Центр современного искусства появится в Норильске
31 марта 2018 года, суббота, 20:12
|
#НОРИЛЬСК «Таймырский Телеграф» - В Норильске появится свой Центр современного искусства. Каким он будет и как сможет стать центром притяжения горожан и эпицентром культурных инициатив, обсудили на Форуме социальных технологий «Город – это мы!».
Под Центр современного искусства муниципалитет передал Музею Норильска здание бывшего Дома торговли по ул. Комсомольской, 37. Для нового общественного пространства это очень перспективное здание: в нем свободная планировка, два этажа, дебаркадеры и лифтовые шахты. Общая площадь помещения 3,5 тысячи квадратных метров.
Рабочее название будущего центра – Арктический музей современного искусства. Его создание - часть большого плана по реорганизации муниципальной музейной сети. Объединенный музейно-выставочный комплекс «Музеи Норильска», в который вошли Музей Норильска, Норильская художественная галерея и PolArt-резиденция, существует чуть больше года. За это время новые руководители платформы изучили, с чем имеют дело, выявили статистику, реальную посещаемость, проблемы и с привлечением внешних экспертов в прошлом году разработали концепцию по развитию музейной сети Норильска. Один из этих экспертов, историк и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Юлия Демиденко тоже участвовала в Форуме социальных технологий.
По мнению директора МВК «Музей Норильска», члена Ассоциации менеджеров культуры Натальи Федяниной, получить перспективное здание под современное музейное пространство – большая удача. Как и то, что вся концепция развития музея получила поддержку.
«Такие концепции постоянно разрабатывают для территорий, но часто они так и остаются на бумаге. Нам удалось найти поддержку в муниципалитете и компании «Норникель», наша концепция принята на расширенном заседании при главе Норильска, и сейчас мы шаг за шагом ее реализуем», - рассказала Наталья Федянина.
Зачем Норильску вообще Центр современного искусства? Существующие музейные помещения уже не отвечают многим современным требованиям. Норильская художественная галерея, к примеру, расположена на первом этаже многоквартирного дома, и там есть постоянный риск залития хранилищ и порчи предметов искусства. Современное искусство не «звучит» в нынешних музейных помещениях так, как могло бы, если бы пространство было правильно организованным и изменяемым, мобильным.
Норильчане достойны новых пространств. Они много ездят, много видят. Музеи меняются, нам тоже нужны новые современные социокультурные пространства, музейные в том числе. Даже предыдущее название - Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района – было лишком узконаправленным, считает Наталья Федянина.
«Сейчас это мировой тренд, и он потихоньку развивается и в нашей стране – нужны музеи городов, которые комплексно показывают место, где мы живем. Среди наших задач не только локальная история, но и будущее Норильска. Как собирать современность? Через что она выражается? Один из самых сильных инструментов документирования и формирования современности – именно современное концептуальное искусство, фиксация и осмысление происходящего с помощью всех доступных форм, в том числе медийных технологий. Медиа сейчас - главное пространство, куда ушла человеческая коммуникация. А как ее коллекционировать, нужно решать в музейном мире.
Многие города поворачиваются к современному искусству, само это выражение часто звучит. Город должен работать с этим понятием, потому что даже для индустриального Норильска наступает время новых, постиндустриальных энергоресурсов, в том числе искусства. Я бы назвала это «полезное создаваемое», по аналогии с полезными ископаемыми. Норильск – город с серьезной харизмой, он достоин чего-то сомасштабного ему», - говорит Наталья Федянина.
Современное выставочное пространство, считают музейщики, должно быть гармонично встроено во внешнюю индустриальную среду Норильска. Команде, которая будет работать над концепцией Центра современного искусства в Норильске, предстоит решить много задач, в том числе продумать архитектурные решения и тип взаимодействия аудитории с этим зданием.
Пермским опытом поделилась с участниками форума арт-директор Музея современного искусства ПЕРММ, специализирующаяся на исследовании городской среды, Наиля Аллахвердиева.
Государственный музей современного искусства PERMM – уникальный проект, созданный весной 2009 года по инициативе галериста Марата Гельмана при поддержке губернатора Пермского края. Первые 5 лет музей располагался в здании Речного вокзала на набережной Камы в историческом центре, потом переехал в новое здание в промышленном районе.
По словам Наили Аллахвердиевой, бренд и уникальная стратегия музея делались на частные деньги, и потребовалось время, чтобы эту стратегию принял город.
«Никакой индустриальный город не готов к большим проектам в области современного искусства. Потому что современное искусство в России - это территория социального конфликта. Так сложилось исторически. В 90-е годы активность развития современного искусства не совпала с уровнем образованности населения и не совпадает до сих пор. Средства массовой информации, в свою очередь, так интерпретировали современное искусство, что это работало против него. Они не занимались популяризацией и объяснением смыслов и значения, а отрабатывали тему скандальных новостей, сформировав образ современного художника как «анфан террибль». Большое количество выставок, которые прокатились по стране в 90-е годы, наверное, редко где не вызывали скандалы. Поэтому осторожность властей в продссировании современного искусства понятна: любая власть не заинтересована в социальном конфликте», - говорит эксперт.
Несмотря на понятные опасения, опыт показал, что музей PERMM не только вписался в пермский и российский художественный контекст, но и выполняет важную функцию превращения культуры в полноценный ресурс развития региона. Сегодня PERMM - это не только актуальный, социально ориентированный музей, но и арт-площадка для коллективных действий художников, экспертов и обывателей, детей и взрослых, популярный центр просветительских и образовательных программ. Подобную задачу ставят перед собой и создатели Центра современного искусства в Норильске.
|
Архив новостей
2019 —
январь176, февраль218, март213, апрель222, май206, июнь207, июль243, август196, сентябрь179, октябрь242, ноябрь212, декабрь71
2018 —
январь262, февраль180, март224, апрель317, май310, июнь290, июль327, август256, сентябрь213, октябрь217, ноябрь216, декабрь172
2016 —
январь231, февраль380, март430, апрель425, май380, июнь279, июль304, август381, сентябрь347, октябрь349, ноябрь352, декабрь371
2015 —
январь207, февраль345, март398, апрель410, май213, июнь303, июль461, август346, сентябрь431, октябрь473, ноябрь376, декабрь460
2014 —
январь108, февраль290, март293, апрель324, май275, июнь233, июль331, август273, сентябрь260, октябрь223, ноябрь268, декабрь353
2013 —
январь279, февраль314, март282, апрель355, май255, июнь144, июль126, август283, сентябрь297, октябрь317, ноябрь279, декабрь208
2012 —
январь105, февраль438, март313, апрель440, май401, июнь257, июль174, август343, сентябрь323, октябрь398, ноябрь352, декабрь325
2010 —
январь248, февраль291, март285, апрель231, май334, июнь312, июль253, август324, сентябрь310, октябрь387, ноябрь474, декабрь538
2009 —
январь199, февраль321, март341, апрель328, май251, июнь245, июль187, август266, сентябрь293, октябрь345, ноябрь290, декабрь239
2008 —
январь284, февраль353, март337, апрель413, май308, июнь324, июль302, август253, сентябрь282, октябрь347, ноябрь313, декабрь408
|
|
 |
|