Кадриль из позапрошлого века
Бальный зал
28 ноября 2014 года, 16:55 Фото: Евгения ГЕРАСИМЕНКО Текст: Екатерина СТЕПАНЮК
|
Кавалеры в строгих сюртуках и дамы в платьях с кринолином! На днях холл Публичной библиотеки превратился в бальный зал, а читатели – в посетителей светского салона. Балом в лучших традициях XIX века завершилась череда мероприятий, приуроченных к 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.
Торжественный вечер предваряла городская литературная игра среди учащихся старших классов. Представители трех команд из разных школ вспоминали лермонтовских героев и любопытные факты из жизни поэта. По итогам игры каждый член команды получил памятные подарки от библиотеки и не только: – Конкурс помог мне преодолеть страх сцены, развить личностные качества и, конечно же, узнать больше о творчестве Лермонтова, – сказала после игры ученица 28-й школы София Цюпира. Однако нельзя сводить изучение творчества писателя к одним только биографическим фактам и критическим рецензиям. Размышлять о значимости лермонтовских произведений в русской литературе нужно с опорой на исторические особенности времени, в котором он жил. Поэтому все желающие получили уникальную возможность окунуться с головой в эпоху гениального поэта. Шум бала, новые знакомства, обсуждение последних новостей. Распорядители бала были одеты точь-в-точь, как представители дворянской молодежи XIX века. “Литературный бал”, как и любое светское мероприятие того времени, не обошелся без танцев, чтения стихов и музицирования. Вальс, мазурка, полька, кадриль… Наши прабабушки и прадедушки танцевали их, кажется, так давно. Большинство фигур забыты, а современная зажигательная кадриль не имеет ничего общего с кадрилью бальной. Молодежи предложили выучить несколько па из знаменитых бальных танцев и напомнили о бальном этикете, по которому кавалеры не подпирают колонны, а приглашают дам на танец и дамы не имеют права отказать. На балах в то время не танцевали только раненые... На библиотечном балу в перерывах между танцами гости отдыхали от праздничной суматохи, играли в фанты, слушали стихи Лермонтова и музыкальные композиции. Лермонтов оставил после себя огромное литературное наследие: около трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений. Знают ли его? Любят ли? Ответ на тот вопрос до сих пор казался очевидным, ведь еще Чехов говорил: “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова”. Однако из гостей бала лишь единицы выразили искреннее восхищение талантом писателя: – Мне нравится поэтический пафос лермонтовской лирики, – признался ученик четвертой гимназии Александр Чубай, – в его произведениях очень ярко и точно выражена авторская позиция. Почему же так происходит? В стране прошла масса мероприятий, посвященных двухсотлетию поэта, открылись десятки выставок, кинофестивалей, прошли поэтические конкурсы, а творчество Лермонтова не стало народу ближе: кто-то скажет, что проблемы поэта и офицера далеки от современности, кто-то назовет его творчество слишком мрачным и надрывным. Но лично я считаю, что подобные заявления возникают от недостатка знаний… “Ночное светило русской литературы”, как называл его Белинский, своим творчеством обозначил послепушкинский этап развития 
отечественной классики. Сквозной мотив одиночества в его лирике объясняется историческими особенностями времени, а проблемы, поднятые в его драматических и прозаических произведениях, относятся к разряду вечных. Может быть, мы поймем Лермонтова, если будем чаще читать его стихи? И проводить крупные мероприятия, посвященные его жизни и творчеству, не один раз в двести лет. |
0 | Твитнуть |