Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
08:15 Юным норильчанам предлагают участвовать в творческом конкурсе на спортивную тему
08:05 «Норникель» и «Атомфлот» договорились о стратегическом партнерстве
18:25 Владимир Потанин: «В ближайшие десять лет мы планируем вложить почти 2,5 триллиона рублей в наши проекты»
14:05 В Норильске некому вывозить строительный мусор
13:50 Бисерная радуга появилась в Хатанге
Все новости
В бизнесе нужны люди с характером
Гость “ЗВ”
20 ноября 2014 года, 16:10
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
В Норильске прошла вторая сессия по программе “Школа социального предпринимательства”. Сейчас участники проекта выполняют домашние задания и готовятся к третьей сессии. А мы решили расспросить бизнес-тренера Алексея МОЛЧАНОВА о том, как добиться успеха в бизнесе.
– Алексей, вы являетесь учредителем тренинг-консалтинговой компании Business& Business, член совета директоров ряда компаний. В связи с этим многих людей интересует такой вопрос: почему успешные бизнесмены становятся тренерами и бизнес-консультантами?
– У меня это получилось случайно. Хотя и говорят: случайности не случайны. В моей жизни был период, когда я активно проводил тренинги – у меня психологическое образование. Занимался продвижением политиков и уже хотел из этой сферы уходить. И тут мне предложили попробовать себя в такой области, как бизнес-образование. Навыков у меня в этом не было. Да, с людьми работать я умел. Но что рассказывать аудитории? Поэтому было решено, что я сначала сам попробую себя в этой деятельности. Будет получаться – начну учить других, во всяком случае рассказать-то о своем опыте я смогу…  По сути, мой путь в качестве бизнес-тренера начался с продаж. Бизнес стал получаться, я быстро начал в нем разбираться. И стал других учить. К слову, у нас в компании и в прежние годы, и сейчас такое правило работает: тренер-консультант должен сам заниматься в жизни теми вещами, которые преподает. Если это собственник, который хорошо разбирается в бизнесе, то он обучает консалтингу, построению бизнес-процессов и прочим вещам. Если это человек, имеющий успешный опыт в управлении, то он учит руководителей. Тот, у кого хорошо получаются продажи, работает с менеджерами продаж.
– Это был ваш первый опыт в бизнесе?
– Если говорить про бизнес как таковой, то первое мое дело, которым я начал заниматься, не было никак связано с тренингами – то есть с моей основной деятельностью на сегодня. Тогда я пробовал себя как предприниматель. Опыт оказался успешным в каком плане – денег мы стали зарабатывать. Но случилось то, что иногда происходит с предпринимателями, – меня подставил мой партнер. Дело пришлось закрывать. Тем не менее я этот опыт оцениваю как успешный – он меня научил многому. На тот момент мне еще не было и 23 лет. Потом я запустил еще один бизнес, который спустя пару лет продал.  А еще через два-три года после этого я запустил тренинговый бизнес.
“Да они все прекрасны!”
– Как можно научить человека, не имеющего опыта, основам бизнеса так, чтобы он решился открыть свое дело? Реально ему добиться успеха?
– Можно. Реально. Вопрос в другом – есть ли у человека желание заниматься именно бизнесом. Дело в том, что у каждого из нас свои представления о том, что значит предпринимательство. И очень многие понимают его превратно. Есть такой распространенный стереотип: бизнесмен лежит на пляже, ничего не делает и думает только о  том, куда деньги потратить. На самом деле все совсем не так. Когда человек с реальностью сталкивается, становится понятно: надо тебе этим заниматься или ты чего-то другого от жизни хочешь. Многие сразу нацелены на результат – люди хотят быть богатыми, но при этом ничего не желают делать. А бизнесмену, тем более начинающему, приходится трудности преодолевать.
– У вас они бывают?
– Конечно. Все не идеально. Рынок постоянно меняется, и ты начинаешь ломать голову, где искать новые горизонты и как решать встающие на твоем пути задачи. Я периодически нахожусь в состоянии – в хорошем смысле этого слова – стресса. Но, с другой стороны, когда все стабильно, ровно, без каких-то взлетов, а может, даже и падений, становится скучновато… Поэтому в такие периоды я начинаю смотреть вокруг, искать, что бы сделать такого, чтобы можно было быстрее вырасти. Пробую что-то новое.
– Какие могут быть препятствия у начинающих предпринимателей?
– Самый главный враг новичков – это иллюзии по поводу предпринимательской деятельности. Человек думал, что он бизнес откроет – и деньги рекой потекут. А они не текут! Наоборот, приходится вкладывать и вкладывать средства. Или другой вариант: человек надеялся, что у него больше времени свободного появится. А его только меньше стало. И возникает диссонанс. Люди ломаются, отказываются от бизнеса. Другой момент – недостаток желания по полной программе вкладываться в то, чем ты занимаешься. Что касается страхов и опасений – с этим можно работать. Если желание большое, ты через страх переступишь. Ну а если желания нет…
– На первой сессии вы рассказывали про мифы, связанные с предпринимателями. Мол, до сих пор бытует мнение, что это зацикленные прежде всего на собственной выгоде, беспринципные и не слишком озабоченные моралью люди. Обыватели действительно в это верят?
– Верят, верят. Большинство мыслит стереотипно. И этих мифов очень много. Причем, что меня забавляет, люди судят о предпринимателях, даже не имея собственного опыта в бизнесе. Но если он появляется, этот опыт, то ты начинаешь по-другому рассуждать. Помните фильм “Последний самурай”? Когда главный герой в поисках совершенного цветка на ветке сакуры восклицает: “Да они все прекрасны!” Предприниматели настолько разные, что стричь всех под одну гребенку, судить обо всех стереотипно просто глупо. Разные люди со своими задатками и интересами приходят в бизнес и достигают успеха. Тут  такая свобода для творчества! Хотя, собственно, бизнес – это и есть творчество.
Где искать “голубые океаны”
– Если говорить о социальном предпринимательстве… Я знаю людей, которые хотели прийти на ваши тренинги, но их смутило слово “социальное”. Какой бизнес подпадает под это определение?
– С моей точки зрения, есть два четких признака социального предпринимательства. Первый – это острый запрос общества, который существует на данной территории. Социальный запрос. И второй момент: этот запрос государство не решает. Либо решает недостаточно эффективно. Соответственно, все, что подходит под это определение, и будет называться “социальным предпринимательством”. Кто-то может возразить: любой бизнес в основе своей социален – он ориентируется на потребности и интересы какого-то сегмента общества. Но если говорить о социальном предпринимательстве, то здесь государство выделяет определенные сферы, где оно ожидает помощи от бизнесменов.
– Можете привести примеры социального предпринимательства?
– Примеров много. Детский досуг – этим сегодня много кто в рамках социального предпринимательства занимается. Детская парикмахерская, детские бассейны…  Все то, чего не хватает людям. Или вот, допустим, один из проектов, который мне очень понравился, – создание питомника по воспитанию и дрессуре собак-поводырей. Он реализуется в Иркутской области. Еще один проект – это, конечно, не наше ноу-хау, такие технологии существуют на Западе – когда на пожилых или больных людей крепят специальные датчики. Если с ними что-то случается, то в скорую сразу поступает сигнал. На мой взгляд, очень технологичная и интересная социальная идея. Разного рода хосписы – то, что у нас раньше называлось “домами престарелых”, – это тоже социальное предпринимательство.
– Многие не готовы приходить в эту сферу, потому что убеждены: зарабатывать на социальном бизнесе нельзя.
– Тоже миф. Парадокс, но в связи с существованием этого стереотипа в сфере социального предпринимательства очень мало профессиональных бизнесменов. Социальные рынки пустые.  При этом многие забывают: зарабатывать можно по-разному. Собственники бизнеса сразу начинают думать про стоимость услуг. Но ведь можно зарабатывать не на стоимости, а на масштабе, то есть на количестве клиентов. Здесь не все так однозначно. Надо считать. И мне кажется, что в ближайшее время многие успешные, опытные бизнесмены поймут, что это и есть те самые “голубые океаны”, где нет конкурентов и где можно получать новые прибыли и возможности для дальнейшего развития. Другое дело – будешь ли ты в числе первых, успеешь ли забрать под себя определенную долю рынка.
– В Норильске, с вашей точки зрения, благоприятная ситуация для развития социального предпринимательства?
– Социальные запросы здесь стоят так же остро, как и в любом другом городе России. В Норильске можно много чего сделать.
Важно, что у собственника в голове
– Алексей, как человек, хорошо разбирающийся в бизнесе, вы обращаете внимание на недостатки, которые допускают собственники предприятий? К примеру, вы приезжаете в Норильск, приходите в кафе или торговый центр...
– Да, как правило, я вижу огрехи. Но тут вопрос разумности – нужно ли про эти недостатки рассказывать всем и особенно владельцам бизнеса? Со временем это начинаешь хорошо осознавать. Если раньше мне хотелось своими наблюдениями с бизнесменом  поделиться: вот здесь неправильно, это организовано не так, то сейчас я понимаю, что интересы у людей разные. И не факт, что эффективная работа бизнеса – это как раз то, что нужно конкретному предпринимателю. Мой опыт показывает: если у самого человека нет желания во всем этом разбираться, то ты со своими советами полезен не будешь. Бывает даже такое, что люди обращаются к тебе, а когда ты начинаешь недостатки вскрывать, они закрывают глаза и продолжают свои бизнесы убивать. Знаете, в свое время Ицхак Адизес (автор книг, известный эксперт в области повышения эффективности бизнеса. – Авт.) описывал ситуацию, когда он три года пытался помочь предприятию. А потом появился новый руководитель и за полгода все разрушил. Адизес был в глубокой депрессии. Вытащил из нее его друг – врач, сказавший потрясающую фразу: “Люди обращаются ко мне за помощью, но они все равно умирают…” Поэтому важно в первую очередь, что у самого собственника в голове происходит.
– Но ведь рано или поздно в любом бизнесе начинается застой.
– И это нормально. Такие периоды периодически наступают. Другой вопрос: что человек готов в этом случае делать.
– И что же делать?
– Разные варианты. Можно попробовать найти похожее предприятие в другом регионе, которое не является конкурентом вашему, но при этом имеет опыт, который может оказаться полезным вам. Нужно так или иначе расширять свой взгляд, свое видение перспектив бизнеса. Искать – это самое главное. Хуже всего, когда мы останавливаемся в развитии. Жизнь-то ведь не останавливается. У меня, к слову, такие периоды тоже бывают. Как у любого другого человека. И возникает ощущение, что начался этап “охомячивания”. Вы наблюдали когда-нибудь, что большую часть времени делает хомяк? Набивает себе за щеки орехи – все больше и больше… Но в какой-то момент “орехов” может быть настолько много, что ты понимаешь: хватит, надо что-то делать. Надо от этой хорошей, сытной жизни уходить, нужно развиваться. На новую ступеньку карабкаться. Хотя у нас, конечно, так экономика в России устроена, что ситуация не дает тебе засыпать. Нас периодически лихорадит, трясет, и мы вынуждены что-то менять. Но это не так уж плохо… Я, например, вижу в этом массу возможностей. Как минимум – это позволяет держать ум в тонусе.
Прежде всего практика
– Алексей, успешный бизнесмен сегодня – это кто? Можете нарисовать некий психологический портрет?
– Это человек с характером. Не обязательно имеющий морально-нравственные качества, но с сильной волей, с пониманием того, чего он хочет. Не факт, что он станет успешным бизнесменом. Он может быть наемным работником… Но характер и поставленная цель, бешеное желание реализовать ее – это именно то, что поможет ему добиться успеха в жизни. Если же говорить о знаниях и навыках… Поверьте мне, человек с характером добудет нужные знания, проверит их на практике. Шишки набьет? Это нормально. Мы все их набиваем.
– Кстати, когда вы рассказывали про мифы, связанные с предпринимательством, то упоминали, что морально-нравственные качества как раз характерны для современных бизнесменов.
– Я бы сказал, что они становятся сегодня все более и более значимыми. Во-первых,  морально-этические качества определяют виды бизнеса – то, чем занимается человек. Если уж на то пошло, сутенерство, сбыт наркотиков – это ведь тоже бизнес, только выходящий за рамки закона… Второй момент – морально-этические качества собственника определяют потолок его бизнеса. От них зависит, насколько долгосрочные отношения ты строишь с партнерами и клиентами, насколько они готовы пойти тебе навстречу в трудную минуту. Я знаю очень мало людей, которые чувствуют себя в структурах бизнеса, где этого нет, достаточно комфортно. Обычно это большой стресс, который ни к чему хорошему не приводит.
– Возможно, морально-этические качества выходят на первый план еще и потому, что обеспеченные люди сегодня имеют возможность получать хорошее образование, как-то развиваться? Вот вы, например, ездите в Индию.
– В Индию я езжу потому, что серьезно занимаюсь йогой. У меня есть наставник. С моей точки зрения, йога – это философия жизни. Она помогает мне укрепить внутренний стержень, с характером поработать… Что зачастую даже гораздо важнее знаний. Потому что, если характер есть, и знания, и все остальное накапливается. Вообще я считаю, профессиональный рост всегда неотделим от личного. Что же касается системы образования, то оно, к сожалению, не очень практично. Не только в России – во всем мире. Очень часто между теорией и жизнью большая разница. И это печально. Знаете, как в России раньше было? Когда у купца старший сын вырастал, то первое, что отец делал, – выделял ему определенную сумму, которой хватало, чтобы открыть собственное дело. Большая часть молодых людей разорялась. И только тогда сын приходил к отцу учиться. И только после этого купец мог оставить сыну наследство. К сожалению, сегодня обучение построено в основном на теории, люди читают книги, но не проверяют знания на практике. Книги – это хорошо. Но все-таки самое главное – это практический опыт.
– А обучение, которое вы сейчас проводите, – это разве не теория?
– Да, безусловно, это теория, но она содержит все элементы практики. К примеру, маркетинговые исследования и прочие задания, которые предстоит выполнить участникам тренингов, – это колоссальный опыт. Да, что-то приходится делать на бумаге. Но во всем остальном… Людям приходится выходить “в поле” – на рынки продвижения товаров и услуг. А моя задача – не просто красиво идею упаковать, а помочь норильским предпринимателям эти проекты запустить, сделать их успешными, развить. Бывают ситуации, когда у человека какие-то ограничения возникают в бизнесе, и предприниматель даже не понимает, с чем это связано. Наша задача – в рамках тренингов дать ему возможность об этом задуматься. Кому-то это легко будет сделать, кому-то – нет. Но мы даем возможность решить.
– Как вы думаете, какой процент людей, участвующих в проекте, дойдет до финала?
– Практика показывает: обычно это примерно 20% от первоначального числа участников.
– Что будет учитываться комиссией на инвестиционной сессии?
– Качество проработки бизнес-проекта. И его социальная значимость. Мы должны понимать, насколько он острые вопросы территории решает. Второй момент – насколько эффективно. Давая предпринимателю деньги, инвесторы должны быть уверены, что он сможет их вернуть.
– Если судить по тому, что вы рассказываете, через несколько месяцев обучения это будут уже не те предприниматели, которые в конце сентября пришли к вам на тренинги.
– А это мы у них спросим.
0

Читайте также в этом номере:

Только для профессионалов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Новые мощности (Екатерина БАРКОВА)
Бюджет с “запасом” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Креатив приветствуется (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Cнова “Зебра” на дороге (Марина БУШУЕВА)
Главные по швам (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Игла без разума (Елена ПОПОВА)
Вперед по шпалам (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Спасибо” – это успех (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Решать родителям (Екатерина БАРКОВА)
“Люблю все подлинное” (Валентина ВАЧАЕВА)
“Крайние земли” (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Бронзовый дубль (Екатерина БАРКОВА)
Это все его родня (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Моменты истории (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вернисаж за вернисажем (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск