морозовым, вернувшимся  из Дома творчества художников. Он, кстати, оставил городу целую серию портретов руководителей “Норникеля”. В.В. и не подозревала, что скоро будет принимать картины Морозова в фонды Норильской картинной галереи.
Умела чувствовать настоящее
“Девятнадцатый век не признал художника Винсента Ван Гога…” – сказано в публикации Евгения Калинина о выставке репродукций знаменитого голландца. “Агрессивная составляющая” (так В.В. характеризует некоторых сотрудниц телестудии тех далеких времен) не признала своим заезжего журналиста, и очень скоро он получил от ворот поворот. В.В и две ее коллеги тоже не захотели остаться в месте, где “перекрывают кислород” тем, кем нужно бы гордиться. Себя к таким В.В., понятно, не причисляла. Что можно успеть за год работы? Другое дело, например, режиссер-документалист Игорь Шадхан, журналист-писатель-историк Анатолий Львов, автор пьесы о Завенягине Виктор Левашов… “Выживали, как правило, профессионалов, личностей”, – делает вывод В.В.
В картинную галерею она попала в 1978-м. Навскидку называет имена художников, оставивших след в душе: московская школьница Надя Рушева, красноярцы Олег Фирер и Андрей Поздеев. Картины Андрея Геннадьевича В.В. – главный хранитель – по очереди вывешивала у себя в кабинете. Поздеев появился в Норильске благодаря начальнице норильской культуры Галине Вахмениной. “Уровень у нее был. Умела чувствовать настоящее”, – поясняет В.В., которая, вообще-то, является обладательницей аналогичного таланта.  
Меркуров, а не Меркулов
Собственно, можно сказать, что “Простые истории” стартовали еще в 1984 году, когда В.В. поступила на службу в Историко-производственный музей комбината. Для того чтобы разобраться, кто в этой самой истории чего стоит, нужно впитывать в себя ее очень долго.
В.В. тепло отзывается об Арсении Башкирове – музейном директоре-энтузиасте.
– Однажды он поправил меня сердито: “Меркуров, а не Меркулов”.
Это про автора памятника Ленину на Октябрьской площади. И сама В.В. сегодня приходит в страшный гнев, когда, открыв какой-нибудь современный труд по истории Норильска, обнаруживает в нем явные фактические ошибки.
Да, ее всегда отличала способность делать правильный выбор. В бытность свою главным хранителем норильского музея позвонила нганасанскому гению Мотюмяку Турдагину и попросила художника отреставрировать нганасанские парки – одежду аборигенов. И гений приехал. Потому что времена были тяжелые и аборигенам нечем было кормить свои семьи. Мотюмяку написал несколько картин, часть которых осталась в музее, часть была продана на авторской выставке художника. Мы, сотрудники отдела фондов, просто не могли поверить: вот он, гений, сидит напротив, ест банан и водит своим божественным пером по белому листу. Каждой из нас он подарил по маленькому рисуночку с тундрой и оленями.
Нос к носу с генералом
Если выезжать куда-то с выставкой по норильской истории, то на Красноярскую биеннале, решила В.В. Это очень крутое мероприятие. Мы запаковали сто килограммов музейных предметов и декораций, взяли их в четыре руки и двинулись в путь. В аэропорту нас провожал “Северный город” в лице Ольги Филюриной.
О, эта ночь накануне открытия биеннале! Мы провели ее на высоких стремянках, вооруженные до зубов гвоздями. Сколачивали из привезенных деревяшек экспозицию, в том числе ларек, символизирующий эпоху перемен. Выставленные в нем денежные знаки из коллекции Леонида Фраймана должны были напомнить зрителям об инфляции, стагнации, девальвации и прочих приметах 90-х годов прошлого века.
Можно сказать, что на биеннале мы встретились нос к носу уже с историей России. Утром к нашему ларьку устремился прибывший на открытие генерал-губернатор Александр Лебедь, которого заинтересовали приднестровские банкноты, поскольку ему выпало быть участником военных действий в этих местах. Потом, на ужине, Александр Лебедь рассказывал, как ему удалось остановить войну в Чечне. Через несколько лет он погиб в странной авиакатастрофе, в памяти осталась его удивительная позитивная энергетика. Ее почувствовали и норильчане, когда Лебедь приезжал в наш город.
Кстати, на той нашей выставке незримо присутствовали еще два Александра: Сотников и Колчак. Дудинский купец первым получил дозволительные свидетельства на разведку угля в НПР – старался для себя. Русский гидрограф и адмирал отправил Сотникова в экспедицию в Норильск в 1919-м – старался для России. Одного советская власть повесила, второго расстреляла. Трудно определить, где кончается история Норильска и начинается история страны.
Познали автоматизацию
Так получилось, что В.В. дважды была моим начальником: в Норильской картинной галерее и городском музее. Она – главный хранитель, я – экскурсовод и научный сотрудник отдела фондов.
В галерее она чуть не застрелила меня, когда, появившись на работе после приключений в тундре, я начала нести школьникам околесицу про Андрея Поздеева. Держать высокую планку – это требование В.В. всегда выдвигала и для подчиненных.
В музее застрелить В.В. хотелось уже мне. Довольно-таки трудно угнаться за человеком, который лет на двадцать опередил свое время. Однажды в отдел фондов пожаловала представительная комиссия местного уровня с целью проверки состояния дел. В.В. – главный хранитель успела полностью автоматизировать музейный учет и научную обработку экспонатов, опередив многие столичные музеи. История требует особого к себе отношения и в части хранения.
Еще старинного образца принтеры победно стучали, выдавая книги поступлений и архивные описи. Комиссия уставилась на все это великолепие, как баран на новые ворота, не зная, как проникнуть в тайны автоматизации. Задачей агрессивных проверяльщиц было найти ошибку. И они ее нашли: на какой-то странице книги поступлений не хватало одной запятой.
Вынь да положь
Мы, простые хранители истории, у В.В.-начальницы ходили по струнке: каждую неделю писали планы и отчеты, потому что штурмовщины она не признавала. Собирали и готовили к фондово-закупочной комиссии исторические предметы, занимались их учетом и научной обработкой. Вытирали пыль на полках, делали раскладку в хранилищах, готовили выставки, ездили в командировки и повышали квалификацию, писали тексты буклетов, экскурсий, а также статьи в СМИ. Последнее В.В. особо поощряла. В итоге однажды я сбежала в газету. А вскоре, когда надвигался очередной юбилей “Норильского никеля”, на работу в “Заполярный вестник” пригласили и В.В.
Не всякое издание может похвалиться тем, что у него есть свой штатный журналист, одновременно надежный консультант по истории НПР, а “Заполярный вестник” может.
Журналистика, история и документальное кино тесно связаны. Вот почему еще в кабинете В.В. – главного хранителя музея можно было увидеть то режиссера из Петербурга Игоря Шадхана, то телевизионщиков из Франции, то корреспондента японской газеты “Асахи”. Она писала сценарий к фильму про Завенягина, делала диск по истории НПР, подбирала материалы для книги о первом директоре “Норильского никеля”.
“Хронограф” в “Вестнике” В.В. ведет с 2005 года, тогда же стала редактором-составителем сборника публикаций по истории НПР. К каждому юбилею добавляет в “Хронограф” что-то новое. В этом году на страницах газеты появилась еще и историческая колонка, к которой В.В. основательно приложила руку. Она участвовала в одной из серий проекта “Северного города” “Зеркало времени”. Еще когда работала в музее, была консультантом телекомпании по вопросам истории.
И сейчас ей часто звонят издатели воспоминаний о Норильске, редакторы столичного телевидения и газет, разные поляки-французы и настаивают: “Вынь да положь…”
У журналиста и своей работы выше крыши, но опять она будет часами рыться в своих записочках и сотнях книжек, чтобы выверить какую-нибудь дату.
Болельщица талантов
Еще в музее В.В. выбрала для себя и вела две темы. Одной из них был театр. Точнее, его история. В.В. нашла в архиве комбината и определила в фонды музея личное дело Смоктуновского, досконально изучила факты биографии других известных актеров, прошедших через Норильск.
“В.В. у вас крутая”, – такую характеристику выдали журналисты “Заполярной правды” Марина Калинина и Ирина Даниленко, после того как на недавней встрече с родными Георгия Жженова В.В. обнаружила такое знание биографии известного артиста, что удивились даже его потомки.  
– Театр должен быть в Норильске. Без него город станет убогим, – считает В.В.
Один из ее главных талантов заключается в умении оценить талант других. Она хвалит их всех: и Сашу Носырева, успешно сыгравшего в “Снегирях”, и Дениса Ганина, которого отметила для себя еще в 2009 году. Говорит: “Он из Омска, а там очень хорошая театральная школа. Наши актеры – Лукьянов, Надеждина, Щёголев, Гребень – после Норильска работали там. И Бабанова приехала в Норильск из омской драмы”.
Особая статья – приглашенные и обаявшие В.В. режиссеры: Лев Додин, Линас Зайскаускас, Андрей Максимов, Александр Исаков, участники проекта “Полярка”. В.В. познакомила читателей “Заполярного вестника” со всеми.
Скажи мне, кто твой нештатник, и я скажу, кто ты. К В.В. притягиваются нештатные авторы, умные и оригинальные. Аркадия Виницкого она называет талантищем, Юлю Кох – подарком судьбы. Через ее руки проходили отрывки книги Анатолия Львова о Завенягине, Анатолий Львович так и остался для В.В. непревзойденным авторитетом в части истории НПР.
Ребрий в роли Шадхана
В проекте “Простые истории”, куратором которого является заместитель генерального директора “Северного города” Карина Андреева, все сплетается и переплетается. Исторические персонажи “встретились” здесь с любимыми актерами и нештатниками В.В.
– Моя работа заключалась в том, что я подбирала тексты, делала литературную основу, – поясняет она.
В проекте “Простые истории” голосом Сергея Ребрия говорит Анатолий Львов. Ребрий, о котором В.В. недавно написала большой материал, озвучивает и Игоря Шадхана, автора и ведущего популярного некогда цикла “Контрольная для взрослых”, профессора кафедры режиссуры крупнейшего питерского вуза, преподавателя высшей школы телевидения МГУ, президента своей собственной мастерской:
– Мой первый документальный фильм на Норильском телевидении, где я работал в молодежной редакции, назывался “Снег – судьба моя”. В нем дочь автора щитов Потапова, Тамара Михайловна Потапова, рассказывала об отце, Севастопольской улице и спроектировавшем ее армянском архитекторе, которого она знала. Норильское телевидение его не показало…
Захватив одну из копий, автор пытался пробиться с фильмом на Центральное телевидение, но оттепель закончилась, шел 1968 год, тему ГУЛАГа надолго закрыли. Оставшиеся в Норильске копии были размагничены.
В.В. – главный хранитель музея познакомилась с Игорем Шадханом, когда тот вернулся в Норильск в 1991-м как руководитель одного из каналов гостелерадиокомпании “Русское видео” и таки снял свой фильм про снег и Норильлаг – уже многосерийный.
С НОФ на оперный Олимп
Известного тенора Владислава Пьявко в проекте озвучивает Сергей Игольников:
– С пятнадцати до семнадцати лет у меня было очень много профессий: кинооператор-хроникер на Норильской телестудии, киномеханик в кинопрокате, шофер, который возил руду на Норильскую обогатительную фабрику…
Оказывается, с НОФ можно шагнуть на оперный Олимп. Со знаменитым певцом В.В.-журналист познакомилась в 2005-м, когда тот приехал в Норильск на один из юбилеев, в 2008-м взяла у него интервью, поразившее читателей своей откровенностью.
Нина Валенская читает текст за Евфросинию Керсновскую, автора легендарной книги “Сколько стоит человек”. В.В. с большим уважением относится к обеим: и к нашей актрисе, сыгравшей Раневскую, и к заключенной Норильлага, художнице, запечатлевшей в своем альбоме все ужасы лагерного быта. С актрисой В.В. делала интервью, писала и о Керсновской, побывав на ее могиле в Ессентуках.
Журналист Гунар Кродерс в проекте “Простые истории” заговорил голосом Андрея Ксенюка. Сын латвийского театрального критика и актрисы вспоминает историю своей ссылки на Север. С Гунаром Робертовичем В.В. объединяет любовь к театру, а еще – она принимала в фонды музея материалы из его архивов. Кродерса-критика очень любили и многие норильские актеры.
Их тридцать, имен героев нового проекта медиакомпании “Северный город”, в судьбах которых переплелись история Норильска и России: ученый с мировым именем и детский доктор, разведчик и атомный министр, первый директор “Надежды” и писатель… Многие сделали себя вопреки судьбе и обстоятельствам.
Так кто же все-таки В.В.? Историк? Архивариус? Хранитель прошлого Норильска?
– Сегодняшний день я поверяю историей, – так отвечает на вопрос журналист “Заполярного вестника”, ведущая “Хронографов” Валентина Вачаева. Она же Варвара Сосновская. Она же – Валентин Петров.
Туристическая экспедиция под руководством Игоря Липина получает задание для новой экспозиции историко-производственного музея. В центре – директор ИПМ Галина Вахменина
На Неделе памяти с бывшим проектировщиком Георгием Старицким, генетиком с норильской пропиской Игорем Паншиным и бывшим главным врачом Центральной больницы Норильлага Георгием Поповым
Интервью для “ЗВ” дает питерский режиссер Александр Исаков
0

Читайте также в этом номере:

Формула устойчивой системы (Вера КАЛАБЕКОВА, Екатерина БАРКОВА)
Шустрый ричстакер (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Суть и дело (Виктор ЦАРЕВ)
Новая труба для ТОФ (Мария ГРИГОРЬЕВА)
В плане (Лариса ФЕДИШИНА)
Мастерство вне сезонов (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Перезагрузка (Елена ПОПОВА)
Культура как слагаемое (Марина БУШУЕВА)
С видом на центр (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Почему именно здесь? (Татьяна РЫЧКОВА)
Будто цветик-семицветик (Юлия КОСТИКОВА)
Награда за смелость (Елена ПОПОВА)
Как ребенка назовешь… (Екатерина БАРКОВА)
Невесты при параде (Юлия КОСТИКОВА)
“Какой прыткий” (Владимир ДОЛГИХ, директор Норильского горно-металлургического комбината в 1962–1969 гг.)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск