С чего всё начиналось
ПОДРОБНОСТИ
27 апреля 2017 года, 14:03 Текст: Марина БУШУЕВА
|
Участок по ремонту подвижного состава ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” отметил свой 75-летний юбилей. 18 мая 1937 года по узкоколейной железной дороге, соединившей поселок Норильск с портом Дудинка, прошел первый поезд. А через пять лет, 16 апреля 1942 года, в целях организации ремонта подвижного состава были открыты временные железнодорожные мастерские.
Располагались первые железнодорожные мастерские там же, где и современное здание участка, напротив механического завода. Трудились здесь в основном бывшие заключенные. – Сегодняшние старожилы общались с теми, кто был до них, кто начинал работать в военное и послевоенное время, – говорит Алексей Соболев, начальник участка по ремонту подвижного состава. – И те, кто стоял у истоков, рассказывали, что в военное время, когда участок начал работать, в мастерских, которые были неотапливаемыми бараками, жгли костры, чтобы согреться. Работа и сейчас не из простых, а тогда и подавно. Не хватало материала, инструментов, опыта. Но они справились и передали нам уже серьезное предприятие. Здание самого участка является одним из старейших производственных объектов Норильска. Уже в 1946 году на месте мастерских был возведен паровозоремонтный завод. Ведь в ту пору грузы комбината перевозили паровозы Гр-247. Локомотивы этой серии выпускали на заводах Германии для промышленных узкоколеек Советского Союза в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. Сейчас один из них установлен на насыпи у реки Амбарной. Идея поставить норильским железнодорожникам-первостроителям памятник в виде такого паровоза принадлежит одному из бывших руководителей НЖД. К слову, за Гр-247 пришлось поездить по стране. Работники норильского предприятия, находясь в отпуске, осматривали железнодорожные пути в поисках старого локомотива. Его обнаружили в Одессе, в отстойном тупике одного из депо, и доставили за Полярный круг. Все норильские паровозы этой модели были в свое время пущены на металлолом. А вот на постаменте у вокзала стоит более молодой локомотив, пришедший на смену Гр-247 – электровоз серии IV-КП-1. Он эксплуатировался на Норильской железной дороге с 1953-го по 1981 год. Тоже когда-то чуть было не пошел на металлолом после списания. Но его отремонтировали, и теперь он – городская достопримечательность. В начале 1960 года паровозоремонтный завод переименовали в локомотиво-вагоноремонтный цех, а 1980-м – в цех по ремонту подвижного состава. – Сейчас мы специализируемся на ремонте всего подвижного состава, эксплуатируемого Норильской железной дорогой, – рассказывает Алексей Соболев, – думпкаров, полувагонов, платформ, платформ-контейнеров, нефтебензиновых цистерн, хоппер-дозаторов, дрезин, снегоочистителей, платформ “Буран”. А также шлаковозов, эксплуатируемых металлургическими заводами Норильского промышленного района. Кроме того, на участке производится текущий ремонт оборудования железной дороги: локомотивных тележек, колесных пар вагонных и локомотивных, ревизия цилиндров выгрузки, реставрация тормозных башмаков. – Если раньше мы делали только капитальный ремонт подвижного состава, то в прошлом году начали также капитализируемый. Он продлевает жизнь подвижному составу до семи лет. Алексей Николаевич показывает снимки из архива предприятия. – Вот здесь мастер ремонтирует колесные пары подвижного состава. Это сьемка 40–50-х годов, сейчас работы так уже не ведут… А вот здесь фотограф снял воздвижение паровозоремонтного завода на месте мастерских. Начальник участка по ремонту подвижного состава перелистывает серию портретов людей, которые в 40–50-е годы трудились на предприятии. К сожалению, восстановить их историю сегодня очень непросто. – Мы обращались в городской архив, чтобы найти приказ о создании временных железнодорожных мастерских, – рассказывает Сергей Сташук, заместитель директора объединения по ремонту подвижного состава “Норильсктрансремонта”, – но или информация не сохранилась, или нужно больше времени, чтобы ее найти. Один человек хотел написать книгу об истории Норильской железной дороги, у него было много документов, касающихся и нас, ремонтников. Но он переехал на материк и говорит, что все документы сгорели. Руководство объединения не теряет надежды на восстановление исторических документов. Пока же используют то, что осталось в архивах самого предприятия. – Сегодня старожилами являются те, кто проработал на предприятии 20–25 лет. Но еще в прошлом году Норильск покинули работники, чей стаж был 40–45 лет, – рассказывает Алексей Соболев. – Если человек сработался на участке, то уже остается здесь до пенсии. Но труд наш, конечно, непростой – серьезный план, большой темп, необходимость быть специалистом в разных областях. Почти все имеют смежные профессии. Все, кроме крановщиц, являются стропальщиками, 30% работников могут трудиться на пресс-ножницах и 10% – на деревообрабатывающих станках. Цех является уникальным не только из-за своих работников. Например, только там используется технология по восстановлению толщины обода колесных пар вагонов методом наплавки профиля катания. Используют в цехе и уникальные шеечно-накатные и колесно-токарные станки, а также гидравлический пресс П-6738 с рабочим давлением 630 т/с, позволяющий производить замену бандажей локомотивных колесных пар. – Цех по ремонту подвижного состава – это единственное предприятие, производящее капремонт всего подвижного состава Норильска, – говорит Сергей Сташук. – С 1988 года у нас был организован капитальный ремонт маневровых тепловозов ТЭМ-2, которые до этого отправлялись на материк. К сожалению, в 2012 году в связи с необходимостью модернизации тепловозов с продлением срока эксплуатации капитальный ремонт ТЭМ-2 был прекращен. – Кроме того, мы изготавливаем многие запчасти для подвижного состава, – добавляет Алексей Соболев. – Этим у нас занимается бригада по механической обработке. Бригада по ремонту колесных пар, букс, тележек производит восстановление узлов и деталей. Составители поездов осуществляют постановку подвижного состава в цех и выдачу после ремонта. В общем, нет ни одного лишнего человека – все на своем месте. В 1993 году на базе участка по ремонту подвижного состава было организованно предприятие “Норильсктрансремонт” как самостоятельное структурное подразделение. В 1998 году оно было расформировано, и УРПС вошел в состав механического завода. Новая жизнь у участка началась 1 марта 2006 года, когда он был выведен из состава мехзавода и введен в состав ПО “Норильсктрансремонт”. С тех пор сотрудники участка в марте празднуют свой второй день рождения. ФАКТ Располагались первые железнодорожные мастерские там же, где и современное здание участка по ремонту подвижного состава “Норильсктрансремонта”, напротив механического завода. |
0 | Твитнуть |