Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
06:00 «Норникель» готов софинансировать строительство ледоколов для «Росатома»
14:30 «Комбинату добра» исполнилось 4 года
13:50 В Норильске готовятся к трем дням симфонической музыки
12:45 Модели автобусов, ездивших по Норильску с 1940-х годов, представят на выставке «Книга Севера»
11:05 Первая в России конференция по применению промышленных экзоскелетов прошла в Норильске
Все новости
Слова выходят за рамки
Обогатительная фабрика
27 марта 2014 года, 13:22
Фото: Владимир Егоров
Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
В наши дни, как и столетия назад, люди часто задумываются над смыслом происходящего вокруг. Хотят понимать других и быть понятыми. Участники клуба-лектория “Обогатительная фабрика” углубились в изучение этих вопросов, а помог им в этом человек, для которого выражение сути через слова и символы является делом всей жизни. С лекцией “Человек в поисках смысла” Норильск посетил знаменитый дизайнер, график и плакатист Андрей ЛОГВИН.
Он стал четвертым по счету спикером “Обогатительной фабрики” и, пожалуй, самым ожидаемым лектором. Несмотря на то что среди посетителей клуба-лектория можно встретить людей самых разных профессий, большинство из них отмечали, что хотели бы послушать именно дизайнера. Организаторы проекта пошли навстречу слушателям. Приезд Андрея Логвина обещал стать грандиозным событием, ведь с профессионалом такого масштаба свободно пообщаться дано не каждому. Норильчане свой шанс не упустили.
Мыслям – свободу
– Мы будем учиться находить смыслы и делать их смыслами для других, – описал Андрей цель своей лекции. При этом отметил, что его речь пойдет не столько про смысл жизни, сколько про любовь и красоту.
– Я попрошу вас откликаться на мои просьбы, – обратился спикер к слушателям. – Представьте, что вы в детском саду, а я – ваша воспитательница. Чтобы рисовать, не обязательно быть художником. Ведь шанс сделать что-то гениальное есть у всех. Главное – делать.
Прежде чем погрузить норильчан в мир графики и дизайна, Андрей описал собственный путь, который привел его в эту сферу и указал на важность смысла слов. Все началось с фильма Никиты Михалкова “Неоконченная пьеса для механического пианино”, который юный Андрей посмотрел однажды в кинотеатре родного села Ипатово Краснодарского края. По словам дизайнера, эта картина заставила его “вывалиться” из физического мира и перенестись в мир искусства. Привела к просветлению, или, как выразился сам гость, погрузила в “зависон”.
С той поры Андрей Логвин увлекся творчеством. Окончил художественную школу в Ипатове, затем художественное училище в Москве.
– Я испробовал многие способы перехода в другую реальность, – признался спикер, – но мир искусства считаю самым сильным из них. Сильнее любого наркотика. Человек способен создавать свои собственные миры и языки, просто иногда мы их не понимаем. А чем больше таких языков мы знаем, тем больше возможностей открывается нам для путешествия по этим мирам.
За годы своего становления как дизайнера Андрей Логвин сформулировал для себя некую теорию. Он считает, что в вербальном поле существуют иностранные языки, а в визуальном – языки символов.
Развивая эту теорию, Андрей выяснил, что каждой эпохе и каждому событию соответствуют свои символы. В 1997 году он подарил миру один из них. Отобразил свое видение культуры 90-х в России в плакате “Жизнь удалась”. Такая надпись, выполненная черной икрой на красной икре, ассоциировалась с благосостоянием новых русских, с менталитетом конкретного поколения целой нации. Несмотря на то что значение фразы “Жизнь удалась” в полной мере может прочувствовать не каждый иностранец, плакат вошел в списки самых значимых работ плакатистов всех времен и до сих пор является визитной карточкой Андрея Логвина в творческом мировом сообществе.
Между тем у дизайнера появилось множество не менее ярких творений, которые объединяет все тот же принцип – усиление образа через слово.
– Если на защите проекта перед презентацией студенту удается интересно и кратко его описать, это на 90 процентов залог успеха, – уверен Андрей Логвин. – Сегодня от 70 до 80 процентов рекламы в Соединенных Штатах построено по вербальному принципу, то есть на словах. Мы же – нация Достоевского и Толстого – почему-то не умеем говорить. Это касается и бедной речи политиков в различных ток-шоу, и однообразной телевизионной рекламы. Более того, работники сферы коммуникации поставлены сейчас в странное положение: они вынуждены выбирать слова и образы так, чтобы никого не обидеть. Тем самым себя ограничивают, обедняют язык.
Знаковые системы у всех разные, поэтому и события воспринимаются различным образом, считает Андрей Логвин. В обществе произошло смещение оценок и символов. Чтобы исправить ситуацию, спикер призвал норильчан принять за правило: в искусстве не должно быть граней и рамок. Мысли нужно формулировать свободно.
– Чем больше мы пишем и говорим без ограничений, тем лучше для общества, – окончил спикер свою мысль.
От словотворчества к дефиле
Андрей Логвин отдал должное текстуальной рекламе. По его мнению, именно слова, отражающие образ, производят на людей самое сильное впечатление. Важно только подобрать нужное слово и поиграть со смыслами. Заняться словотворчеством. Прекрасным примером такого рода творчества спикер назвал надписи на улицах. В подтверждение показал слушателям целую подборку подобных городских шедевров. А еще привел примеры из ведущих мировых печатных изданий и лидеров рекламной индустрии.
– Внутри привычных вещей кроются такие бездны для размышлений! Попробуйте придумать слово и пройти чуть дальше. Развить свою мысль. Вы увидите, какое это огромное поле для творчества, – уверил Андрей.
Следуя рекомендациям гуру дизайна, слушатели “Обогатительной фабрики” попытались описать себя самих одним единственным словом, и это было только начало. Дальше им предложили изобразить это слово в форме… бумажной маски.
– С помощью масок мы проведем декодирование. Сравним, что у вас в голове и как это видят окружающие, – объяснил Андрей Логвин. – Совпадут ли эти взгляды?
Называя себя воспитательницей в детском саду, дизайнер пошутил лишь отчасти. Потому что следующие 40 минут участники фабрики, подобно детсадовцам, вдохновенно клеили, вырезали, рисовали. Пытались с помощью маски передать свое внутреннее состояние.
Когда работа была закончена, в холле медиакомпании “Северный город” зажглись софиты, заиграла музыка. Началось дефиле. Участники по очереди продемонстрировали свои шедевры. Фото наиболее активных даже попадут в книгу Андрея Логвина.
– Я коллекционирую рукодельные маски, – рассказал “ЗВ” спикер “Обогатительной фабрики”. – Точное число не скажу, но их у меня уже не меньше полутысячи. В будущем планирую поместить их фотографии в книгу, которую назову “Люди, которые носят маски” или “Маски, которые носят люди”.
Помимо масок слушатели лекции с энтузиазмом рисовали три главных эпизода из жизни Колобка, соревновались в креативе в изображении квадратов и писали на бумажных самолетиках свои сокровенные желания.
Перенять европейский опыт
– Я поняла, что плакаты, общение и творчество – это звенья одной цепи, – отметила инженер-энергетик Надеждинского металлургического завода, резидент “Обогатительной фабрики” Ольга Смычкова. – Они заставляют людей реагировать, выражать свои мысли. Андрей правильно сказал, что для создания рисунка не обязательно уметь хорошо рисовать. Теперь я стану более внимательно относиться к словам, обращать внимание на надписи на улице, на рекламные слоганы и на манеру собственного общения с людьми. Иногда человек говорит совсем не то, что хочет, потому что просто не может подобрать верных слов. А слова должны быть простыми. Мне нравится развиваться, читать, изучать психологию, вести активный образ жизни, и “Обогатительная фабрика” очень в этом помогает. Лекция Андрея объединила всех участников, сплотила и дала возможность почувствовать всех нас единым целым.
– Лекция очень понравилась, – подхватил мысль предприниматель Сергей Маланин. – Интересен был и подход к слушателям. Из сказанного Андреем больше всего мне запомнились слова об усилении образа. О том, как с помощью простых средств максимально эффективно донести человеку свои мысли. Думаю, что эти знания помогут мне в работе. Например, при создании рекламы. На “Фабрике” я побывал первый раз, но теперь буду ходить постоянно. Кто станет следующим спикером – заранее знать не хочу. Лучше, если это будет сюрприз.
– Андрей Логвин обратил наше внимание на то, что в Европе существует тенденция к выражению мыслей через слова, надписи. Это действительно так, – поддержала спикера корректор нашей газеты Ирина Катмакова. – Там часто можно увидеть стикеры с надписями, интересные высказывания в рамочках вместо фотографий. Это стимулирует, и россиянам было бы полезно перенять эту традицию. Андрей Логвин – человек успешный и увлеченный своим делом. Чувствуется. Норильчанам повезло, что теперь они могут встречаться с такими людьми чаще.
Она существует!
Не обошлось на лекции Андрея Логвина и без важных традиций, которые сформировались на “Обогатительной фабрике” с самого начала. Во-первых, стали известны имена очередных счастливчиков, которые попали в список резидентов клуба-лектория. Теперь они смогут первыми узнавать все новости проекта и регистрироваться на следующие лекции. Во-вторых, творческий уик-энд для норильского гостя продолжился приятным сюрпризом и расширил представление о городе и его достоинствах.
В качестве небольшой предыстории стоит отметить, что к сорокалетнему юбилею друзья преподнесли в подарок Андрею Логвину сноуборд. Выбора не было, и дизайнер начал осваивать этот экстремальный вид спорта. Катался на Эльбрусе и других горнолыжных склонах. Перед приездом на “Фабрику” встретил в Московском метро парня со сноубордом, который как раз собирался в Норильск кататься. Андрей тоже решил захватить с собой спортивную экипировку. Спикер и не догадывался, что его желание совпало с планами организаторов. Его пригласили покататься на сноуборде на горе Отдельной.
Но это еще не все. Всем, кто следит за творчеством Андрея и читает его записи в социальных сетях, хорошо известны истории из “сотой маршрутки”. Многие интернет-пользователи уверены, что маршрутка №100 – вымысел, но, оказалось, что это не так.
– Однажды я продал свою машину и стал ездить по городу на маршрутке, – объяснил “ЗВ” Андрей Логвин. – Тогда я понял, что все эти годы, пока сам был за рулем автомобиля, не смотрел по сторонам, не слушал, о чем говорят люди, не замечал забавных случаев. Теперь же я стал не просто их замечать, а описывать в “Фейсбуке”. Сначала это были реальные истории под тегом “Сотая маршрутка”, затем вымышленные. Все эти записи стали неким дневником маршрута №100. Очень популярным среди моих читателей. Каково же было мое удивление, когда перед поездкой на горнолыжку в Норильске на остановку подъехала именно сотая маршрутка! Я сначала не понял, что это шутка. Но потом заметил описание ее маршрута: м. Сокол – Домодедово – Алыкель – Норильск – гора Отдельная. Шутка удалась – не то слово! Теперь читатели “Фейсбука” будут знать, что сотая маршрутка действительно существует.
Совершив “круг почета” по городу и собрав таких же спортсменов-лыжников и сноубордистов из числа резидентов “Обогатительной фабрики”, сотая маршрутка отправилась на “конечную остановку”, к горнолыжному склону.
Порывистый ветер не смутил ни норильских спортсменов, ни их московского товарища по увлечению. Оценив обстановку, они приняли единогласное решение – кататься.
– Андрей нас просто поразил, – не сдержала восхищения Ольга Смычкова. – Он оказался замечательным сноубордистом. Сама я решила освоить горные лыжи четыре года назад. Специально для этого поехала в Шерегеш Алтайского края и две недели брала уроки у инструктора. С тех пор катаюсь на горнолыжке каждые выходные. А сегодня в такой интересной, творческой и спортивной компании я открыла для себя нынешний лыжный сезон.
Норильские любители спорта тоже порадовали Андрея своим мастерством. Он отметил настойчивость лыжницы Ольги, целеустремленность специалиста пресс-службы Заполярного филиала и по совместительству сноубордистки Инны Шимолиной, азарт и тягу к экстриму дизайнера медиакомпании “Северный город” Владимира Егорова.
Домой возвращаться не хотелось. После очередного спуска спортсмены снова поднимались в гору.
– Я ощущаю бешеный энергетический подъем, – поделился напоследок сияющий Андрей Логвин. – Что еще нужно человеку, кроме снега?
Напомним, что организаторами проекта “Обогатительная фабрика” являются медиакомпания “Северный город” и компания “Норильский никель”, а участником клуба-лектория  может стать каждый желающий. Для этого необходимо пройти электронную регистрацию на специальном сайте www.fabrika-norilsk.timepad.ru. Количество мест в зале ограничено, поэтому, чтобы записаться на следующую лекцию клуба, нужно внимательно следить за новостями проекта на странице в “Фейсбуке”.
 
Андрей Логвин – лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства. Академик Российской академии дизайна. Обладатель более 30 премий международных и российских конкурсов дизайна и рекламы.
Преподает в Высшей академической школе графического дизайна. Член Российской академии графического дизайна и Alliance Graphique International (AGI). Выступал с лекциями и семинарами в университетах Швейцарии, Франции, Финляндии, Турции, в Украине, Китае, Мексике, России.
Его плакаты и графика хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во многих музеях и коллекциях мира.
Представлен в справочнике Who is Who in Graphic Design (300 лучших дизайнеров мира). В 2004 году китайское издательство Lignan Art Publishing House на 165 страницах выпустило монографию Andrey Logvin. Плакат “Жизнь удалась” стал визитной карточкой дизайнера. Опубликован в альбоме “Русский плакат. 100 шедевров за 100 лет” и номинирован на включение в книгу Phaidon Graphic Classics о мировых иконах графического дизайна всех времен.
 
Возможная иллюстрация к книге о масках
Увлеченному спортсмену ветер не помеха
Долгожданный спикер оправдал ожидания слушателей
0

Читайте также в этом номере:

Горизонты “Октября” (Денис Кожевников)
Норильский вариант (Лариса ФЕДИШИНА)
Не говорите, что трудно (Лариса ФЕДИШИНА)
Правила жизни (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лекарства – в законе (Елена ПОПОВА)
Мелочное дело (Екатерина БАРКОВА)
Урок для учителей (Валентин ПЕТРОВ)
Чтобы меньше воды утекло (Полина ИВАНОВА)
Преданные люди (Екатерина БАРКОВА)
Играть всё (Валентина ВАЧАЕВА)
Стал вице-чемпионом и отцом (Екатерина БАРКОВА)
Хрупкие правила (Елена ПОПОВА)
Проблемный маршрут (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Одна минуточка (Татьяна РЫЧКОВА)
Осень жизни (Лариса Липская)
Три возраста старости (Ирина ЛЕБЕДЕВА, практический психолог)
Не вставая с дивана (Выбор зрителя с Юлией КОХ)
Незаменимая (Лариса ЛИПСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск