Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
10:05 Норильский фильмофонд пополнит собрание «Енисей-кино»
09:05 Российские ученые создали специальный мультиминеральный комплекс для северян
08:05 Прокуратура выявила нарушения в Норильском перинатальном центре
14:05 На праздновании Дня металлурга выступили финалисты фестиваля «Корпорация звезд – 2019»
13:30 Ученые утверждают, что глобальное потепление на Таймыре происходит очень быстро
Все новости
Все дело в деталях
АЗБУКА ПРОФЕССИЙ
18 сентября 2014 года, 15:10
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Екатерина БАРКОВА
В Норильске есть мастера, которые могут изготовить запчасти на любые российские или иностранные машины, используемые на производстве. Порой железные внутренности, изготовленные ими вручную, лучше заводских образцов. “Это наша работа”, – говорят сотрудники участка изготовления запасных частей авторемонтного цеха №1 ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт”.
Участок состоит из плавильного, кузнечного, термического, шлифовального, фрезерного, гальванического, слесарного и двух токарных отделений. Все эти помещения содержатся в идеально чистом состоянии, что для производства удивительно. Строгий порядок поддерживается всегда и во всем. Без этого слаженной и стабильной работы не бывает, говорит начальник участка Ильшат Идиятшин. Он провел нас по всем отделениям и рассказал, чем занимаются его сотрудники и как порой приходится ломать голову, чтобы усовершенствовать детали.
Подумали, усовершенствовали
– В основном мы производим запасные части для карьерных самосвалов БелАЗ, автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, для дорожно-строительной техники, такой как фронтальные погрузчики Komatsu, Volvo, а также для тяжелых бульдозеров Caterpillar. Сейчас переходим на изготовление деталей для самосвалов Caterpillar 773 E. Это последние модели карьерных самосвалов, которые пришли на смену БелАЗам по программе Заполярного филиала, – объясняет Ильшат Идиятшин. – Нашими заказчиками являются почти все подразделения Заполярного филиала и дочерние предприятия. В месяц наш участок изготавливает более 1500 деталей.
Первый пункт остановки – склад готовой продукции. Чего здесь только нет! Некоторые запчасти легко помещаются в миниатюрной женской ладони, некоторые может поднять только крепкий мужчина. Мечта любого автомеханика: крепежные болты, гайки, шпильки, фланцы, втулки, пальцы, ходовые части. Детали предназначены для ремонта карьерных самосвалов, тракторов, бульдозеров, погрузчиков. Наш гид уточняет, что это небольшая часть продукции.
– Мы начали изготовление моторно-осевых подшипников для тепловозов ТЭМ-2 Предприятия технологического железнодорожного транспорта. По просьбе рудника “Октябрьский” мы сделали пробную партию колесных пар для шахтных вагонеток. Заказчик предоставляет рабочие чертежи. Наш техотдел их перерабатывает под требуемые параметры. Все согласуется с заказчиком. После его одобрения начинается работа, – говорит начальник участка. – Иногда приходилось применять весь рационализаторский опыт, чтобы справиться с задачей заказчика. К примеру, нужно было изготовить центральный палец самосвала Caterpillar 777Е. Специалисты нашего техотдела и техотдела заказчика несколько дней потратили, чтобы найти решение, как можно изготовить деталь с другими техническими параметрами, соответствующими российским ГОСТам. Через неделю мы подготовили  первую партию запчастей.
Позже деталь усовершенствовали. “Родной” палец для Caterpillar цилиндрической формы. Сотрудники участка видоизменили ее и сделали конусным с двух сторон. Благодаря такой конструкции втулка насаживается на палец, стягивается стяжным болтом, и по мере износа только болты подтягивают, а не меняют деталь. Соответственно, износ деталей уменьшается раза в два-три, машине реже требуется ремонт. Идея пришла не просто так. Подобные конструкции изначально были на БелАЗах, только пальцы по диаметру и высоте чуть меньше. По словам Ильшата Идиятшина, у заказчиков новая разработка пользуется спросом.
Оперативность и качество
К замещению отдельных импортных деталей продукцией собственного изготовления норильские мастера приступили более двух лет назад по потребности заказчиков. Сыграли свою роль оперативность и качество. Допустим, у Caterpillar сломался штуцер гидропривода. Если его заказывать по американским каталогам, с учетом доставки в Норильск ремонт техники затянется на несколько недель. Мастер участка изготовления запасных частей может сделать штуцер в течение часа. Машину могут выпустить на линию в этот же день. Время простоя техники уменьшается в разы. Плюс ко всему на деле оказалось, что запчасти, изготовленные норильскими ремонтниками, по качеству не уступают заводским.
Мастера делают запчасти для ходовой части всех видов большегрузной техники. Износ деталей связывают с климатическими и дорожными условиями. К примеру, для самосвалов Caterpillar чаще других запчастей изготовляют пальцы крепления кузова, цилиндра опрокидывающего механизма, подвески, реактивной штанги. Все делают с запасом на случай срочной потребности. Такие заявки поступают ежедневно.
Помимо изготовления деталей участок занимается восстановлением цилиндров гидроподвесок. Процесс происходит в гальваническом отделении. Раньше здесь реанимировали цилиндры рулевого управления и гидроподвески БелАЗов. Теперь восстанавливают гидроподвески Caterpillar путем хромирования. Для этого детали опускают в ванны с хромангидритом и серной кислотой с необходимым температурным режимом. Время выдержки зависит от размеров детали. Порой процесс длится несколько суток. После процедур их шлифуют и собирают гидроподвеску.
Качество работы зависит не только от золотых рук мастеров, но и от инструмента, с которым они работают. Постепенно обновляется технический парк участка. На смену устаревшим токарным станкам пришли новые. Недавно получили несколько новых агрегатов, обновление продолжится и в следующем году. Ильшат Идиятшин говорит, что благодаря автоматизации увеличится объем изготовления при меньших затратах.
Всеми сложными механизмами управляет молодой коллектив. Большинство опытных работников уехали на материк, только в прошлом году уволились четыре сотрудника пенсионного возраста. Тем не менее смену подготовить успели.
– Сейчас работают в основном молодые ребята. У всех имеется квалификация по специальности. Они обучаются, развиваются, работают не хуже предыдущего поколения, – объясняет Ильшат Идиятшин. – Ребята есть и приезжие, и из наших училищ. Они работают наравне. Наши сотрудники с материка, как и норильчане, высококвалифицированные кадры: специалисты пятого и шестого разрядов. Некоторые из этих ребят работали на военных заводах материка, на больших промышленных предприятиях. У них гораздо больше опыта, чем у норильчан. Тем не менее разногласий в коллективе нет. Бывает и так, что друг друга мы понимаем с полуслова.
Профессионал изготовит деталь любой сложности
0

Читайте также в этом номере:

Особое внимание (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Есть предложения (Виктор ЦАРЕВ)
Выборы изнутри (Марина БУШУЕВА)
О другом и не мечтал (Марина БУШУЕВА)
Распахнутые ворота (Валентина ВАЧАЕВА)
Поздравил президент (Татьяна РЫЧКОВА)
Что посеешь, пусть взойдет (Лариса ФЕДИШИНА)
Веселая неделя (Екатерина БАРКОВА)
Объединяться выгодно (Екатерина БАРКОВА)
Очень хорошая жизнь (Лариса ФЕДИШИНА)
Бег по кругу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Знакомство с Севером (Дарья РУСИНА)
Победить соперника в себе (Лариса МИХАЙЛОВА)
Экологическая тропинка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ода корюшке (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск