Музей города для Норильска
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
27 апреля 2017 года, 14:16 Фото: Владислав ШУКШИН Текст: Марина БУШУЕВА
|
Концепцию развития музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” презентовали в администрации города.
В прошлом году городской администрацией было принято решение об объединении Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района и Норильской художественной галереи в единый музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска” (МВК). Для музейного объединения была создана концепция развития. Документ на расширенном совещании при руководителе администрации города Евгении Позднякове представили члены экспертного совета по разработке концепции – директор МВК Наталья Федянина, а также специально прибывшие на презентацию Юлия Демиденко, историк, музеевед, член Международной ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург), и Виталий Дымарский, главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” в Петербурге, главный редактор исторического журнала “Дилетант” (Москва). Эксперты обозначили основные направления, в которых будет развиваться заполярный музейно-выставочный комплекс. – Предпосылкой для объединения двух учреждений культуры стала стагнация в области музейного дела в Норильске в последние годы, которая отмечена и авторами концепции в части анализа современного состояния музея, – говорит Наталья Федянина. – И хотя формально документ утвержден сегодня, в обозначенных направлениях мы уже некоторое время двигаемся. Сделать необходимо и хочется очень многое, но ресурсы не бесконечны. Сегодня благодаря проведенной с экспертами работе мы четко понимаем, на что делаем упор в первую очередь, что идет за этим и что мы оставляем на будущее. В этом один из смыслов концепций – определение приоритетов. Презентация концепции муниципального музея прошла в новом для города публичном формате. В расширенном заседании приняли участие депутаты городского совета, представители учреждений культуры, общественных организаций, компании “Норникель”. – Я участвую в этой работе с 2016 года, когда в музее прошла стратегическая сессия, – рассказывает Светлана Рубашкина, начальник управления благотворительных программ ЗФ “НН”. – За это время здесь появлялись какие-то инновационные направления, произошло расширение формата взаимодействия с жителями, общественными организациями. Стали привлекаться какие-то сторонние ресурсы. И сейчас мы присутствуем при рождении не мечты, а уже действующей программы. На формирование принципов работы МВК Норильска в первую очередь оказали влияние музеи городов. Для России это достаточно новая форма работы – как количественно, так и качественно. Она предъявляет новые требования к стратегическому документу развития. Поэтому представленная концепция – модельная, декларирующая приоритеты Музея Норильска как музея города, существенно разворачивающая его в направлении работы с местным сообществом. – Направленность музея активно обсуждалась. И нужно отметить, что никто не видит его как просто краеведческий или исторический. Только междисциплинарный, комплексный, какими и являются музеи городов – предъявляющие наследие своих территорий во всем многообразии, взаимосвязи и ориентации на развитие, – говорит Наталья Федянина. – Новый МВК представил и новую миссию – не только сохранять и предъявлять культурное наследие, а активно участвовать в развитии Норильска, через формирование общего исторического сознания объединять поколения норильчан, прошлых, настоящих и будущих. Это соотнесение с одной из самых значимых социокультурных особенностей Норильска – соскальзывающей, исчезающей памятью, мы теряем целые страницы нашей истории с каждым уходящим и уезжающим человеком. Поэтому наша ключевая функция – быть институтом социальной памяти – вдвойне значима, чем где бы то ни было. Музей Норильска уже двигается во многих направлениях заявленной концепции. В том числе благодаря грантам, целевой поддержке “Норникеля” и администрации города. Одним из масштабных проектов стало открытие арт-резиденции в Норильске. Ведь в целях концепции не только привозить сюда выставки, но и работать с местной художественной средой, жителями. Важно интегрировать художников в город, чтобы сама территория стала для них предметом вдохновения, чтобы норильский контекст нашел свое отражение в творчестве, в новых произведениях искусства. И сегодня арт-резиденция уже стала местом, где собираются норильские художники, обмениваются опытом, где проводятся интереснейшие проекты в области паблик-арта, социальных коммуникаций, творческого образования. В ближайшей перспективе планируется визуальное изменение и основного здания музея: реконструкция входной группы на Ленинском, 14. На первом этаже должны появиться информационно-кассовая зона, кафетерий и сувенирный магазин. В будущем там, возможно, разместится информационно-туристический визит-центр. Средства на реконструкцию выделены и администрацией города, и компанией “Норникель”. – Туристы, посетившие информационный центр, уедут уже с совершенно другим образом города, – отметила Светлана Рубашкина. – Но этот центр важен в первую очередь не для гостей, а для самих норильчан. Ведь когда мы начинаем лучше узнавать свой город, мы и относимся к нему по-другому. Все обсуждения, дискуссии, которые в Музее Норильска велись с начала 2016 года, нашли отражение в представленном документе. Для того чтобы концепция появилась, по заказу администрации города трудились очень много людей: приглашенные эксперты, местные музейщики, представители общественности. – В этой концепции мне нравится то, что она ориентирована на будущее, – говорит Виталий Дымарский. – И на будущее не только самого музея, но и города через самоидентификацию граждан. Музей должен помочь норильчанам стать норильчанами, а не временщиками, вне зависимости от того, сколько они здесь проживут. Юлия Демиденко считает, что МВК должен стать не просто музеем города с его архитектурой, историей, комбинатом, а музеем горожан. – Это в первую очередь означает, что норильчане должны стать создателями, сотрудниками и соучастниками всего, что в нем будет происходить. А музей должен быть площадкой для проб и экспериментов, местом, где хочется оказаться и чем-то поделиться, – отмечает Юлия. – И это касается всех направлений его деятельности. Любой горожанин должен иметь возможность прийти сюда и попробовать себя в качестве художника современного искусства или стать организатором выставки, допустим, в собственном подъезде. А специалисты должны ему в этом помочь. Обсудив концепцию развития МВК, участники расширенного совещания дали документу высокую оценку. Среди прозвучавших дополнительных предложений на будущее – организовать на базе одного из цехов остановленного никелевого завода экспозицию использовавшейся в прежние годы техники и оборудования, вовлекать в музейные пространства промышленную зону города, создать в Норильске этнопарк с обитающими на Таймыре животными, чумами и предметами быта коренного населения полуострова. Этнограф Лариса Стрючкова предложила вести историю территории с 1742 года, когда в письменных источниках впервые встречается упоминание стана Норильского. В свою очередь Виталий Дымарский сделал дополнение о том, что музейное влияние необходимо расширять на всю территорию Заполярья. Я надеюсь, что в будущем Музей Норильска будет начинаться даже не с входной группы, а с аэропорта. Чтобы каждый, кто приехал в город, знал, куда он прибыл, что на этой территории есть интересного, что он может посетить. Хотя уже сегодня я могу сказать, что за полтора года с моего первого посещения Норильска музей эволюционировал. Он перестал быть музеем комбината и становится самым настоящим украшением города. СПРАВКА Также в экспертную группу по разработке концепции вошли: Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи; Татьяна Зыкова, заместитель директора по маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея; Юлия Кантор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и, конечно, норильские участники, специалисты музея, компании “Норникель”, представители общественности. Кроме того, в итоговом документе учтены рекомендации экспертов, которые проводили в мае 2016 года стратегическую сессию по развитию музея. Это Владимир Вайнер, эксперт в области социальных коммуникаций; Михаил Гнедовский, член правления Европейского музейного форума; Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM; Иван Гринько, руководитель центра изучения и проектирования музеев. Все они внесли свой вклад в создание концепции на тех или иных этапах ее формирования. Теперь у Музея Норильска появился основополагающий документ для дальнейшего развития, созданный с привлечением серьезного профессионального ресурса. |
0 | Твитнуть |