Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Говорит, что сварщиком родился
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
15 сентября 2016 года, 14:18
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Мария ГРИГОРЬЕВА
За 45-летнюю карьеру электрогазосварщик механического завода Норильского обеспечивающего комплекса Александр ВЕСЕЛОВ стал настоящим профессионалом своего дела и мудрым наставником. На его глазах и при его участии строились, ремонтировались и модернизировались норильские заводы, фабрики и даже местный аэропорт. И спустя десятилетия он нисколько не растерял любви к своему делу, по-прежнему охотно посвящает ему свое время, силы и даже… стихи.
Александр Алексеевич окончил профессиональное училище в городе Иваново. Там же получил и первую работу по специальности на заводе автомобильных кранов. О Норильске услышал, когда вернулся из армии. И решил слетать посмотреть, что это за город. “Собрался да поехал”, – говорит Веселов. Вот так просто и без колебаний одним решением он изменил свою жизнь.
Однако карьера его устроилась не сразу. Молодого сварщика второго разряда не спешили принимать на работу на комбинат, говорили, что маловато опыта.
– После очередной неудачной попытки пришел  в отдел кадров, где как раз находилась сотрудница с механического завода. Фамилию ее до сих пор помню: Макарова. Расспросила, кто я и откуда, да и отвела на механический завод, где меня определили в котельно-прокатный цех слесарем-сборщиком, – вспоминает Александр. – В первый день после разнарядки все постепенно разошлись по своим делам, а я не знаю, куда идти. Сварщики последними были. Юра Сорокин, старший мастер, поинтересовался, кто я такой. Выслушал меня и говорит: “Пойдешь к нам сварщиком”. Так я проработал неделю, затем вторую…  Увидел начальник участка: “А вы чего варите? Вы же должны быть у Лебединского”. Тут ребята за меня заступились. Сказали: “Будет сварщиком”, тем более уже и наставник был за мной закреплен, Николай Стукалов, я за ним по пятам буквально ходил, как ниточка за иголочкой, перенимал опыт.
С тех пор Веселов с профессией своей уже не расставался. Менялся комбинат, начальники, а наш герой оставался при своем деле. В 80-х его вместе с другими сотрудниками из котельно-прокатного перевели в новый цех металлоконструкций, созданный специально для строительства Надеждинского металлургического завода.
– Очень много сил отдали “Надежде”. Да и буквально все переделы комбината реконструировали: никелевый, НОФ и аглофабрику… Есть наши объекты и на Диксоне. В Дудинском порту тяговые установки, с помощью которых краны поднимают на время ледохода, тоже мы делали. Причалы, все мосты во время реконструкции железной дороги… – перечисляет Александр Алексеевич. – При въезде в город со стороны аэропорта стоит стела – наша работа. В самом аэропорту все перекрытия, все балки, колонны мы делали. На том же медном заводе переходы – наших рук дело. За эти годы сотни километров сварки сделали.
Слишком сложно не бывает
Сегодня Александр Веселов – электрогазосварщик шестого разряда. Коллеги говорят, что если бы существовал разряд еще выше, то у него был бы самый высокий. Также у Александра немало наград и почетных званий: “Заслуженный работник ГМК “Норильский никель”, “Заслуженный машиностроитель России”, медаль “За трудовое отличие”, орден “Знак Почета” получил как раз за строительство “Надежды”. Имеет допуски к любым видам сварочных работ и сертификат НАКС (Национальный аттестационный комитет по сварочному производству).
И допуски эти не просто для галочки. Александру, как бригадиру специализированной бригады электрогазосварщиков сборочно-сварочного участка сборочно-сварочного производства (ССП) механического завода, они необходимы буквально каждый день.  
– Наша бригада занимается только сварочными работами. Все работы сложные, ювелирные. Да и нет для нас такого понятия – сложность. С нами работает “Норильскпроект”, разрабатывает документацию под заказы, наш заводской технический отдел разрабатывает схемы под наши технические условия, а мы уже выполняем работу, – говорит Веселов. – Мы вносим свою лепту. Техотдел совещается с нами, как оперативно сделать, учитываются тепловые процессы. Наша работа на серьезном контроле у руководства. Да и мы привыкли к тому, что, если отдаем металлоконструкцию, она должна быть выполнена на совесть, чтобы к нам потом вопросов не было.
Бригадир рассказывает, что, когда строили “Надежду”, объем строительных металлоконструкций был большим. Реконструкцией первой технологической линии тоже его бригада занималась.  Корпус аптейка, вентиляционные колонны, галерея… всего и не перечислишь.
В последнее время основные рабочие задачи выполняются на Талнахской обогатительной фабрике. Там тоже очень много строительных работ. На ТОФ делают все переходы, все подкрановые балки, ковши, набивные решетки, решетки грохота ремонтируют…  Теперь многое стали на материке покупать, уже готовое, но самые сложные работы выполняют по-прежнему сварщики с механического.  
Оперативности требует не только фабрика, но и любой передел. Ремонтируют сварщики и скипы, и шахтное оборудование. Так что чем быстрее управятся, тем быстрее руда пойдет на-гора. Ремонтируют даже вагонный парк.
– К нам приходят борта на сварку. Платформы делает цех ремонта подвижного состава, а мы их уже комплектуем. Раньше по 12 в месяц делали, а сейчас в основном на ТОФ работаем, – говорит Веселов.
Чтобы работа шла еще быстрее, подают сварщики рацпредложения. За 45 лет у нашего героя их накопилось больше 250. Как раз за них в свое время он получил звание “Заслуженный машиностроитель России”.
– В какую сторону ни глянь, все сделано нашей бригадой. Вот, например, здесь Володя Зайка варит балку, – показывает бригадир на молодого сотрудника. – Стоят подставки, на них ствол балки выставлен сразу под сварку-автомат. Раньше здесь были рельсы во весь стеллаж. Поставили ригель, заварили, и если больше ригелей пока нет, то столько рабочего места пустует. Стационарные подставки заменили на передвижные, теперь его поднимаем и ставим в сторону. И площадь снова работает. Или вот вышечка стоит. Она съемная, если нужно, можно легко убрать. Она нам очень помогает. Когда, например, идет печь с цементного завода, она больше пяти метров диаметром. Швы варим наверху. Раньше возились бы неделю. А теперь это буквально часовая работа. Вытяжные трубы варим там же. Человек в подвеске стоит, не надо на цепи висеть.
С металлом надо дружить
Владимир Зайка – один из молодых сварщиков, буквально воспитанных Веселовым на производстве. Сначала устраивался на работу в литейный цех, но там не прижился, видимо, не его это дело было, говорит наставник. А потом попал в бригаду электрогазосварщиков.
– Я ему говорю: вот тебе полуавтомат пока. Его таскать постоянно надо, он 45 килограммов весит. Справишься – значит, приживешься. Парень увидел рабочее место, втянулся, стал работать, – вспоминает Веселов. – Вопреки мнению многих, главное в работе не деньги. Душа должна лежать. Вот как тундровики. Берешь новичка в компанию, и в первый же день видно, что человек больше не придет, не его это, а другой сразу себя чувствует как рыба в воде. И сварщиком, и машиностроителем, и механиком надо родиться, любить свое дело и полностью ему отдаваться. Хотя, наверное, о каждой профессии можно так сказать.  
При обучении новичков у Александра Алексеевича одно главное правило, как у танкистов: делай как я. То есть вышел работать, смотри на наставника и учись.
– Мастерство передаем. А потом уже сварщик сам смотрит, учится понимать металл. Но есть и базовые принципы. Например, основа сварки – подварной шов. Если его не сделал, дальше можно не варить – все равно развалится. Почему случаются техногенные аварии? Зачастую именно из-за этого, – объясняет бригадир. – Парни молодые приходят, заставляем их и самостоятельно что-то читать. Когда идут работы усложненные, приходится четко их контролировать. Но говорю ребятам: запоминай, когда-то будешь работать один.
А сам Александр Веселов за годы работы в профессии своей ничуть не разочаровался, да и отдыхать на давно заслуженной пенсии не спешит. Говорит, что, пока здоровье позволяет, будет работать.
А силы черпает во время отдыха на природе. На охоте да на рыбалке. Но признается, что главное в этом деле для него не добыча, а сам процесс:
– Приходишь, дрова пилишь, воду носишь, печку топишь. Это и есть отдых…
“Край песцов серебристых, край ледовых полей, край озер слезно-чистых, край надежных друзей…” Ставшим родными за столько лет местам наш герой посвящает стихи. Скромно называет свое творчество “стихоплетством”. Уже на целый сборник “наплелось”. Была возможность издать, да все некогда.
Как и 45 лет назад, большую часть времени Веселов посвящает работе… И видно сразу, что человек болеет за свое дело, вкладывает душу в каждый сантиметр сварки, в каждого своего ученика.
“Котельный цех стозвонным отголоском, раскатом громовым живет во мне… И без тебя, поверь, не так-то просто мне привыкать к звенящей тишине…”
0

Читайте также в этом номере:

День голосования (Лариса ФЕДИШИНА)
Игра по правилам (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мало не покажется (Лариса ФЕДИШИНА)
Без особых замечаний (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Человек, который знает как (Екатерина БАРКОВА)
Летом, и не только (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чем город живет (Лариса ФЕДИШИНА)
Кто остался на трубе (Елена ПОПОВА)
Те еще кадры! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
До седьмого пота (Владислав ШУКШИН)
Убрали Кайеркан (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск