Импровизация для северного города
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
8 ноября 2013 года, 12:42 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Режиссер Анна БАБАНОВА называет Омскую драму своей первой любовью. Кем и чем для нее станет самый северный театр в мире, покажет время. Может, это будет любовь всей ее жизни, а может – на один сезон, как это случилось с ее предшественником... Поживем – увидим.
– Приглашение в Норильск приняла потому, что пришло время создавать свой театр. В Омской драме я была вторым режиссером. Там работает взрослое поколение актеров, уже определившихся, а для меня очень важен поиск. Я приехала сюда, чтобы продолжить свой разговор со зрителем о наших кодах, в которых заложены и война, и тюрьма, и сума, о вечных поисках счастья, которого нет…
Не уходить от реалий – Надо полагать, режиссер Анна Бабанова избегает кассовых спектаклей? – Есть у меня и кассовые постановки, и несколько спектаклей, в которых я нашла ответ на извечный чеховский вопрос: зачем живем, зачем страдаем? Сегодня многие считают, что надо уезжать из России, что ничего здесь не будет, все бесперспективно. Мне кажется, что именно театр в разговоре с человеком способен объяснить что-то про наши коды: историю страны, семьи, родовую память каждого человека... Именно театр способен противопоставить современному кино (с его большими вложениями и все возрастающими техническими возможностями) прикосновение к литературе, помогающей найти ответы на мучащие нас вопросы. – На кого из драматургов ориентируется режиссер Анна Бабанова? – Каждый режиссер ищет своего автора. Я много работаю с Ярославой Пулинович. Мы с ней делаем проекты. Я вспахиваю материал и делаю этюды на конкретных актеров, затем все записываем и посылаем Ярославе видео. На этом материале пишется инсценировка. Так мы написали “Леди Макбет Мценского уезда”. Так были созданы сценарий о беспризорных детдомовских детях “Звезда на небе голубом не знает обо мне” и пьеса “Очи черные” по “Яме” Куприна. Современные авторы несут на сцену современный язык. Иногда театр в своей молитве (для меня театр – религия, потому что душа человека все равно связана с Богом), беря Лескова, Достоевского, уходит от реалий сегодняшней жизни, а современный автор возвращает нас к реальности, окатывая холодной водой, чтобы мы вспомнили, какое тысячелетие на дворе. Могу сказать, что у нас с Ярославой Пулинович задуман проект и для нашего театра. – А кого режиссер Анна Бабанова считает своими учителями? – Прежде всего, моих педагогов Владимира Левертова и Леонида Хейфеца. Важно, что они были в начале пути и что привили: первый – любовь к Театру с большой буквы и желание его познавать, второй – умение видеть все без розовых очков и продолжать любить. После дипломной работы в Омской драме, а это была постановка пьесы Островского “Не в свои сани не садись” (мы назвали ее “Сердешные мечтания Авдотьи Максимовны”), спектакль поехал в Ниццу, а меня позвал к себе вторым режиссером Евгений Марчелли, сейчас он главный в Ярославском театре. На мой взгляд, это гениальный режиссер: его спектакли ошеломляют, обжигают, вдохновляют. Как-то я его спросила: все вроде делаю правильно, как учили, а какого-то открытия, ожога нет. Почему? В ответ услышала: “Это как игра на пианино: научилась играть по нотам – а теперь убери ноты. Импровизируй...” Назову еще как творческие ориентиры имена Эймунтаса Някрошюса, Джорджо Стрелера, Камы Гинкаса, Генриетты Яновской, Римаса Туминаса. Главное знакомство – В сегодняшней команде Норильского Заполярного театра есть знакомые имена? – Есть. Сергей Ребрий. И слышала, и теперь уже знаю, что это самый сильный артист в труппе. Сотрудничала до приезда в Норильск с главным художником Фемистоклом Атмадзасом, любимым учеником Эдуарда Кочергина, считаю, что это лучшая школа сценографии сегодня. Он прошел через работу во всех цехах БДТ, умеет делать все своими руками. Как-то, когда его старший товарищ Олег Головко был занят, попросила рекомендовать кого-нибудь из кочергинцев. Олег сказал, что есть один, любимчик Мастера. Так мы познакомились с Фемистоклом. – Что вы намерены поставить на норильской сцене вместе с главным художником? – Программа-минимум – новогодняя сказка. Она называется “Веселый Роджер, или Пиратский праздник – Новый год”. Автор пьесы Дамир Салимзянов. Музыку к спектаклю написал омский рокер Игорь Фауст. Это, что называется, производственная необходимость. Театру нужен новый детский спектакль. – А что в ваших личных режиссерских планах? – “Хочешь рассмешить Бога – сообщи ему о своих планах…” Не люблю слово “планы”, предпочитаю – “намерения”. Намерена работать над современной драматургией, в основе которой – хорошая литература. Я имею в виду прозу Людмилы Улицкой. На генном уровне – До того как стать театральным режиссером, вы окончили актерский факультет РАТИ. Выбор определили гены знаменитой Марии Бабановой? – Бабанова я по дедушке. Марии Ивановне прихожусь внучатой племянницей. В нашей семье те же коды, что и у всех наших соотечественников… Стать актером, режиссером нельзя захотеть. С этим надо родиться и развить то, что дано тебе на генном уровне. На актерский факультет я пошла, чтобы стать режиссером… Помню, в детстве тетя привезла меня в спортивный лагерь, а через месяц в Доме культуры был готов спектакль “Про Федота-стрельца, удалого молодца”. – Вы и спортом занимаетесь? – Занималась бегом с барьерами. Потом эти барьеры превратились в образы. У меня тетя – мастер спорта по лыжам, была в одной команде со Сметаниной, а я вместо тренировок бегала в драмкружок. – Какие роли Марии Ивановны Бабановой вам особенно нравятся? – Могу судить только по спектаклям, снятым на пленку. Арбузовская Таня в постановке Попова, шекспировская Джульетта из спектакля Лобанова в театре Маяковского, бывшем театре Мейерхольда. Из детских воспоминаний – волшебный голос со старой пластинки, на которой был записан “Звездный мальчик” . – Режиссеры Норильского Заполярного театра, как правило, ставили только на своей сцене. Как будет в вашем случае? – Поживем – увидим. Справка “ЗВ” Анна Владиславовна БАБАНОВА – главный режиссер Норильского Заполярного театра драмы им. Вл.Маяковского с октября 2013 года. В 1994 году окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), актерский факультет, курс В.Н. Левертова. Как актриса работала в московских театрах: Театре Российской армии, Камерном театре, Театре под руководством А.Джигарханяна. В 2005 году окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), режиссерский факультет, курс Л.Е. Хейфеца. В 2004 году в Омском академическом театре драмы поставила дипломный спектакль “Сердешные мечтания Авдотьи Максимовны” по пьесе А.Островского “Не в свои сани не садись”. В 2007 году этот спектакль был приглашен в Ниццу (Франция) на ХI Фестиваль русского искусства и кинематографии. Как очередной режиссер (с 2008-го по 2013 г.) поставила в этом театре спектакли “Леди Макбет Мценского уезда” по Н.С.Лескову, “Санта Крус” М.Фриша, “Дорогая Памела” Д.Патрика, “Лес” А.Н.Островского, “Небо на двоих” по пьесе О.Богаева “Марьино поле”, мюзикл “Бременские музыканты” и другие. Сотрудничала также с Омским театром-студией под руководством А.Гончарука, Омским ТЮЗом, Новосибирским академическим театром “Глобус”, драматическими театрами Кургана и Семипалатинска, Калининградским музыкальным театром, “Чехов-центром” на Сахалине. Участвовала в фестивалях и режиссерских лабораториях: фестиваль “Новая драма” (2007), VI открытый фестиваль-конкурс “Золотой конек” (2009, спектакль “До последнего мужчины” отмечен в номинациях “Лучшая сценография”, “Лучший спектакль”), I Международный театральный фестиваль “Академия” (2008), IV Международный фестиваль “Коляда-PLAYS” (2010, спектакль “Звезда на небе голубом не знает обо мне” отмечен в номинации “Лучший актерский ансамбль”), этот же спектакль с успехом прошел на других фестивалях (2011 – Международный фестиваль “Золотая Маска”/”Маска Плюс”, Международный фестиваль “Молодые театры России”, Международный Рождественский фестиваль искусств). |
0 | Твитнуть |