В свете газовых рожков
Книга недели От Публичной библиотеки города Норильска
28 ноября 2014 года, 17:01 Текст: Юлия КОХ
|
Уилки КОЛЛИНЗ считается автором первого детективного романа на английском языке, однако его произведения далеки от классического детектива. Балансируя на стыке жанров, писатель склонялся то к мистике, то к семейно-бытовым сценам, то к распутыванию загадочных преступлений, не забывая, конечно, и о мелодраматических влюбленностях. Поклонники автора припоминают времена, когда российскому читателю были доступны лишь самые популярные романы Коллинза – “Женщина в белом” и “Лунный камень”. Однако современные издатели добрались и до менее известных произведений. Так, на полках библиотек появился роман с интригующим названием “Отель с привидениями”.
Книги Уилки Коллинза получили в свое время заслуженное признание у читающей публики, литературных критиков и маститых писателей. С его “сенсационными романами” (а именно так принято определять жанр этих произведений) связан один любопытный парадокс. Читателю, взявшемуся за одно из произведений плодовитого писателя, чрезвычайно трудно оторваться от чтения и заняться более важными делами. Известно, что эта литературная магия действовала уже на современников Уилки Коллинза – поговаривают, что Уильям Теккерей не смыкая глаз за один присест прочел одну из его книг. Довелось испытать на себе гипнотическое воздействие “сенсационных романов” и мне. При этом, разделавшись с очередным романом, вы вполне можете признать, что характеры героев шаблонны, сюжет не так уж и лихо закручен, а концовка предсказуема. Но во время чтения все эти разумные соображения отступают перед властью интриги, которую автор с большим искусством нагнетает на каждой странице. Возможно, секрет притягательности книг Уилки Коллинза в том, что он представляет ситуацию глазами то одного, то другого персонажа, многократно подбираясь к разгадке и снова уводя читателя в сторону. В некоторых случаях природа таинственных событий чисто криминальная, в других в сюжет вмешиваются потусторонние силы. Само название “Отель с привидениями” указывает на то, что этот роман принадлежит ко второй, мистической разновидности “сенсационных романов”. Впрочем, в начале книги не будет ни отеля, ни призраков – Лондон XIX века освещен огнями газовых рожков, а горожане увлечены идеями рационализма. В офис преуспевающего врача врывается таинственная иностранка, умоляющая опытного специалиста проверить, не сходит ли она с ума. Мертвенная бледность гостьи, ее загадочные манеры и странная история, рассказанная внимательному доктору, подсказывают читателю, что перед нами одна из главных героинь какой-то очень загадочной истории. Постепенно мы узнаем, что графиня Нерона (а именно так зовут таинственную пациентку) собирается вскоре выйти замуж за лорда Монтберри, хорошо известного в лондонском высшем свете. Ради загадочной итальянки аристократ бросил невесту, известную своей красотой и ангельским характером. Естественное в такой ситуации осуждение общества подогревала и сомнительная репутация графини – в европейских столицах ее знали как расчетливую авантюристку. Однажды эта наделенная редким умом и железной выдержкой женщина встречается с отвергнутой возлюбленной своего жениха и… совершенно расклеивается. Один вид кроткой Агнес Локвуд вызывает у Нероны приступы безотчетного страха. Она мрачно твердит: эта девушка заставит ее совершить какое-то страшное преступление и невольно станет ее палачом. Странное поведение графини вполне может вызвать недоумение у современного читателя, но в данном случае фатализм вполне оправдан. Развиваясь по спирали, сюжет то разбрасывает главных действующих лиц по разным концам света, то снова собирает вместе. В самом конце истории их пути сойдутся в “отеле в привидениями”, где читателя ждет несколько любопытных открытий. В качестве бонуса к паре вечеров увлекательного чтения автор предлагает разоблачение остроумной аферы, одного настойчивого призрака, романтические пейзажи Венеции, забальзамированную голову и традиционно мелодраматический хеппи-энд. Ну а поклонники жанра обязательно оценят характерный для писателей викторианской эпохи стиль, на четверть состоящий из экзальтированных восклицаний и романтических преувеличений. |
0 | Твитнуть |