Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
06:00 «Норникель» готов софинансировать строительство ледоколов для «Росатома»
14:30 «Комбинату добра» исполнилось 4 года
13:50 В Норильске готовятся к трем дням симфонической музыки
12:45 Модели автобусов, ездивших по Норильску с 1940-х годов, представят на выставке «Книга Севера»
11:05 Первая в России конференция по применению промышленных экзоскелетов прошла в Норильске
Все новости
Очень хорошая жизнь
ВЫСТАВКИ
18 сентября 2014 года, 15:23
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
“Я – человек тундры” – просто и точно назвали выставку, посвященную 75-летию со дня рождения нганасанского художника Мотюмяку Турдагина норильские музейщики. Простыми и точными были работы мастера. Простой, но нелегкой и интересной была его жизнь. День открытия экспозиции “Я – человек тундры” стал настоящим праздником нганасанской культуры.
Музей истории освоения и развития НПР впервые так обширно представил свое собрание, связанное с именем Мотюмяку Турдагина: графика, акварель, эскизы витражей – 54 картины из 66 работ, хранящихся в фондах. Как сказала директор Музея НПР заслуженный работник культуры РФ Светлана Слесарева, коллективу захотелось преподнести норильчанам особенный подарок, ведь они ровесники – художник и музей, в котором Мотюмяку некоторое время работал.  
Имена и люди
Те, кто интересуется творчеством нганасанского художника, конечно, знают, что первые свои рисунки вместе с другими детьми вырезал Мотюмяку ножиком на льду замерзшего озера. Что обучался рисованию в Волочанской средней школе, а в Красноярском художественном училище имени Сурикова смог продержаться всего лишь год: соскучился по тундре, по кочевой жизни. Культура и быт нганасан – основная тема творчества мастера, его художественная вселенная.
– Турдагин – легкий, веселый, берет и рисует. Точно, грациозно, – так воспринимает картины Мотюмяку дудинская художница Людмила Гесслер. – Его работы – рассказ о том, как люди живут. Турдагин учился у великого художника Владимира Мешкова, я тоже вдохновлялась его картинами, воспринимала как таймырского Рериха.
Кто-то говорит, что работы Турдагина надо оценивать прежде всего с этнографической точки зрения, другие называют их энциклопедией человеческих чувств и природы, а третьи просто восхищаются “Оленьей тропой” или “Рыжей осенью”.
– Избранный человек, он так чувствовал природу, словами передать нельзя, – говорит о Турдагине фотохудожник Марина Пешкова. И признается, что, будучи студенткой, пыталась ему подражать.
На открытие выставки “Я – человек тундры” собралось так много зрителей, что, пока публика любовалась картинами и обменивалась впечатлениями, смотрителям музея пришлось несколько раз вносить в зал стулья, чтобы всех рассадить.  Оформление зала третьего этажа и группа людей в национальных нганасанских костюмах наводили на мысль, что нас ждет театрализованное действо. Так и вышло. Концертная бригада знаменитого ансамбля “Хэйро” и сотрудники Городского центра народного творчества (ГЦНТ) Дудинки привезли в Норильск специально подготовленную к этому дню программу о северном народе няа и его талантливом представителе Мотюмяку Турдагине.
Имя Мотюмяку директор ГЦНТ Марина Жаркова перевела как “подарок судьбы”. Музейщики же в аннотации к выставке использовали другое значение – “счастливый”. Некоторые зрители усмотрели в этом противоречие.
Марина Геннадьевна заверила, что никакого противоречия: счастливый, щедрый, подарок судьбы – вариации одного имени. С ней не согласилась Галина Порбина, терапевт норильской поликлиники №2 (единственный врач среди нганасан) и родственница художника. Она сказала, что в роду Турдагиных при наречении ее старшего зятя в имя мальчика вложили другой смысл, далекий от понятия “счастливый”, но разве это теперь важно?
– Меня вот назвали Сямбимяку – “прошедшая огонь и воду”, – продолжила Галина Тандюлеевна. – Я родилась в тундре, по дороге на факторию. Когда маму туда привезли, нас встретила фельдшер Галина, в ее честь мне и дали русское имя.
В этот вечер в норильском музее мы узнали не только об именах нганасан, послушали песни на их языке, но и имели возможность приобщиться к обрядовой культуре таймырского народа, поиграть на его музыкальных инструментах. И просто поиграть, что особенно понравилось детям. К тому же за участие вручали подарки. А в конце вечера всех угощали блюдами национальной кухни. И снова говорили о картинах Турдагина.
– Вся его жизнь перед нами, – заметила Оксана Добжанская, доктор искусствоведения, много лет посвятившая изучению культуры народов Таймыра. – Очень хорошая жизнь.
– А вы заметили, что почти на каждом графическом листе Турдагина есть родовой знак, семейная койка (идол), – поддержала разговор Светлана Слесарева. – И она нас бережет.
Свой ритм
0

Читайте также в этом номере:

Особое внимание (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Есть предложения (Виктор ЦАРЕВ)
Выборы изнутри (Марина БУШУЕВА)
О другом и не мечтал (Марина БУШУЕВА)
Распахнутые ворота (Валентина ВАЧАЕВА)
Поздравил президент (Татьяна РЫЧКОВА)
Что посеешь, пусть взойдет (Лариса ФЕДИШИНА)
Веселая неделя (Екатерина БАРКОВА)
Объединяться выгодно (Екатерина БАРКОВА)
Все дело в деталях (Екатерина БАРКОВА)
Бег по кругу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Знакомство с Севером (Дарья РУСИНА)
Победить соперника в себе (Лариса МИХАЙЛОВА)
Экологическая тропинка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ода корюшке (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск