Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
14:05 На праздновании Дня металлурга выступили финалисты фестиваля «Корпорация звезд – 2019»
13:30 Ученые утверждают, что глобальное потепление на Таймыре происходит очень быстро
12:30 Норильский центр безопасности движения приводят в порядок
12:05 10 августа на Таймыре отпразднуют Международный день коренных народов мира
11:05 В «Норильскникельремонте» прошел конкурс инженеров по наладке СДО
Все новости
Ноу-хау в дорожных работах
Подробности
17 апреля 2014 года, 17:32
Фото: Денис Кожевников
Текст: Марина БУШУЕВА
Зимний сезон подходит к концу. О том, как его пережили наши дороги, “ЗВ” рассказал Михаил СОБЯНИН, начальник управления “Норильскавтодор”.
– Зимний сезон в этом году начался в ноябре, когда активно пошел снег. В отличие от прошлых лет, в этом сезоне у нас выпало очень много осадков. На сегодня подрядчиками вывезено почти 900 тысяч тонн снега. Думаю, что большого количества осадков не предполагается, но миллион тонн в любом случае будет. В среднем же мы вывозим 650–750 тысяч тонн за сезон, в прошлом году и того меньше.
– Пришлось работать в особом режиме?
– Справились без особых проблем, потому что с каждым годом у нас увеличивается количество снегоочистительной техники, и на сегодня снег с дорог в городе вывозится на 99%. Ежедневно “Илан-Норильск” и “Байкал-2000”  в штатном режиме выводят на улицы Норильска девять грейдеров, до 16 самосвалов, два-три шнекоротора, три-четыре автопогрузчика Bobcat и три-четыре подметально-уборочные машины.
Очисткой во дворах продолжают заниматься жилищные компании. Они вывозят только часть снега, из-за чего в весеннее время у нас существует такая проблема: дороги уже полностью очищены и можно было бы заняться ямочным ремонтом, но снег с дворов тает и вытекает на проезжую часть.
– Увеличение единиц техники – непременное условие для подрядных организаций или их личная инициатива?
– В этом случае наши интересы сходятся. Нам, как контролирующей организации, необходимо, чтобы дороги были чистыми, а новая техника позволяет сделать это более качественно и в более короткий срок.
Фирма “Илан-Норильск”, занимающаяся дорогами в Центральном районе, за последние три года практически полностью поменяла автопарк автосамосвалов, заменив отечественные на импортные, имеющие большую грузоподъемность и лучшее качество расчистки. Кроме того, они докупили еще один шнекороторный снегоочиститель. Сейчас у них 12 самосвалов, шесть автогрейдеров, три автопогрузчика Bobcat, которые чистят пешеходные переходы, три шнекоротора и четыре подметально-уборочные машины, которые также предназначены для посыпки дорог противогололедными материалами.
– Новая техника приспособлена к северным условиям? Ведь нынешняя зима была не только снежной, но и достаточно холодной.
– В декабре – январе в Норильске стояли сильные морозы. Любая техника, в том числе финская или норвежская, при морозах ниже минус 40 градусов нормально работать не может, что бы там ни обещали ее разработчики. Хорошо, что при таких температурах практически нет осадков. Поэтому выпускали технику на полтора-два часа, после чего она в гараже отогревалась – и по новой. При особо сильных морозах объявляли актированные дни. Хотя я и говорю о том, что автопарк в “Илан-Норильск” и “Байкал-2000” весьма неплохой, но, если техника будет сломана, неизвестно, сколько времени займет ее починка, а с нашими погодными условиями на следующий день может начаться снегопад и срочно нужно будет производить очистку.
– В какое время ведутся снегоочистительные работы на дорогах?
– Круглосуточно. Это в рамках закона, поэтому жалобы на шум работающей за окном техники в ночное время неправомерны. Кроме того, это вынужденная мера, учитывая, что днем на дорогах очень много транспорта и чистящая техника банально мешает движению. К сожалению, не все норильчане могут относиться к этому с пониманием, хотя все это делается для их же блага.
– Есть дороги, которые почему-то не чистятся, хотя находятся в черте города.
– Есть территории, которые никому не принадлежат – так называемые земли неразграниченной государственной собственности. Разговоры об их содержании ведутся регулярно. В итоге было принято решение, что эти участки должна обслуживать та организация, которой это нужно. Например, проезд от Молодежного проезда до Норильского техникума не является ни нашей территорией, ни территорией жилищной компании, обслуживающей этот район. То же касается территории около главпочтамта.
– Норильчане также жалуются, что дороги не посыпают.
– Посыпка дорог ведется постоянно – как в черте города, так и на трассах. В качестве материала для посыпки, сколько я работаю в этой отрасти (а это почти тридцать лет), используется граншлак. Так как это самый экономичный материал. Его цена – 27 рублей за тонну. Кроме того, он загружается на переделах Заполярного филиала. В месяц на дороги высыпаем около пяти тысяч тонн. Любой другой материал необходимо везти с материка. Но даже если завозить песок из Дудинки, цена вырастет в разы. Я уже не говорю про мраморную крошку, которую используют в Финляндии и Норвегии для посыпки дорог. Хотя, конечно, у нее много плюсов – немаркая, тяжелее граншлака и лучше держится на поверхности, поэтому ее не сдувает ветер и ее легче убирать. Наши северные соседи мраморную крошку убирают, складируют, после чего применяют повторно.
– Какие еще новшества существуют в этой области?
– Полив дорог растворами, содержащими соли. В итоге лед на дороге полностью растворяется, вода стекает по канализационным коммуникациям и проезжая часть остается сухой. Еще одно ноу-хау – вмонтированные в дорогу датчики, определяющие температуру, при которой образуется гололед, при этом они самостоятельно поливают дорогу антигололедными жидкостями.
– Почему у нас не используется для посыпки соль?
– Как известно, посыпка наиболее востребована в температурный промежуток от нуля до минус пяти градусов. Когда днем тает, а утром замерзает. Если посыпать солью, то снег начинает ускоренно таять, но если вдруг температура опускается до минус десяти, то благодаря соли снежная каша каменеет, и потом ее невозможно оторвать от асфальта. Вторая проблема – соленая вода в результате стекает под дома, разъедает вечную мерзлоту и повреждает сваи. Казалось бы, крупицы, но специалисты научно-исследовательского центра изучения вечной мерзлоты “Экофундамент” доказали, что посыпка солью неблагоприятно сказывается на фундаменте. В связи с этим нам было рекомендовано ее не использовать.
– Сколько денег расходуется на содержание дорожной сети?
– В зимний период затраты составляют около 100 млн рублей, в летний – 20–25 млн рублей в месяц. Всего на содержание дорог в прошлом году было потрачено 630 млн рублей. Плюс 17 миллионов на содержание средств регулирования дорожного движения – светофоры, дорожные знаки, ограждения – и 8 миллионов на дорожную разметку.
– Какие дороги будут ремонтировать нынешним летом?
– В течение лета в Норильске приведут в порядок дороги общего пользования, тротуары, а также искусственные дорожные сооружения. На Ленинском проспекте одну часть дороги планируется покрыть асфальтом со специальной пропиткой, а вторую – обычным, чтобы впоследствии можно было наблюдать, как себя покажет ноу-хау. Всего же в Центральном районе города отремонтируют 23 тыс. кв. м дорожного полотна, в Кайеркане – 18 тыс. кв. м, в Талнахе – 12 тыс. кв. м. На эти цели из бюджета Красноярского края будет выделено 115 млн рублей.
Кроме того, часть работ выполнят за счет средств дорожного фонда города Норильска. В частности, отремонтируют ряд дворовых территорий Талнаха и участок дороги Норильск – Талнах.
Окончательный план дорожных работ будет утвержден на майской сессии Норильского городского совета депутатов.
– Расскажите подробнее, что за ноу-хау в асфальтировке дорог планируется применить?
– В прошлом году в экспериментальном порядке начали использовать армированную асфальтобетонную смесь. При изготовлении асфальта в него внедряется небольшое количество полимерных гранул, которые при перемешивании распрямляются и в результате упрочняют слой асфальтобетона. В прошлом году мы покрыли таким асфальтом 400 метров дороги при юго-восточном въезде в сторону ТЭЦ.  Когда снег растает, будем наблюдать, как он себя поведет.
В этом году мы решили ввести еще одно новшество: пропитка специальными средствами, которые делают более пластичным битум, входящий с состав асфальтобетона. Естественно, это удлиняет срок службы асфальтобетонного покрытия. Если просто уложить асфальт, то через три-четыре года его, по-хорошему, нужно менять, а при этой пропитке он будет служить шесть-семь лет. В условиях ограниченного бюджета это поможет нам содержать дороги в более-менее нормальном состоянии и удлинить межремонтный цикл. Эту технологию мы и планируем применить на Ленинском проспекте и, возможно, на других участках автодорог.
– Есть надежда, что норильчане увидят на своем веку ровные хорошие дороги?
– Хотя норильчане привыкли жаловаться на дороги, могу сказать, что у нас лучшие дороги в Красноярском  крае, за исключением, может быть, самого Красноярска. Но надо понимать, что наша беда – это вечная мерзлота, которая находится под дорожным полотном. Ее поведение достаточно сложное и весьма непредсказуемо, поэтому избежать изменения профиля дорог – провалов, промоин, вздутий – практически невозможно. Плюс в городе проблема – отсутствие канализационных стоков, что немало вредит дорожному полотну, наличие коллекторов также приводит к провалу дорог.
– Есть какие-то пожелания к жителям города в связи с наступлением весеннего сезона?
– Во-первых, спокойно относиться к гололедице. Это природное явление, избежать которого нельзя. Поэтому по возможности надевайте удобную обувь, нескользящую, без высоких каблуков. К водителям пожелание не оставлять автотранспорт на проезжей части. Снегоочистительной технике очень сложно объезжать легковой автотранспорт. И последнее – соблюдать чистоту в городе. Не бросать мусор в несанкционированных местах, в мусоросборники выкидывать мусор в пакетах, потому что с нашими ветрами все это разлетается по дворам, дорогам.
В случае какой-то неудовлетворительной ситуации можно обратиться в круглосуточную общегородскую диспетчерскую, куда стекается вся информация о состоянии дорог, дворов, сосульках, работе жилищных компаний. Телефон 46-31-31.    
 
Улично-дорожную сеть всех районов Норильска обслуживают два подрядчика: ООО “Илан-Норильск” и ООО “Байкал-2000”. “Илан” занимается очисткой от снега Центрального района, куда входит Оганер, а также Кайеркана, части талнахской дороги (от юго-восточного въезда до поворота на Оганер) и дороги до городской больницы №1. “Байкал” работает в Талнахе. В зону ответственности фирмы входят районная объездная дорога, часть дороги от Талнаха до поворота на Оганер и проезд к бывшему гидропорту Валек.
Объект особого внимания – дорога Норильск – Алыкель. Участком до поворота на Дудинку по контракту занимается УАДиС, подразделение автотранспортного объединения “ЦАТК”. Все остальное – от поворота в столицу Таймыра до аэропорта Норильск и дорога от поворота до Дудинки – федеральная трасса. От снега ее очищает ООО “Илан-Норильск”.
 

 
Нынешней зимой выпало миллион тонн снега
0

Читайте также в этом номере:

ЗАВОДное рокабилли (Лариса ФЕДИШИНА)
Нам обещают СОК (Лариса ФЕДИШИНА)
Понять, решить (Лариса ФЕДИШИНА)
На перекрестке двух дорог (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Саша «взяла Россию» (Екатерина БАРКОВА)
Ах, белый теплоход (Екатерина БАРКОВА)
В поисках лучших (Полина ИВАНОВА)
Чем холоднее, тем лучше (Татьяна РЫЧКОВА)
Оценят по достоинствам (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Молодежь на удочке (Екатерина БАРКОВА)
Онлайн-пропажа билетов (Екатерина СТЕПАНОВА)
Полным ходом (Екатерина БАРКОВА)
Быстрее ветра, сильнее бури (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Проверка грамотности (Марина БУШУЕВА)
Свое дело знают мастера (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Баня, прорубь и Луна (Марина БУШУЕВА)
Почетные из почетных (Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива)
Есть ли в России общественное телевидение? (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск