Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
14:50 В Норильске провели экспертизу дорожной сети
14:20 Работников «Норникеля» защитят от гриппа
13:30 Члены совета директоров «Норникеля» посетили Надеждинский металлургический завод
12:45 Члены совета директоров «Норникеля» познакомились с работой Медного завода
12:30 Новый просветительский проект о ГУЛАГе запускают в Норильске
Все новости
С чего всё начиналось
ПОДРОБНОСТИ
27 апреля 2017 года, 14:03
Текст: Марина БУШУЕВА
Участок по ремонту подвижного состава ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт” отметил свой 75-летний юбилей. 18 мая 1937 года по узкоколейной железной дороге, соединившей поселок Норильск с портом Дудинка, прошел первый поезд. А через пять лет, 16 апреля 1942 года, в целях организации ремонта подвижного состава были открыты временные железнодорожные мастерские.
Располагались первые железнодорожные мастерские там же, где и современное здание участка, напротив механического завода. Трудились здесь в основном бывшие заключенные.
– Сегодняшние старожилы общались с теми, кто был до них, кто начинал работать в военное и послевоенное время, – говорит Алексей Соболев, начальник участка по ремонту подвижного состава. – И те, кто стоял у истоков, рассказывали, что в военное время, когда участок начал работать, в мастерских, которые были неотапливаемыми бараками, жгли костры, чтобы согреться. Работа и сейчас не из простых, а тогда и подавно. Не хватало материала, инструментов, опыта. Но они справились и передали нам уже серьезное предприятие.
Здание самого участка является одним из старейших производственных объектов Норильска. Уже в 1946 году на месте мастерских был возведен паровозоремонтный завод. Ведь в ту пору грузы комбината перевозили паровозы Гр-247. Локомотивы этой серии выпускали на заводах Германии для промышленных узкоколеек Советского Союза в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. Сейчас один из них установлен на насыпи у реки Амбарной.
Идея поставить норильским железнодорожникам-первостроителям памятник в виде такого паровоза принадлежит одному из бывших руководителей НЖД. К слову, за Гр-247 пришлось поездить по стране. Работники норильского предприятия, находясь в отпуске, осматривали железнодорожные пути в поисках старого локомотива. Его обнаружили в Одессе, в отстойном тупике одного из депо, и доставили за Полярный круг. Все норильские паровозы этой модели были в свое время пущены на металлолом.
А вот на постаменте у вокзала стоит более молодой локомотив, пришедший на смену Гр-247 – электровоз серии IV-КП-1. Он эксплуатировался на Норильской железной дороге с 1953-го по 1981 год. Тоже когда-то чуть было не пошел на металлолом после списания. Но его отремонтировали, и теперь он – городская достопримечательность.
В начале 1960 года паровозоремонтный завод переименовали в локомотиво-вагоноремонтный цех, а 1980-м – в цех по ремонту подвижного состава.
– Сейчас мы специализируемся на ремонте всего подвижного состава, эксплуатируемого Норильской железной дорогой, – рассказывает Алексей Соболев, – думпкаров, полувагонов, платформ, платформ-контейнеров, нефтебензиновых цистерн, хоппер-дозаторов, дрезин, снегоочистителей, платформ “Буран”. А также шлаковозов, эксплуатируемых металлургическими заводами Норильского промышленного района.
Кроме того, на участке производится текущий ремонт оборудования железной дороги: локомотивных тележек, колесных пар вагонных и локомотивных, ревизия цилиндров выгрузки, реставрация тормозных башмаков.
– Если раньше мы делали только капитальный ремонт подвижного состава, то в прошлом году начали также капитализируемый. Он продлевает жизнь подвижному составу до семи лет.
Алексей Николаевич показывает снимки из архива предприятия.
– Вот здесь мастер ремонтирует колесные пары подвижного состава. Это сьемка 40–50-х годов, сейчас работы так уже не ведут… А вот здесь фотограф снял воздвижение паровозоремонтного завода на месте мастерских.
Начальник участка по ремонту подвижного состава перелистывает серию портретов людей, которые в 40–50-е годы трудились на предприятии. К сожалению, восстановить их историю сегодня очень непросто.
– Мы обращались в городской архив, чтобы найти приказ о создании временных железнодорожных мастерских, – рассказывает Сергей Сташук, заместитель директора объединения по ремонту подвижного состава “Норильсктрансремонта”, – но или информация не сохранилась, или нужно больше времени, чтобы ее найти. Один человек хотел написать книгу об истории Норильской железной дороги, у него было много документов, касающихся и нас, ремонтников. Но он переехал на материк и говорит, что все документы сгорели.
Руководство объединения не теряет надежды на восстановление исторических документов. Пока же используют то, что осталось в архивах самого предприятия.
– Сегодня старожилами являются те, кто проработал на предприятии 20–25 лет. Но еще в прошлом году Норильск покинули работники, чей стаж был 40–45 лет, – рассказывает Алексей Соболев. – Если человек сработался на участке, то уже остается здесь до пенсии. Но труд наш, конечно, непростой – серьезный план, большой темп, необходимость быть специалистом в разных областях. Почти все имеют смежные профессии. Все, кроме крановщиц, являются стропальщиками, 30% работников могут трудиться на пресс-ножницах и 10% – на деревообрабатывающих станках.
Цех является уникальным не только из-за своих работников. Например, только там используется технология по восстановлению толщины обода колесных пар вагонов методом наплавки профиля катания. Используют в цехе и уникальные шеечно-накатные и колесно-токарные станки, а также гидравлический пресс П-6738 с рабочим давлением 630 т/с, позволяющий производить замену бандажей локомотивных колесных пар.
– Цех по ремонту подвижного состава – это единственное предприятие, производящее капремонт всего подвижного состава Норильска, – говорит Сергей Сташук. – С 1988 года у нас был организован капитальный ремонт маневровых тепловозов ТЭМ-2, которые до этого отправлялись на материк. К сожалению, в 2012 году в связи с необходимостью модернизации тепловозов с продлением срока эксплуатации капитальный ремонт ТЭМ-2 был прекращен.
– Кроме того, мы изготавливаем многие запчасти для подвижного состава, – добавляет Алексей Соболев. – Этим у нас занимается бригада по механической обработке. Бригада по ремонту колесных пар, букс, тележек производит восстановление узлов и деталей. Составители поездов осуществляют постановку подвижного состава в цех и выдачу после ремонта. В общем, нет ни одного лишнего человека – все на своем месте.
В 1993 году на базе участка по ремонту подвижного состава было организованно предприятие “Норильсктрансремонт” как самостоятельное структурное подразделение. В 1998 году оно было расформировано, и УРПС вошел в состав механического завода. Новая жизнь у участка началась 1 марта 2006 года, когда он был выведен из состава мехзавода и введен в состав ПО “Норильсктрансремонт”. С тех пор сотрудники участка в марте празднуют свой второй день рождения.
 
ФАКТ
Располагались первые железнодорожные мастерские там же, где и современное здание участка по ремонту подвижного состава “Норильсктрансремонта”, напротив механического завода.
0

Читайте также в этом номере:

Жить и работать без риска (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Найти и обезвредить (Виктор ЦАРЕВ)
Участвуют все (Виктор ЦАРЕВ)
На четыре стороны (Виктор ЦАРЕВ)
Центр СФУ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Синергетический эффект (Татьяна РЫЧКОВА)
Подвиги отменяются? (Татьяна РЫЧКОВА)
Травма не бывает малой (Вера КАЛАБЕКОВА)
Впервые на Таймыре (Виктор ЦАРЕВ)
Инженерное решение (Елена ПОПОВА)
Все на экскурсию! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новые кандидаты (Виктор ЦАРЕВ)
На страже порядка (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск