Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Триединство, или Зеркала Козырева
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
15 сентября 2016 года, 14:38
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Норильской драме идет подготовка к открытию сезона. Ремонтируется фасад здания и даже его подполье, но подход к кассе свободен… Труппа после двухмесячного перерыва вновь погружена в работу.
Идут репетиции чеховского “Дяди Вани” в постановке Петра Шерешевского, но уже без режиссера, выпустившего спектакль в июне. Анна Бабанова, главный режиссер Норильского Заполярного, работает над пьесой-фантасмагорией Владимира Зуева “Жди меня, и я вернусь” и занимается вводом новых артистов в репертуарные спектакли. Сегодня все актерские места в труппе заняты, и главный режиссер довольна ее составом:
– Ни в чем не подведут. Ни в повседневной работе, ни на фестивале не сфальшивят, не переволнуются… Не труппа, а золото.
– Анна Владиславовна, в этом году Норильский Заполярный впервые принял участие в фестивале театров малых городов России. Как оценила фестивальная публика вашего самого северного “Гамлета”?
– Олег Корныльев стал обладателем приза за роль Гамлета в номинации “Надежда”!
Фестиваль в этом году проводился в Вольске. В нем приняли участие театры 13 российских городов. Организатором конкурса, как всегда, выступил Государственный театр наций под руководством Евгения Миронова.
Главный и единственный приз за спектакль большой формы достался нашим коллегам из Минусинска за “Колыбельную для Софьи”. (Они уже и на “Золотой маске”, и на “Ново-Сибирском транзите” с ним побывали). Мне особенно понравились “Корабль дураков” Дениса Бокурадзе, лучший спектакль малой формы театра из Новокуйбышевска, и “Процесс” по Кафке в постановке Дамира Салимзянова (город Глазов). Вообще на фестивале был выложен весь театральный пасьянс России. Нам с нашим спектаклем было непросто втиснуться в сцену меньшего размера, а все остальное было просто замечательно. Полный, и даже переполненный зал: люди сидели и в проходах. Море цветов. Почему-то больше всего цветов было на нашем спектакле и “Колыбельной”.
– Известно, что этим летом вы стажировались в Школе театрального лидера, организованной столичным центром им. Вс. Мейерхольда. Чему вас учили на этих уроках?
– Стратегическому и социокультурному планированию, вовлечению в театр новых зрителей. Помимо этого было много интересных контактов. Так, мы договорились о возможности гастролей в Норильске Московского академического театра имени Маяковского. Вахтанговцы не решились, а директор Маяковки согласился. Среди лекторов был Алексей Владимирович Бородин, главный режиссер Российского академического молодежного театра, который начинал свою театральную карьеру в Кировском ТЮЗе. Большое впечатление произвели лекция Ирины Дмитриевны Прохоровой, выступление Константина Хабенского и многое другое. Признаюсь, что стажировка меня очень взбодрила. Чтобы получить свидетельство об окончании курса, я должна была написать план развития своего театра на ближайшие годы. Что и сделала.
– Пока не будем говорить о годах, если можно. Что ждет зрителей в театре в ближайшие месяцы после открытия сезона?
– В ноябре, 18-го, на большой сцене мы покажем спектакль “Жди меня, и я вернусь”. Пьесу о времени, когда в Норильске одновременно рождались профессиональный и лагерный театры, написал драматург Владимир Зуев. Это фантасмагория в одном действии, герои которой оказываются не только в прошлом, но и в будущем. Впрочем, не только герои, но и постановочная команда спектакля. Такая форма продиктована знаменитой теорией астронома Николая Козырева о том, что через поток времени можно войти в контакт с прошлым и будущим. Все герои “Жди меня” имеют своих прототипов, но повторюсь: это фантасмагория, а не документальная пьеса, хотя автор отталкивался от конкретных биографий, постановлений, решений и тому подобного.
– “Небесный интеллигент”, как называл Козырева Вознесенский, прошел Норильлаг, но никогда не имел отношения к театру, даже к лагерной художественной самодеятельности, из которой в Норильске вырос крепостной театр – театр культурно-воспитательного отдела исправительно-трудового лагеря.
– Мы не рассказываем историю Норильского Заполярного театра имени Маяковского или театра КВО Норильлага. Наша история о времени, когда театр помогал выжить и его создателям, и его зрителям. Иногда потенциальным. Заключенный Норильлага Лев Гумилев тоже никогда не был на спектаклях Норильского театра, но созданная им в лагерях теория пассионарности и этногенеза – из того же ряда, что теория физических свойств времени Козырева, поэтому в нашем спектакле есть не только Астроном, но и Поэт. А еще Дирижер, в истории Норильска – автор пионерского гимна Кайдан-Дешкин. Его Муза. Пианист. Скрипач. Все они участвуют в некоем мистическом концерте, который ведут Шура и Граф, так сказать, собирательные образы. Именно они пересказывают открытия Козырева и Гумилева зрительному залу в доступной форме. Известно, что и сам Лев Николаевич в лагере написал не один шедевр по фене. Вспомним хотя бы его версию “отпадения Нидерландов от Испании”.
Вся история положена на музыку Гуно к “Фаусту”. В свое время именно она продиктовала ритмику “Взвейтесь кострами” ее автору.
– Спектакль адресован зрителям, интересующимся отечественной историей?
– Прежде всего. Но надеемся вызвать интерес и у тех, кого эта тема не волновала. Хотя трудно предположить, что это возможно в таком месте, как Норильск.
– Представьте, пожалуйста, свою команду.
– За сценографию отвечают главный художник театра Фемистокл Атмадзас и художник по костюмам Ольга Атмадзас. Основная декорация – это заснеженный портал-штольня, в котором отражаются настоящее, прошлое и будущее. Настоящее – это концерт. Прошлое – это то, что было с его участниками до лагеря. Будущее – это те, кто создают спектакль. Триединство времени по Козыреву.
Над постановкой как режиссер по пластике будет работать Николай Реутов. Художник по свету – Тарас Михалевский. За музыкальное оформление, как всегда, отвечает Андрей Федоськин. Будущее на видео будет фиксировать Павел Зайканов. Это новое имя в нашей афише.
В постановке заняты практически все ведущие артисты театра и молодежь. В одной из центральных ролей (Муза) дебютирует Дарья Дороготовцева. Весь вечер на сцене будут заслуженный артист России Сергей Ребрий и артист Александр Носырев (Граф и Шура). Роль поэта репетируют Павел Авдеев и Денис Ганин. Астроном – Роман Лесик. Дирижер – Николай Каверин. Скрипач (в реальном оркестре прототип Виталий Бабичев играл на трубе) – Сергей Назимов. Также получили роли: Александр Глушков, Сергей Даданов, заслуженный артист России Сергей Игольников, Олег Корныльев, Евгений Нестеров, заслуженная артистка России Лариса Потехина, Иван Розинкин, Денис Чайников и другие. Пока пробуем, ищем и снова пробуем… Надеюсь, что все получится. Спектакль мы хотели бы дополнить театрализованной экскурсией по городу и театру.
– А зачем по городу?
– По местам, где витает дух прототипов наших героев и тех, кто вдохновил нас на создание спектакля. По местам, где были первые два театра в Норильске, – на улицах Горной и Севастопольской… Конечно, на Голгофу. Причем экскурсия будет звуковая, то есть слушать экскурсанты будут аудиогида, озвучивающего сцены из спектаклей того времени, воспоминания первых…
По возвращении в театр все получат по кружке кипятка и пайке хлеба. Как когда-то в лагере.
В фойе театра мы хотим сделать театральную видео-инсталляцию и выставку, посвященную спектаклю. Кстати, в Московском музее истории ГУЛАГа заинтересовались нашим проектом и пообещали помощь и содействие. Там же мне рассказали историю про первооткрывателя Норильска Николая Николаевича Урванцева, которую мы включили в наш спектакль.
– Все для того, чтобы привлечь внимание норильчан к теме и театру?
– К театру и спектаклю. Он, в частности, и о том, что творчество, театр не должны и не могут быть политизированы. Ни в настоящем, ни в будущем.
Текст пьесы Анна Бабанова вручила артистам на месте бывшего лагерного отделения
0

Читайте также в этом номере:

День голосования (Лариса ФЕДИШИНА)
Игра по правилам (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мало не покажется (Лариса ФЕДИШИНА)
Без особых замечаний (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Человек, который знает как (Екатерина БАРКОВА)
Летом, и не только (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чем город живет (Лариса ФЕДИШИНА)
Кто остался на трубе (Елена ПОПОВА)
Те еще кадры! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
До седьмого пота (Владислав ШУКШИН)
Убрали Кайеркан (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск