Мелочное дело
УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ
27 марта 2014 года, 13:54 Текст: Екатерина БАРКОВА
|
“Почему не принимают копеечные монеты при расчете за проезд в автобусах и при оплате товара в магазинах?” – спрашивают читатели “ЗВ”. Разве не нарушают закон те торговые сети, где округляют сумму покупки до целого числа? Эксперты, у которых мы искали ответы на эти вопросы, подтвердили: нарушаются законы РФ. За это предусмотрены внушительные штрафы.
– Согласно требованиям статьи 30 Закона “О Центральном банке Российской Федерации” банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, в том числе для зачисления на счета вкладов или для перевода на всей территории РФ, – рассказывает заместитель начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Норильске Маргарита Леонтьева. – Мелкие монеты должны приниматься при розничной купле-продаже, при оказании услуг, пополнении вклада или счета, сейчас уже есть такие банкоматы. Штраф за копейки Получается, продавец магазина и кондуктор автобуса не имеют права при расчете отказать в приеме копеечных монет. Монеты – такое же средство платежа, как и бумажные купюры, уточняет Маргарита Леонтьева. Отношения продавца и покупателя товара или услуги являются своеобразным публичным договором. Это предусмотрено статьей 426 Гражданского кодекса России. Согласно документу перед продавцом все покупатели равны, для них установлены одинаковые цены. Если продавец, сославшись на то, что магазин не принимает мелкие монеты, отказывается продать товар, он ущемляет права потребителей. В этом случае “мелочное дело” может закончиться штрафом. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 14.8 КоАП “Нарушение иных прав потребителей”. Что касается случаев, когда продавцы округляют стоимость покупки до целого числа и покупатель платит, например, не 63 копейки, а один рубль, это нарушение квалифицируют по статье 14.7 КоАП “Обман потребителей” – обсчет. – Во всех случаях потребитель должен доказать факт нарушения. Его можно зафиксировать на камеру, диктофон либо подкрепить свидетельскими показаниями. В каждом магазине есть книга отзывов и предложений, там он может оставить свои замечания, указав данные кассового чека. Без этого сложно доказать факт обсчета, – объясняет алгоритм действий Маргарита Леонтьева. – Дальше нужно составить письменное заявление в Роспотребнадзор, и мы проведем проверку в отношении организации. В этой ситуации придется потрудиться и продавцам, чтобы найти опровержение факта нарушения. Обращаем внимание, что с июля прошлого года повысились штрафы за обсчет потребителей. До этого граждане (продавцы), как и должностные лица, платили от одной до двух тысяч рублей, юридические лица – от 10 до 20 тысяч. Теперь по статье 14.7 “Обман потребителей” продавцы, которые несут административную ответственность, заплатят от трех до пяти тысяч рублей, должностные лица, включая индивидуальных предпринимателей, – от 10 до 20 тысяч, юридические лица – от 20 до 40 тысяч рублей. По статье 14.8 “Нарушение иных прав потребителей”, когда у покупателей не хотят принимать мелочь, штрафы не изменились: граждане и должностные лица заплатят от одной до двух тысяч рублей, юридические лица – от 10 до 20 тысяч. При первом нарушении привлекаемое к административной ответственности лицо оштрафуют по нижней планке, при повторном – сумма увеличится. Покупатель вправе потребовать от продавца возмещения морального вреда. К примеру, человек пришел в аптеку купить лекарства, но у него отказались принимать мелочь. В результате он не вылечил ребенка или себя. Еще ситуация: в автобусе кондуктор отказался принимать мелкие деньги, вас попросили выйти, в результате вы опоздали на встречу или замерзли, что актуально на Севере. Вот вам и моральный вред. Компенсировать его можно в гражданско-правовом порядке в суде. Но опять-таки надо не полениться собрать доказательную базу и обратиться в Роспотребнадзор. – Это чисто норильская практика, когда кондукторы в автобусе просят пассажиров расплачиваться номиналом покрупнее. На материке наоборот. Лучше заранее отсчитать 20 рублей и положить в карман. В случае если у вас не берут десяти- и пятидесятикопеечные монеты, вы спокойно можете выйти из автобуса и не платить за проезд. Вы не нарушите закона, так как хотели заплатить, но у вас не взяли деньги. Другой вопрос, когда монеты или бумажные купюры серьезно повреждены, например не распознаются знаки, сильные потертости. Здесь может возникнуть вопрос о подлинности купюры, – говорит Маргарита Леонтьева. – Как в Норильске поступать с мелочью? Есть вариант копить, потом идти в банк и менять на бумажные купюры, но не каждый захочет это делать. За весь прошлый год и первый квартал нынешнего, рассказывает наша собеседница, норильчане ни устно, ни письменно не обращались в Роспотребнадзор по поводу того, что их обсчитали или не приняли мелкие монеты. Скорее всего, дальше “благородного кипения” дело не доходит. – Если бы каждый потребитель отстаивал свою точку зрения, – говорит Маргарита Леонтьева, – мы бы знали об этих нарушениях и реагировали на них. Дело бы сдвинулось с мертвой точки. |
0 | Твитнуть |