Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Музей города для Норильска
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
27 апреля 2017 года, 14:16
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Марина БУШУЕВА
Концепцию развития музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” презентовали в администрации города.
В прошлом году городской администрацией было принято решение об объединении Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района и Норильской художественной галереи в единый музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска” (МВК). Для музейного объединения была создана концепция развития. Документ на расширенном совещании при руководителе администрации города Евгении Позднякове представили члены экспертного совета по разработке концепции – директор МВК Наталья Федянина, а также специально прибывшие на презентацию Юлия Демиденко, историк, музеевед, член Международной ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург), и Виталий Дымарский, главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” в Петербурге, главный редактор исторического журнала “Дилетант” (Москва). Эксперты обозначили основные направления, в которых будет развиваться заполярный музейно-выставочный комплекс.
– Предпосылкой для объединения двух учреждений культуры стала стагнация в области музейного дела в Норильске в последние годы, которая отмечена и авторами концепции в части анализа современного состояния музея, – говорит Наталья Федянина. – И хотя формально документ утвержден сегодня, в обозначенных направлениях мы уже некоторое время двигаемся. Сделать необходимо и хочется очень многое, но ресурсы не бесконечны. Сегодня благодаря проведенной с экспертами работе мы четко понимаем, на что делаем упор в первую очередь, что идет за этим и что мы оставляем на будущее. В этом один из смыслов концепций – определение приоритетов.
Презентация концепции муниципального музея прошла в новом для города публичном формате. В расширенном заседании приняли участие депутаты городского совета, представители учреждений культуры, общественных организаций, компании “Норникель”.
– Я участвую в этой работе с 2016 года, когда в музее прошла стратегическая сессия, – рассказывает Светлана Рубашкина, начальник управления благотворительных программ ЗФ “НН”. – За это время здесь появлялись какие-то инновационные направления, произошло расширение формата взаимодействия с жителями, общественными организациями. Стали привлекаться какие-то сторонние ресурсы. И сейчас мы присутствуем при рождении не мечты, а уже действующей программы.
На формирование принципов работы МВК Норильска в первую очередь оказали влияние музеи городов. Для России это достаточно новая форма работы – как количественно, так и качественно. Она предъявляет новые требования к стратегическому документу развития. Поэтому представленная концепция – модельная, декларирующая приоритеты Музея Норильска как музея города, существенно разворачивающая его в направлении работы с местным сообществом.
– Направленность музея активно обсуждалась. И нужно отметить, что никто не видит его как просто краеведческий или исторический. Только междисциплинарный, комплексный, какими и являются музеи городов – предъявляющие наследие своих территорий во всем многообразии, взаимосвязи и ориентации на развитие, – говорит Наталья Федянина. – Новый МВК  представил и новую миссию – не только сохранять и предъявлять культурное наследие, а активно участвовать в развитии Норильска, через формирование общего исторического сознания объединять поколения норильчан, прошлых, настоящих и будущих. Это соотнесение с одной из самых значимых социокультурных особенностей Норильска – соскальзывающей, исчезающей памятью, мы теряем целые страницы нашей истории с каждым уходящим и уезжающим человеком. Поэтому наша ключевая функция – быть институтом социальной памяти – вдвойне значима, чем где бы то ни было.
Музей Норильска уже двигается во многих направлениях заявленной концепции. В том числе благодаря грантам, целевой поддержке “Норникеля” и администрации города. Одним из масштабных проектов стало открытие арт-резиденции в Норильске. Ведь в целях концепции не только привозить сюда выставки, но и работать с местной художественной средой, жителями. Важно интегрировать художников в город, чтобы сама территория стала для них предметом вдохновения, чтобы норильский контекст нашел свое отражение в творчестве, в новых произведениях искусства. И сегодня арт-резиденция уже стала местом, где собираются норильские художники, обмениваются опытом, где проводятся интереснейшие проекты в области паблик-арта, социальных коммуникаций, творческого образования.
В ближайшей перспективе планируется визуальное изменение и основного здания музея: реконструкция входной группы на Ленинском, 14. На первом этаже должны появиться информационно-кассовая зона, кафетерий и сувенирный магазин. В будущем там, возможно, разместится информационно-туристический визит-центр. Средства на реконструкцию выделены и администрацией города, и компанией “Норникель”.
– Туристы, посетившие информационный центр, уедут уже с совершенно другим образом города, – отметила Светлана Рубашкина. – Но этот центр важен в первую очередь не для гостей, а для самих норильчан. Ведь когда мы начинаем лучше узнавать свой город, мы и относимся к нему по-другому.
Все обсуждения, дискуссии, которые в Музее Норильска велись с начала 2016 года, нашли отражение в представленном документе. Для того чтобы концепция появилась, по заказу администрации города трудились очень много людей: приглашенные эксперты, местные музейщики, представители общественности.
– В этой концепции мне нравится то, что она ориентирована на будущее, – говорит Виталий Дымарский. – И на будущее не только самого музея, но и города через самоидентификацию граждан. Музей должен помочь норильчанам стать норильчанами, а не временщиками, вне зависимости от того, сколько они здесь проживут.
Юлия Демиденко считает, что МВК должен стать не просто музеем города с его архитектурой, историей, комбинатом, а музеем горожан.
– Это в первую очередь означает, что норильчане должны стать создателями, сотрудниками и соучастниками всего, что в нем будет происходить. А музей должен быть площадкой для проб и экспериментов, местом, где хочется оказаться и чем-то поделиться, – отмечает Юлия. – И это касается всех направлений его деятельности. Любой горожанин должен иметь возможность прийти сюда и попробовать себя в качестве художника современного искусства или стать организатором выставки, допустим, в собственном подъезде. А специалисты должны ему в этом помочь.
Обсудив концепцию развития МВК, участники расширенного совещания дали документу высокую оценку. Среди прозвучавших дополнительных предложений на будущее – организовать на базе одного из цехов остановленного никелевого завода экспозицию использовавшейся в прежние годы техники и оборудования, вовлекать в музейные пространства промышленную зону города, создать в Норильске этнопарк с обитающими на Таймыре животными, чумами и предметами быта коренного населения полуострова. Этнограф Лариса Стрючкова предложила вести историю территории с 1742 года, когда в письменных источниках впервые встречается упоминание стана Норильского.
В свою очередь Виталий Дымарский сделал дополнение о том, что музейное влияние необходимо расширять на всю территорию Заполярья.
Я надеюсь, что в будущем Музей Норильска будет начинаться даже не с входной группы, а с аэропорта. Чтобы каждый, кто приехал в город, знал, куда он прибыл, что на этой территории есть интересного, что он может посетить. Хотя уже сегодня я могу сказать, что за полтора года с моего первого посещения Норильска музей эволюционировал. Он перестал быть музеем комбината и становится самым настоящим украшением города.
 
СПРАВКА
Также в экспертную группу по разработке концепции вошли: Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи; Татьяна Зыкова, заместитель директора по маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея; Юлия Кантор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и, конечно, норильские участники, специалисты музея, компании “Норникель”, представители общественности.
Кроме того, в итоговом документе учтены рекомендации экспертов, которые проводили в мае 2016 года стратегическую сессию по развитию музея. Это Владимир Вайнер, эксперт в области социальных коммуникаций; Михаил Гнедовский, член правления Европейского музейного форума; Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM; Иван Гринько, руководитель центра изучения и проектирования музеев. Все они внесли свой вклад в создание концепции на тех или иных этапах ее формирования. Теперь у Музея Норильска появился основополагающий документ для дальнейшего развития, созданный с привлечением серьезного профессионального ресурса.
0

Читайте также в этом номере:

Жить и работать без риска (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Найти и обезвредить (Виктор ЦАРЕВ)
Участвуют все (Виктор ЦАРЕВ)
На четыре стороны (Виктор ЦАРЕВ)
Центр СФУ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Синергетический эффект (Татьяна РЫЧКОВА)
Подвиги отменяются? (Татьяна РЫЧКОВА)
Травма не бывает малой (Вера КАЛАБЕКОВА)
С чего всё начиналось (Марина БУШУЕВА)
Впервые на Таймыре (Виктор ЦАРЕВ)
Инженерное решение (Елена ПОПОВА)
Все на экскурсию! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новые кандидаты (Виктор ЦАРЕВ)
На страже порядка (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск