Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как забыть этот город?
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
14 сентября 2017 года, 14:54
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Есть такое расхожее выражение: Север не место для жизни. Но тогда как объяснить тот факт, что люди спустя несколько десятков лет уезжают отсюда на материк с большим сожалением? Об этом наш разговор с нормировщиком горным участковым рудника “Заполярный” Натальей СОСНОВСКОЙ. В ближайшие дни она попрощается с Норильском.
Еще до встречи с одним из самых опытнейших сотрудников рудника руководство предупредило: Наталья Николаевна – человек скромный. Вряд ли сама о себе расскажет, что имеет и почетные грамоты, и звания заслуженного работника и ветерана труда ЗФ. Так оно и получилось… Услышав о том, что пришел корреспондент, сотрудница бюро организации труда и заработной платы отдела по работе с персоналом рудника разволновалась… Писать про нее? В газету? Хотя поговорить с этой удивительной женщиной есть о чем – с “Заполярным” связана, по сути, вся жизнь Натальи Сосновской.
– 38 лет, как я живу на Севере, – уточняет наша героиня. – В Норильск приехала после окончания Московского геологоразведочного института, имея на руках диплом горного инженера-экономиста.
Здесь надо сделать небольшое отступление… Даже в 1970-е годы, когда по всей стране развернулись ударные комсомольские стройки, а самой востребованной профессией среди молодежи считалась профессия строителя, поступление в технический вуз для вчерашней школьницы можно было считать поступком неординарным. Что сыграло свою роль? Оказывается, выбор был в некотором роде предопределен: горным инженером-экономистом всю жизнь проработала мама Натальи, отец был горняком. Родители окончили в свое время в Москве Институт цветных металлов и золота, и дочь пошла по их стопам.
– На четвертом курсе я вышла замуж, еще через год родилась дочь, – возвращается к событиям прошлых лет наша героиня. – Как оказалась в Норильске? Мужа по окончании института отправили на Север по распределению. А через год вслед за ним сюда прилетела и я, оставив дочку у родителей.
Первые впечатления – шоковые. 1979 год… Август… Время, когда скудная растительность в тундре начинает увядать и контраст с материком особенно разительный.
– Кругом серость, зелени почти никакой, все мне показалось каким-то мрачным… – признается Наталья. – Муж, когда созванивались с ним, ничего не рассказывал о городе. Мы на электричке добрались до Кайеркана, где у него была комната в общежитии. Надо было решать вопрос с жильем…
Устраиваться на работу выпускница МГРИ пошла в горнорудное управление.
– Там меня очень тепло встретила заместитель директора управления  по экономике Ара Ивановна Крамских и предложила на выбор: Талнах или Норильск. “Правда, в городе у нас один-единственный рудник – “Заполярный”, – предупредила она. И я выбрала это предприятие.
Было у кого учиться
Приняли дипломированную специалистку на “Заполярный” замерщиком маркшейдерских работ, а работать Наталье пришлось с первых же дней в ОТиЗе.
– Два года я числилась на рабочей должности, – продолжает Сосновская. – Начальник был строгий, говорил: “Ну и что с того, что у тебя диплом? Ты ни шахты, ни процессов – ничего не знаешь”. Гонял меня два года под землю на наблюдение.
– Это правильно, с вашей точки зрения?
– Я думаю, правильно… – на секунду задумывается Наталья. – В 1981-м, через два года, после того как устроилась на рудник, я уже была как рыба в воде. А сейчас все по-другому… Сейчас нередко молодежь приходит после вузов, не имея практических знаний, но и получать их в реальных условиях производства никто не спешит.  
Жизнь на руднике, который возглавлял тогда Михаил Никифоров, кипела. С новых объектов “прирезки”, горизонтов 90-го и 45-го метров, выдавалась руда. Постепенно вводились в строй очереди реконструкции рудника. И при этом, вспоминает наша героиня, проходчики работали ручными перфораторами. Горная масса доставлялась в систему рудоспусков при помощи скреперных лебедок. Система разработки была подэтажно-принудительного обрушения. А сегодня это все уже история…
– Мне в те годы было, конечно, у кого учиться… – продолжает моя собеседница. – Нормировщиками у нас трудились очень опытные люди, бывшие начальники участков. Чего стоила, к примеру, специалист Марина Дмитриевна Чеканова! Она на “Заполярном” еще с заключенными Норильлага работала в 1950-х годах и каждую выработку знала как свои пять пальцев. По графику мы должны были спускаться под землю 8–10 раз в месяц. А у Марины Дмитриевны каждый день начинался с этого. Мы даже шутили, что она – самый ценный нормировщик тогда еще начальника участка Вадима Федоровича Николайчука.
Еще одна знаковая фамилия для “Заполярного” – с 1987-го по 1990 год Вадим Николайчук возглавлял рудник, а потом стал первым и последним депутатом Верховного Совета СССР от Норильска, победившим на альтернативной основе.
Прикипела душой
– Не страшно было под землю спускаться? – возвращаемся к разговору.
– Страшно… Технология добычи руды на “Заполярном” принципиально отличается от талнахских предприятий. Здесь действует система с массовым обрушением руды, без закладки выработанного пространства. Я вообще для себя сделала вывод, что шахта – это не мое. Не по себе мне там становится… Но спускаться приходилось, пока стаж подземный не выработала. А как только появилась возможность, перешла на должность экономиста по труду.
– Не было у вас когда-нибудь желания сменить место работы? – задаю провокационный вопрос Наталье Николаевне.
– Пару раз поступали предложения с других предприятий… Даже предлагали стать начальником ОТиЗа, а мне тогда было всего 27 лет. Я отказалась. Руководить нужно было мужчинами. В те годы женщина в ОТиЗе – это был нонсенс. Да и я уже, признаюсь, прикипела душой к “Заполярному”.  
– Работать в вашем отделе было сложно?
– Система оплаты в те годы была сдельная, на каждую выработку – свои нормы. Все очень строго… Сколько человек забурил – такая зарплата ему и начислялась. Бывало, бригадир в конце месяца бился сначала с маркшейдерами за каждый метр, а потом за каждый рубль в ОТиЗе. Закрытие табеля, который нам нужно было, кстати, заполнять вручную, превращалось в целое событие.
– С тех пор система изменилась?
– Сегодня вместо сдельной действует окладная система труда. Все по-другому. Процессы автоматизированы. Хотя сказать, что стало легче, не могу. Требования очень высокие. Много отчетности. С прошлого года на руднике, как и на других предприятиях ЗФ, стали внедрять SAP.
Он уже другой
До того момента, когда Наталья Сосновская расстанется с родным предприятием и уедет в Орел, остаются считаные дни. В городе, где сегодня живет семья дочери Кати, норильчанка купила квартиру. Там, в Орле, ее с нетерпением ждут два внука – Тимофей и Трофим.
– Буду “работать” бабушкой, – смеется наша героиня.
– Прощаться с Норильском трудно будет?
Наверное, этот вопрос можно было не задавать. Все и так ясно. Здесь, на Крайнем Севере, у Натальи Николаевны остаются друзья и коллеги. Здесь остается большая часть жизни, с которой связано так много воспоминаний.
– Норильск, по-вашему, изменился за эти годы?
– Изменился, – кивает моя собеседница. – Лучше стал, красивее… Хотя иногда гуляешь по городу и видишь: дом, в котором раньше жили знакомые, уже снесли. И как-то грустно на душе становится. Но в целом впечатление все-таки такое, что и дома сейчас ярче, и зелени стало больше. Не знаю, как жить без всего этого... Безумно буду скучать по Норильску… – с грустной улыбкой признается Наталья Сосновская.
0

Читайте также в этом номере:

Они не ищут легких путей (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
За большим столом сидели (Лариса ФЕДИШИНА)
Под защитой (Виктор ЦАРЕВ)
Работа для энтузиастов (Наталия НИКОЛАЕВА)
Кто владеет информацией (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мировые стандарты (Татьяна РЫЧКОВА)
На то оно и утро (Лариса ФЕДИШИНА)
Уверенная победа (Лариса МИХАЙЛОВА)
Ночные кубы горняцкой столицы (Екатерина СТЕПАНОВА)
Посоветовались (Татьяна СОКОЛОВА)
Последний срок (Лариса ФЕДИШИНА)
Еще одну стену раскрасили (Татьяна СОКОЛОВА)
Все по зубам (Екатерина СТЕПАНОВА)
Да, были люди… (Евгения СИДОРУК, директор Норильского городского архива)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск